Как обеспечить индексацию большого сайта в Google — советы по продвижению

23.09.2024
Большой сайт тяжело изучить целиком — такая проблема возникает не только у пользователей интернета, но и у служебных роботов поисковых систем. В результате ресурс может хуже индексироваться, получать меньше упоминаний в поисковой выдаче, посещений и конверсий, чем мог бы.

Руководитель платформы LinksSape Александр Шестаков рассказывает, как оптимизировать сайт, независимо от его размера, чтобы ускорить индексацию в Google и избежать возможных проблем.

Что такое краулинговый бюджет и какова его роль в индексации страниц

Несмотря на все свои ресурсы и мощности, Google не может просканировать и проиндексировать все сайты в интернете. Кроме того, специалисты признают, что система не испытывает особой необходимости в этом. Поэтому достаточно важным является понятие краулингового бюджета — совокупности времени и ресурсов, которые робот Google тратит на изучение страниц отдельно взятого домена.

Важно оптимизировать сайт с учетом этого понятия таким образом, чтобы поисковик как можно быстрее находил ваш контент и заносил его в индекс. За счет этого вы можете нарастить видимость ресурса в выдаче и привлекать больше органического трафика. Особенно это значимо для сайтов с большим количеством страниц, например, онлайн-магазинов, блог-платформ и справочников.

В целом официальная позиция Google по данному вопросу сводится к тому, что, если у ресурса не слишком много страниц и контент на них обновляется редко, для адекватной индексации требуется только поддерживать актуальность файла sitemap — а также с определенной периодичностью проверять, разрешена ли индексация страниц.

Важно, что для поисковой системы индексация одних страниц более актуальна, чем других. Так, новостные разделы будут индексироваться чаще. Это же касается страниц, на которых часто обновляется контент.

Поисковые роботы могут перегрузить сервер сайта, поэтому Google планирует посещения таким образом, чтобы этого не произошло. В результате возможности одновременного сканирования большого количества страниц одного и того же домена ограничены. Может сложиться ситуация, когда краулинговый бюджет будет исчерпан и поисковые роботы начнут реже посещать сайт — это скажется на индексации негативно.

Как оптимально распорядиться краулинговым бюджетом большого сайта

Большим сайтам со значительным количеством страниц рекомендуется принять меры по избежанию подобных проблем и оптимальному распределению краулингового бюджета.

1. Определите приоритетность сканирования

Проанализируйте сайт и выделите страницы, которые должны в первую очередь оказаться в индексе поисковых систем. Также определите те, сканирование которых роботами в целом не обязательно для вашего проекта. Отметьте их в файле robots.txt.

Если этого не сделать, поисковая система может самостоятельно решить, какие именно страницы не нуждаются в сканировании и последующей индексации. При этом точка зрения Google может не совпадать с вашей и привести к ухудшению позиций сайта.

Старайтесь не вносить в индекс страницы, на которых дублируется контент. Избежать этого бывает трудно — особенно на крупных сайтах — но, тем не менее, лучше расставляйте приоритеты в соответствии с этим нюансом. В первую очередь индексации заслуживают разделы, которые содержат ключевой контент и наиболее важную коммерческую информацию.

2. Упрощайте навигацию поисковым роботам

Придерживайтесь строгой и четкой структуры при создании и развитии сайта. За счет этого она будет более удобной не только для аудитории, но и для поисковых роботов. Традиционно считается, что на удобном сайте с каждой страницы возможно попасть на любую другую не более, чем за три клика, — старайтесь придерживаться подобного подхода.

К сожалению, на больших сайтах цепочки редиректов — не редкость. Но если они становятся слишком длинными, это может привести к значительному снижению краулингового бюджета. Поэтому лучше не путать поисковую систему и не злоупотреблять редиректами.

Также использование языка JavaScript нередко вводит поисковых роботов в заблуждение. Желательно использовать на сайте HTML — этим вы существенно упростите задачу Google по внесению ваших страниц в индекс.

3. Оптимизируйте скорость загрузки

Сниженная скорость загрузки страниц негативно сказывается не только на вашей аудитории, но и на работе поисковых роботов. Если она падает до 3 секунд и более, это чревато проблемами с индексацией.

Чем дольше времени требуется роботам для изучения контента страницы, тем больше вероятность, что краулинговый бюджет будет израсходован быстрее и многие страницы вашего ресурса в индекс не попадут. Сегодня существует достаточно инструментов, которые позволяют эффективно следить за скоростью загрузки страниц и оперативно исправлять проблемы, поэтому особых сложностей в данном вопросе возникнуть не должно.

Читайте также
ИТ-образование — это обширная и многогранная область, охватывающая множество направлений, от разработки программного обеспечения до управления данными и информационной безопасности. В ближайшие 5-10 лет ИТ-образование будет продолжать быстро развиваться, реагируя на изменения в технологиях и запросы рынка труда. О том, каким ИТ-образование будет завтра, о ключевых тенденциях, изменениях в подходах к обучению и о том, как современные технологии влияют на подготовку специалистов IT-World рассказывает  Георгий Ефименко, основатель и генеральный директор IT-лаборатории VibeLab.

4. Следите за качеством контента

Несмотря на то, что поисковая система положительно относится к регулярным обновлениям контента, не стоит злоупотреблять этим. Например, если вы внесете в статью чисто косметические изменения, это не сделает информацию более актуальной, но ее индексация потратит часть краулингового бюджета. Избегайте номинальных обновлений контента. При этом логично, что на самых важных для вас страницах контент должен быть наиболее релевантным и востребованным.

Кроме того, рекомендуется уделить время внутренний перелинковке. Так, если на сайте есть страницы, которые вы бы хотели в приоритетном порядке включить в индекс Google, поставьте на них внутренние ссылки с других страниц. Помните, что внутренние ссылки также задают иерархию всему сайту и могут естественным образом направлять поисковых роботов. Практика показывает, что правильная внутренняя перелинковка способна оказать заметное влияние на индексацию и продвижение сайта в целом.

5. Обращайте внимание на ошибки

Когда сайт содержит множество страниц, и часть из них периодически удаляется или меняет адрес, избежать ошибок на 100% практически невозможно. Нередко случается так, что страница имеет статус отклика 404, но при этом регулярно отправляется на повторное сканирование. Таким образом, она впустую тратит краулинговый бюджет. Также скорость сканирования страниц поисковыми роботами уменьшается, если на сайте становится много ошибок сервера (код 5хх).

Обнаружить адреса с данными откликами несложно с помощью сервиса Google Search Console (GSC). Не следует игнорировать их, как делают некоторые вебмастера, — лучше всего инспектировать каждый подобный случай и исправлять обнаруженные ошибки по мере возможности.

6. Актуализируйте информацию в карте сайта

Файл Sitemap поможет поисковым роботом найти нужный контент на вашем сайте и ускорить его индексацию. Поэтому информация в данном файле должна быть актуальной — особенно, если вы часто вносите изменения в структуру ресурса, добавляя или убирая страницы.

Применяйте тег lastmod для недавно обновленного контента. Не добавляйте в карту те страницы, которые вы не хотели бы проиндексировать, а также адреса с кодом отклика, отличным от 200. Старайтесь не утяжелять карту сайта — если ее размер уже превысил 50 МБ, лучше использовать несколько таких файлов и добавить одну общую карту, в которой все они будут перечислены. Также убедитесь, что файлы имеют правильную кодировку (UTF-8).

7. Мониторьте статистику

В GSC есть отчеты, которые позволят своевременно обнаружить проблемы со скроллингом и индексацией вашего сайта. Если вы будете регулярно отслеживать статистику и уделять достаточно времени исправлению обнаруженных проблем, скорее всего, у вас не возникнет серьезных трудностей с индексацией.

При обнаружении на графике наблюдения случаев, когда роботы Google не смогли просканировать ту или иную страницу, вы можете проанализировать каждый из проблемных адресов и определить, что именно стало причиной возникшего затруднения. Также в GSC существует отдельный инструмент, который позволяет проверить конкретные страницы на предмет проблем с посещением поисковыми роботами.

Подытожим

В случае с большим сайтом несложно превысить краулинговый бюджет Google — и тем самым затруднить индексацию и последующие успешное продвижение собственного ресурса. Поэтому важно здраво подходить к оптимизации сайта и делать все возможное, чтобы облегчить работу поисковой системе.

Следуйте представленным выше рекомендациям, правильно расставляйте приоритеты и не забывайте регулярно мониторить ситуацию с индексацией вашего сайта. В этом случае, независимо от его размера, вы сможете добиться положительных результатов и получать больше трафика из поисковой выдачи.