Почему облачным провайдерам так важна доступность данных
В конце 2017 года СМИ, пишущие про технологии, опубликовали свои рейтинги и топы, большинство из которых были посвящены инновациям, IT-решениям, играм и, конечно же, вирусным атакам.
За ними последовали статьи про крупнейшие в этом году взломы систем безопасности, в которых были перечислены многие технологические гиганты и известные поставщики облачных услуг от IBM и Apple до GitLab и AWS. После того, как существовавшая защита подвела государственные организации и бизнес, телеканал CNN назвал 2017 годом, «когда ничто не кажется безопасным». Компания Uber попыталась скрыть утечку данных 57 млн клиентов и водителей, понимая, что это может привлечь большое внимание со стороны общественности, и заплатила хакерам $100,000, но это только вызвало дополнительные трудности.
Основная проблема для технологических компаний заключается в том, что проблемы, перечисленные в этих рейтингах, не ограничиваются финансовыми потерями, сумма которых достигает нескольких сотен миллионов. В них также отмечается уязвимость облаков и то, как их слабые места могут помешать профессиональной деятельности клиентов по всему миру.
Каждая авария в облаке негативно отражается на конечных пользователях: тормозит оказание услуг и наносит ущерб репутации компании. Сегодня облачные технологии меняются и становятся неотъемлемой частью экосистемы каждого крупного глобального бизнеса. Именно поэтому крайне важно, чтобы провайдеры остановили волну разрушительных сбоев и начали уделять обеспечению доступности и резервному копированию данных столько же внимания, сколько росту и расширению инфраструктуры. И это главный вызов для облачного бизнеса.
Развитие рынка облаков
Облака – это огромный растущий рынок. По оценке Forrester, в 2018 году его объем составит $178 млрд (по сравнению со $146 млрд в 2017-м), а уровень конкуренции продолжит расти. При этом эксперты исследовательской организации Synergy Research Group предсказывают, что Amazon Web Services (AWS) сохранит лидирующие позиции и компании будет принадлежать около 35% всего рынка. Получается, что другие известные поставщики и амбициозные новые участники вместе будут бороться за сравнительно небольшую долю потенциальных клиентов.
Череда слияний (включая приобретение Webantic компанией ANS, а также покупка Skyhigh компанией McAfee) наглядно демонстрирует, как лидирующие игроки пытаются разнообразить свои облачные предложения и укрепить присутствие на стремительно развивающемся рынке.
Все, кто вовлечен в облачный бизнес, должны ответить на вопрос: как вы оказываете поддержку клиентам, которые уже выбрали вас?
Сбои и потери
В прошлом году телекоммуникационная компания Verizon столкнулась со взломом, который повлек за собой утечку в Интернет данных 6 млн пользователей. Что стало причиной? Неправильно настроенный облачный сервер, принадлежащий третьей стороне.
В результате 6 млн человек (возможно, больше) были не довольны работой компании Verizon, которую также не устроило качество услуг вендора. СМИ внимательно следили за этими событиями и пытались разобраться, кто виноват в случившемся.
Аналогичная история произошла с компанией GitLab. Авария, вызванная случайным удалением данных с основного сервера, повлияла на 5000 проектов и 700 покупателей (согласно заявлению GitLab).
Проблема облачных провайдеров заключается в том, что ожидания клиентов относительно качества услуг и доступности облачных сервисов каждый день растут. Огромное число частных лиц и компаний доверились поставщикам и ждут, что их данные, инструменты и приложения будут защищены и доступны в случае необходимости.
Именно поэтому такие ситуации, в которых оказались Verizon и GitLab, становятся неприемлемыми. Владельцы бизнеса, работа которого остановилась из-за облачных провайдеров, могут заключить другое сотрудничество. Да и частные заказчики, пострадавшие от сбоев и потерявшие свои проекты, сделают, скорее всего, то же самое.
Нарушения, сбои и атаки могут очень легко привести к потере клиентов разной величины (особенно учитывая тот факт, что поменять поставщика становится проще, а конкуренция растет).
Чем лучше бэкап, тем лучше облако
Сегодня как никогда необходимо дифференцироваться на рынке предоставления облачных услуг. Одна из основных возможностей для развития – обеспечение доступности сервисов, защита данных и резервное копирование. Другими словами, устранение риска сбоев, способных устроить неприятные резонансы в СМИ.
Например, если бы у облачного провайдера Verizon было решение для резервного копирования, изолированное от основной инфраструктуры, возможно, человеческая ошибка, которая стала причиной утечки данных 6 млн человек, не привела бы к таким серьезным последствиям. Аналогично, будь данные GitLabs защищены решением для аварийного восстановления, эти 5000 потерянных проектов могли бы и дальше развиваться по намеченному пути.
Конечно, легко рассуждать об уже случившихся событиях. Но эти примеры возможных сценариев развития событий – именно то, что дает облачным провайдерам шанс решить их проблемы с обслуживанием в будущем и что поможет им сохранить клиентов, которых они заполучили большим трудом.
Проще говоря, мы не можем ничего поделать с вирусными атаками, которые постоянно происходили в 2017 году. Однако мы можем учиться на своих ошибках, чтобы в 2018 году было тяжело составить рейтинг самых крупных происшествий. И когда решение многих самых больших технологических проблем заключается в резервном копировании облаков, кажется глупым не занять активную позицию и не воспользоваться этим.
Виталий САВЧЕНКО,
руководитель группы системных инженеров
Veeam Software в России и СНГ
Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"
Опубликовано 05.04.2018