Российский бизнес и популярные мессенджеры. Как обеспечить безопасность корпоративных коммуникаций

Логотип компании
Российский бизнес и популярные мессенджеры. Как обеспечить безопасность корпоративных коммуникаций
Бизнесу в 2023 году нужно готовиться к росту вложений в информационную безопасность, в частности, защиту каналов передачи данных, и внедрение внутри компаний новых стандартов коммуникаций с использованием специализированного ПО.

Из-за стихийного перехода сотрудников больших и малых компаний на удалёнку во время пандемии практически вся рабочая связь "переселилась" в соцсети и мессенджеры. В Viber, WhatsApp, Телеграм, Skype и Zoom стали лавинообразно вливаться новые пользователи не столько для личного общения, сколько для налаживания корпоративных коммуникаций. Естественно, что за это время в разы выросли объемы воровства данных и оно продолжается - особенно крупная кража, по данным портала Cybernews, произошла в ноябре 2022 года, когда более 500 млн учетных записей пользователей WhatsApp оказались в открытых источниках и базе даркнета.

Чувствительная для бизнеса информация в опасности

В минувшем году возросло количество утечек данных не только из-за действий внешних злоумышленников, но и из-за халатности или злого умысла самих сотрудников компаний. Крупными источниками утечки коммерческой и персональной информации стало использование общедоступных популярных сервисов - передача данных в них практически не защищена. Причиной утечек также послужило отсутствие в организациях корпоративных правил об онлайн-коммуникаций внутри коллектива и за периметром компании.

Согласно исследованиям, если раньше бизнес проявлял интерес к инструментам защиты ИТ-периметра компании, то в 2022 году распространился и на корпоративные коммуникации вне периметра: компании увеличили свои бюджеты на обеспечение кибербезопасности и сохранности данных.

С февраля по май 2022 года российский сегмент корпоративных мессенджеров увеличился практически в 10 раз - до 25 млрд долларов, и по прогнозам аналитиков, в ближайшие три года он может вырасти до 100 млрд рублей.

На сегодняшний день для решения задач бизнеса существует специализированные зашифрованные бизнес-коммуникаторы как альтернатива мессенджерам и соцсетям. Компания покупает лицензионный ключ, рассчитанный на определенное количество пользователей, после чего на смартфон скачивается приложение. Вся коммуникация в нем шифруется и отправляется на сервер, который пересылает информацию, не читая и не сохраняя ее. Все ключи, как и обменные данные, удаляются сразу после переписки, звонка или видеоконференции. При этом общение осуществляется в закрытых группах, поэтому вводить свои персональные данные в приложение не нужно. Получается полный аналог личной встречи без посторонних "ушей". Таких решений на рынке пока немного, но они востребованы, особенно в сферах, где при общении с клиентами необходимо сохранять максимальную конфиденциальность, например, юридической, финансовой или медицинской.

Не все компании готовы защищать свои данные

Насколько готов российский бизнес сегодня, в условиях конкуренции и выживания, адаптации к новым экономическим условиям, повернуться в сторону защиты данных от утечки, просчитать сложно. Во-первых, иностранные мессенджеры давно зарекомендовали себя удобством, широтой функционала, простотой использования, бесперебойной и быстрой работой. Во-вторых, вопросы внешних онлайн-коммуникаций у руководителей, как правило, далеко не под номером один.

Это подтверждают данные опроса, который провела одна из компаний-разработчиков мессенджеров для корпоративных коммуникаций. Руководителей высшего и среднего звена разных российских компаний опрашивали на тему защиты деловых переговоров посредством коммуникаторов. Большинство из них считает, что по сути им скрывать нечего и безопасность не так уж и важна.

При этом ни один из опрошенных не пожелал бы, чтобы его переписки, контакты и звонки были доступны разработчикам самого сервиса, а коммерческие данные о бизнесе и его клиентах оказались в открытом доступе. Именно поэтому разработчикам необходимо обеспечивать защиту данных уже на начальном этапе взаимодействия с представителями бизнеса и делать понятным и прозрачным механизм работы своего софта.

Прогнозы на будущее

Согласно последним тенденциям в сфере защиты и сбережения данных компаний, бизнесу в 2023 году нужно готовиться к росту вложений в информационную безопасность, в частности, защиту каналов передачи данных, и внедрение внутри компаний новых стандартов коммуникаций с использованием специализированного ПО.

Согласно исследованиям, в 2023 году объемы российского рынка средств ИТ-безопасности будут расти, рост сегмента составит около 10%. При этом на первом месте окажется защита приложений и защита данных.

Увеличение объемов рынка корпоративных коммуникаций станет возможным, благодаря тенденциям, которые сформировались уже сегодня, но в 2023 году будут набирать обороты. В числе главных – большое количество специалистов, работающих удаленно, возросшее количество попыток кражи чувствительной для бизнеса информации и спам-звонков, и, в связи с этим, вынужденная необходимость пересмотра финансирования данного сегмента бизнес-процессов. Еще одной тенденцией 2023 года станет увеличение числа игроков на рынке решений для обеспечения сохранности данных, соответственно, вырастет спрос на разработку кастомизированных и персонализированных продуктов под потребности конкретной компании.

Как выбрать продукт для защиты коммуникации

Если руководитель бизнеса решился и готов искать новые мессенджеры и приложения для корпоративных коммуникаций, необходимо для начала ответить на следующие вопросы:

  • Для чего компании необходим такой сервис.

  • Как именно он должен справляться с поставленной задачей.

  • Каким функционалом должен обладать.

  • Насколько высок его уровень защиты от взлома и доступа.

  • Какие гарантии по защите данных дает разработчик.

После этого важно взвесить все плюсы и минусы предлагаемых продуктов, по возможности сравнить их с аналогами.

При выборе подрядчика эксперты советуют обратить внимание на следующие важные моменты:

  • репутация разработчика,

  • готовность его и дальше развивать продукт.

Иными словами, нужно запросить у потенциального поставщика ПО максимум информации как о самом разработчике, так и о его продукте. Важно регулярно проводить проверку предлагаемого решения на безопасность и уязвимость.

Если возможности обратиться к компании-разработчику нет, оценить уровень защищенности решения можно, обратившись к международным стандартам безопасности от независимых экспертов, которые разъясняют, какие механизмы должны быть реализованы в приложении, чтобы обеспечить пользователям заявленный высокий уровень защиты данных:

Читайте также
Российский рынок BI растет, причем как в корпоративном сегменте, так и в сегменте B2G. Елена Новикова, Управляющий собственник компании «Полимедиа», делится с IT-World мыслями о том, с чем связан рост, по каким критериям заказчики выбирают готовые платформенные решения и что ждет от BI-аналитики государственный сектор.

  • обязательное использование средств шифрования на всех уровнях коммуникации: все сообщения и документы зашифрованы на устройстве отправителя и расшифровываются на устройстве получателя,

  • удаление сообщений и очистка истории приложения,

  • мета-данные пользователей не записываются,

  • проведение регулярного независимого аудита безопасности своего решения, т.к. новые баги и уязвимости могут стать мишенью для изощренных методов атак злоумышленников,

  • прозрачность сервиса: открытый код – приложение на неуязвимость может проверить любой желающий,

  • отсутствие экспорта данных из операционной системы смартфона,

  • реализованный механизм двустороннего SSL-pining.

Читайте также
Правила формирования промптов немного отличаются от одной нейросети к другой, в том числе в зависимости от их специализации, например на определенных типах контента, однако имеют множество общих черт. О них и поговорим сегодня, приблизившись на пару шагов к идеальному промпту

Опубликовано 17.03.2023

Похожие статьи