Роботы или живые продавцы?

Логотип компании
Роботы или живые продавцы?
Роботы готовы конкурировать за рабочие места уже сегодня. И ретейл, который восприимчив к новым технологиям, вполне успешно заменяет ими продавцов.

Если до недавних пор роботы лишь помогали человеку, а не подменяли его, то теперь настало время конкуренции людей и машин на рынке труда. Розничная торговля оказалась в числе ниш, куда устремились не просто рукотворные помощники, а настоящие прообразы дроидов BB-8 из «Звездных войн», способные потеснить традиционных продавцов, мерчандайзеров, грузчиков и даже  администраторов магазинов.

Amazon Go

В конце 2016 года компания Amazon объявила, что откроет продовольственный магазин, работающий по технологии just walk out («выбираешь и уходишь»). В нем не будет кассиров: управляющий процессом невидимый робот автоматически распознает, с какого смартфона покупатель готов произвести оплату, и спишет деньги, предоставив человеку даже не задумываться о том, где находится касса и как оплатить покупку.

Роботы или живые продавцы?. Рис. 1

Если опыт окажется успешным, у Amazon уже есть план развития торговой сети из 2000 магазинов под маркой Amazon Go.

Chip

Еще один пример – аппарат по имени Chip, который впервые появился в одном из торговых центров австралийского Сиднея. Он стал результатом партнерства испанской компании Stockland, банка Commonwealth Bank, Австралийского сетевого технологического университета и Университета Сиднея, а произвела его испанская компания PAL Robotics.

Роботы или живые продавцы?. Рис. 2

Необычный продавец ходит по торговым залам и помогает посетителям выбирать нужные товары: раздает советы, подсказки, предлагает донести покупки до припаркованной машины.

Chloe

Робот Chloe появился в сети розничных магазинов Best Buy в Нью-Йорке еще в прошлом году, заменив собой продавца в отделе CD и DVD, видеоигр, аксессуаров для геймеров. Предлагаемую здесь компьютерную мелочь – наушники, зарядные устройства, геймпады, диски и т. д. – раньше выкладывали в зале, где их можно было выбирать самостоятельно. Но найти нужное среди разнообразия моделей было сложно. На помощь и пришел Chloe.

Роботы или живые продавцы?. Рис. 3

В «подчинении» Chloe свыше 15 тыс. наименований. Покупатель просто подходит к дисплею, находит нужный товар и делает заказ. За все остальное отвечает робот: подъезжает к одному ему известной полке на складе, достает заказанный товар и доставляет его покупателю в течение 30 секунд.

Chloe может работать и ночью, когда в магазине нет даже охранников. Оплатить покупку можно с помощью телефона, а робот принесет товар из защищенного хранилища и передаст покупателю через окошко.

Tally

Отказаться в розничном магазине можно не только от продавцов, считают специалисты компании Simbe Robotics. Созданный ими робот Tally не похож на гуманоида, тем не менее он ловко перемещается по торговому залу и, не мешая покупателям, сканирует полки, выявляя, бойко ли идет торговля.

Роботы или живые продавцы?. Рис. 4

Мало того, Tally помогает анализировать доступность товаров, удобство их размещения для покупателей и даже выдает рекомендации. Результаты его работы – изменения, вносимые в планограмму магазина. По сути, Tally берет на себя задачу контроля не просто продаж – он отвечает за расположение товаров в магазине в соответствии с заданной программой, в которой зарезервированы места с оговоренными позициями.

Таким образом, Tally не только освобождает продавцов – он становится гарантом качества работы розничного магазина для поставщиков товаров. Благодаря ему контроль и соблюдение коммерческих договоренностей магазина теперь ведется автоматически.

LoweBot

Идея киберпродавца настолько понравилась ретейлерам, что некоторые из них поспешили обзавестись собственными роботами. Один из примеров – компания Lowe, которая совместно со стартапом Fellow Robots создала LoweBot.

Роботы или живые продавцы?. Рис. 5

Этот невысокий (1,5 м) паренек разъезжает вдоль стеллажей в торговом зале, сканирует товары, контролирует их продажу, выявляет количество оставшихся на полках запасов, собирает данные для статистики, анализа и контроля соответствия планограмме. Еще он умеет работать как киоск самообслуживания.

LoweBot ведет себя как настоящий продавец: встречает посетителей приветствием, интересуется, что они собираются купить, подсказывает, в каком торговом зале и на какой полке можно найти нужный товар. Причем он очень нравится иностранцам – ну в каком другом магазине можно найти продавца, который умеет говорить на 25 иностранных языках?

OSHbot

Компания Lowe еще в 2014 году предложила магазинам поработать с ее роботом OSHbot. Симпатичный андроид приветствовал посетителей на входе и, выяснив, чем помочь, подводил к нужному стенду и даже подсказывал подходящую модель.

Читайте также
Кибервойна против России — это не сюжет блокбастера, а суровая реальность, где каждый сбой в защите данных может стать ударом по национальной безопасности. Александр Хинштейн уверен: в мире, где персональные данные превратились в «новое золото», важна не только защита, но и готовность бить по рукам тех, кто подбирается к этому богатству. Какой должна быть новая система обороны в цифре, кого можно допустить к хранению наших данных и почему бизнесу придется ответить рублем за утечки, рассказывает председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Роботы или живые продавцы?. Рис. 6

Кажется, просто, но в торговом деле нет мелочей. С тех пор OSHbot научился справляться со многими трудностями. Например, когда посетитель не знает, как в точности называется вещь, которую он собирается купить, робот просит его показать образец. Остальное уже просто: OSHbot автоматически распознает искомый товар и указывает, где он лежит на прилавках магазина.

Опубликовано 08.02.2017

Похожие статьи