Pentax K-5: пенТАК!
Издавна в линейке зеркальных фотокамер Pentax одновременно присутствуют две модели. Сегодня это K-r, которая относится к любительскому сегменту, и K-5, ориентированная на энтузиастов и профессионалов. Именно последняя побывала в нашей тестовой лаборатории.
Хочу сразу сказать, что объективно сравнить камеры разных производителей почти невозможно хотя бы по причине того, что нельзя установить один эталонный объектив на камеры разных систем. Да и какой это должен быть объектив? Сколько людей, столько и мнений. Я же попробую взглянуть на камеру непредвзято и понять, какому пользователю она необходима.
Технические характеристики |
|
Тип |
DSLR |
Матрица |
CMOS; 16,3 Мп; кроп-фактор 1,5 |
Светочувствительность, ISO |
80-51200 |
Автофокус |
фазовая (SAFOX IX+) в режиме визирования по видоискателю, контрастная в режиме Live View |
Поле зрения видоискателя, % |
100 |
Кратность увеличения |
0,92×(с объективом 50 мм F1.4, -1D) |
Скорость съемки, кадров/с |
7 |
Дисплей |
3 дюйма, 921000 точек |
Выдержка, с |
30-1/8000 |
Выдержка синхронизации, с |
1/180 |
Зоны фокусировки |
11 |
Крестообразные датчики |
9 (центральных) |
Сегменты экспозамера |
77 |
Видео |
1920×1080 точек, 30 кадров/с |
Карты памяти |
SD, SDHC, SDXC |
Габариты, мм |
131×97×73 (без объектива) |
Вес, г |
740 (с элементами питания, без объектива) |
Корпус
Тем, кто внимательно следит за темой процессоров, наверняка знаком принцип «тик-так», который исповедует Intel: «тик» означает изменение техпроцесса, а «так» – выпуск процессоров с новой микроархитектурой при помощи существующего техпроцесса. Подобной практике следует и Pentax. «Тик» в понимании Pentax заключается в изменении корпуса камеры, а «так» – улучшение начинки при сохранении типа корпуса. Так вышло и с K-5 – в ней используется корпус от предыдущей модели K-7. В чем его особенности? Если сравнивать «тушку» с предыдущим корпусом (K-10D/K-20D), габариты существенно сократились, изменился и материал. И «семерка», и «пятерка» выполнены из магниевого сплава, тогда как прошлые корпуса были из армированного поликарбоната. Хорошо это или плохо? Трудно сказать. С одной стороны, металл более долговечен, с другой – амортизационные свойства пластика лучше, чем у металла. Проще говоря, при несильном ударе по пластиковому корпусу шансы сохранить камеру работоспособной выше, а от сильного удара зеркалку все равно не спасет никакой материал. Впрочем, пластик пластику рознь – материал, использованный в K-20D, может дать фору многим сплавам, а вот новые модели Canon (1000D, 550D) больше напоминают детские игрушки.
K-5 хорошо защищена от внешних воздействий, причем не только сама камера, но и оба «китовых» объектива, чего никогда не было ни у Pentax, ни у ее конкурентов. Искупать K-5 у меня возможности не было, в период тестирования на дворе была зима и осадки имели, так сказать, исключительно твердый характер, но по опыту моего общения с K-20D, скажу, что даже сильный ливень – не повод одевать камеру в целлофановые пакетики.
УправлениеУвы, в погоне за модой корпус K-5 (и K-7) потерял левый ряд клавиш, их место занимает 3-дюймовый дисплей. Зачем делать такой большой экран, когда он требуется лишь для того, чтобы оценить, попал ли ты в фокус, да для хождения по меню? На мой взгляд, двуручное управление было удобнее. Тем более что защитная поверхность на экране достаточно тонкая и даже при небольшом нажатии прогибается. Дисплей той же K-20D не казался столь хрупким. Несмотря на сказанное, управление в K-5 удобно, к нему быстро привыкаешь и впоследствии все действия автоматизируются на уровне рук. Как и положено камере полупрофессионального сегмента, все управление съемкой происходит при помощи кнопок, колеса и барабана. Через меню выполняются только настройки, которые лучше сделать до съемки. Кроме того, у Pentax традиционно присутствуют несколько очень полезных опций, не предусмотренных ни в одной другой системе. Например, TAv – режим, при котором можно жестко выставить диафрагму и выдержку, а светочувствительность подбирать автоматически. Само собой, границы ISO также выставляются. TAv очень удобен, скажем, при недостаточном освещении, когда приходится выбирать между повышенными шумами и риском появления «шевеленки». Фотограф просто выставляет пару, а камера сама старается использовать ISO как можно ниже. Вторая «фишка» Pentax – зеленая кнопка, благодаря которой на любом мануальном объективе, имеющем «прыгалку» (привод диафрагмы), выполняется автоматический замер. Например, при установке «Гелиос 44К-4» достаточно навестись на резкость, выставить диафрагму, а потом нажать на зеленую кнопку – и фотоаппарат автоматически подберет значение выдержки.
Для смены программы на главном барабане требуется удерживать кнопку-блокиратор, расположенную сверху. Видимо, сделано это для того, чтобы программа случайно не сбилась при перевозке или при случайном нажатии. Это позволяет быть уверенным, что ты достанешь камеру из кофра именно с теми настройками, с которыми убрал.Встроенная вспышка хороша – она установлена максимально высоко, насколько позволил корпус, а для ее активации традиционно используется механическая кнопка, и ни при каких режимах съемки вспышка не выпрыгнет сама. Удобно. Для подсветки автофокуса предназначен светодиод, установленный спереди. Светит зеленым. Отключить его можно через меню.
SAFOX! Как много в этом слове для сердца пентаксистов... Хотя это и не слово, а аббревиатура – фирменная система фокусировки Pentax стала уже легендой. К сожалению, легенда грустная. Но поклонников бренда я порадую – последняя версия SAFOX IX+ (используемая в K-5) очень неплоха. Автофокус цепкий, он стал значительно быстрее. До уровня репортерских моделей конкурентов, конечно, ему еще надо расти, однако серьезный прогресс заметен невооруженным взглядом.
Отделить одно от другого настолько сложно, что я решил объединить хард и софт.
В K-5 применяется новая матрица кроп-фактора 1,5 разрешением 16,3 Мп производства Sony. В «семерке» устанавливалась 14,6-Мп матрица производства Samsung, и для своего времени она была одной из лучших. Но новая матрица обгоняет ее по всем параметрам. Признаюсь, мне не нравится гонка мегапикселей, однако если при росте разрешения также будут падать шумы и увеличиваться динамический диапазон, я только за! К счастью, пример K-5 положительный: характер шумов стал лучше – при их появлении детализация снижается меньше, чем раньше.
работа встроенной вспышки
Отдельного упоминания заслуживает программная часть. В K-5 серьезно улучшены алгоритмы экспозамера – если раньше были традиционные недосветы или неточные попадания баланса белого (ББ), то теперь можно не опасаться ошибок и спокойно снимать в JPEG. Да, я считаю, что снимать удобнее в конечный формат. По мне разбирать и редактировать кучу RAW-файлов – сомнительное удовольствие, если, конечно, это не ответственная съемка, от которой зависит твоя зарплата. Впрочем, не только из-за прошлых ошибок автоматики пентаксисты предпочитали RAW, но и потому, что использованные алгоритмы JPEG были не самыми лучшими. K-5 и здесь задает новый уровень. Но любители поработать с RAW тоже не будут ущемлены – для них есть и стандартный DNG, и фирменный PEF, который я считаю лучшим из RAW-форматов. По «весу» он почти равен сжатому JPEG, а по возможностям не уступает другим, более «тяжелым» типам форматов RAW.
Стабилизатор в K-5 встроен в камеру, применяет метод подвижной матрицы. О том, какой тип стабилизации лучше, спорят постоянно, мне же больше нравится именно такое решение. Во-первых, при его использовании все объективы стабилизированы, а для объективов без автоматики надо только ввести фокусное расстояние, чтобы правильно оценить дрожание. Во-вторых, не требуется таскать с собой более тяжелые объективы со встроенным стабилизатором. В-третьих, стабилизатор у K-5 (да и у прошлых моделей) очень неплох с точки зрения эффективности.
Кстати, в «пятерке» имеется возможность стабилизировать изображение не только по горизонтали и вертикали, но и по углу наклона относительно горизонта, при этом главное, чтобы завал не превышал 3 градуса.
Например, такой, как съемка видео. Честно признаюсь: для меня эта функция в зеркалке чужая. И дело даже не в том, что пользоваться ею неудобно или что алгоритмы сжатия несовершенны, просто я люблю фото с детства, а видео – это другой мир.
Одну из главных характеристик я решил вынести в отдельный абзац.
Тестирование проводилось на стенде со штатива и предподнятием зеркала. Съемка велась в RAW+JPEG с отключенными системами шумоподавления.
ISO1600
ISO3200
Полностью рабочими я бы назвал ISO 1600, однако даже ISO 3200 не вызывает какого-то ужаса и при небольшой борьбе с шумом кадры вполне можно использовать. Снимки, сделанные при чувствительности ISO 6400, уже теряют детализацию. Для камеры с кроп-фактором 1,5 это очень хороший результат. Совсем недавно такими результатами могли похвастаться только полнокадровые модели.
Назову еще две интересные функции: «компенсация теней» и «компенсация засветок». По сути, они являются программными расширителями динамического диапазона. Пользователь также может выставить несколько уровней «улучшайзеров». Функции действительно работают хорошо. Кроме того, что сама матрица обладает отличным ДД, она неплохо вытягивает тени без ущерба для качества кадров.
Pentax K-5 – весьма интересная камера, которая сочетает все удовольствия фотографа-путешественника: она компактна, защищена от пыли и влаги. Вам понравятся рабочие ISO до 3200, а также отличный динамический диапазон. Кроме того, модель обладает многими свойствами, которых нет ни у одного конкурента, – например, возможностью компенсации завала горизонта. Кстати, хочу еще упомянуть волшебное звучание затвора: при возможности возьмите «пятерку» в руки и пощелкайте им. Этот звук легко полюбить. Мы присуждаем Pentax K-5 награду «Выбор эксперта».
Достоинства:
Рабочие ISO 3200
Отличный динамический диапазон
Функция компенсации завала горизонта
Эффективный стабилизатор
Грамотный экспозамер
Недостатки:
Слабая защита экрана
Отсутствие клавиш слева от экрана
Ориентировочная цена: 50 000 руб. («тушка»)
Опубликовано 22.03.2011