Авторские права искусственного интеллекта подтвердил суд
Суд Шэньчжэня (Shenzhen, Китай) вынес беспрецедентное решение: наказать нарушителя за незаконное использование интеллектуальной собственности, созданной искусственным интеллектом (ИИ). Эксперты в области юридического права не согласны с решением: по их мнению, объектом авторского права может быть произведение, созданное в результате именно человеческой интеллектуальной активности.
Как ИИ стал полноправным автором
Как сообщила Государственная служба новостей КНР China News Service, таким необычным судебным решением закончилось разбирательство между китайским интернет-гигантом Tencent и онлайн-платформой, управляемой компанией Shanghai Yingxun Technology Company.
В течение последних пяти лет Tencent публиковал контент, созданный автоматизированной программой для написания новостей Dreamwriter. Алгоритмы для ИИ, создающего новостной контент с акцентом на бизнес и финансовые истории, эксперты Tencent разработали в 2015 году.
20 августа 2018 года Dreamwriter написал финансовый отчет, который включал Индекс Shanghai (SSEC), валютный курс и потоки капитала. Статья, опубликованная на web-сайте Tencent Securities, содержала и информацию о том, что она была автоматически написана роботом Dreamwriter.
Несколькими неделями позже онлайн-платформа Yingxun разместила этот отчет на собственном сайте. Поскольку текст был сгенерирован искусственным интеллектом, онлайн-платформа скопировала его без нужных разрешений, посчитав, что у этого материала нет автора, в традиционном понимании этого слова, поэтому и нарушений авторских прав не допущено.
Tencent инициировал судебное разбирательство с Yingxun. Народный суд округа Шэньчжэнь встал на сторону интернет-гиганта, заявив, что ответчик - компания Yingxun - нарушила его авторские права и должна понести гражданскую ответственность. По мнению судей, форма изложения статьи соответствует требованиям письменной работы, структура статьи разумна, логика ясна, в ней есть определенная оригинальность, в контент входит отбор, анализ и суждение соответствующей информации и данных фондового рынка.
Yingxun уже удалила со своего сайта вызвавшую споры об авторстве статью. Несмотря на это, суд вынес решение, обязав ее возместить Tencent экономические потери и защиту прав, сумму которых судьи оценили в 1 500 юаней ($217 по текущему курсу).
Будет ли Yingxun подавать апелляцию, пока неизвестно.
Способен ли ИИ мыслить творчески?
Ряд экспертов считает, что данный инцидент стал важным этапом в признании ИИ в качестве творческой силы. В настоящее время ИИ успешно создает музыкальные и художественные произведения. Уже несколько лет ИИ успешно использует целый ряд печатных и интернет-изданий. В их числе – Stylist, Bloomberg News, The Associated Press, The Washington Post.
Весной 2019 года журнал Esquire Singapore выпустил в свет первый в отрасли печатный номер журнала, в котором размещены статьи, написанные и отредактированные редактором-ботом AI Squire. Работы ИИ, по мнению экспертов Esquire, были настолько профессиональны, что отличить их от созданных журналистами невозможно. Но до настоящего времени вопрос о том, попадают ли произведения, созданные ИИ, под охрану в качестве авторского права, остается спорным.
Как заявил Ванг Гуохуа (Wang Guohua), юрист пекинской юридической фирмы Zhongwen Law Firm, согласно закону об авторском праве КНР, а также некоторым международным конвенциям, созданное произведение должно быть оригинальным, воспроизводимым и произведенным на основе интеллектуальной деятельности человека. Иными словами, оно должно являться результатом именно человеческой интеллектуальной активности. Если же искусственный интеллект создал свою работу лишь на основе ключевых слов, введенных человеком, такую работу, по мнению юриста, защищать авторским правом нельзя.
«Машины может использовать кто угодно, и генерировать одинаковый контент на основании одинаковых ключевых слов. Мы должны подумать, что именно защищает закон об авторском праве - интеллектуальную активность выбора ключевых слов или работу, действительно созданную искусственным интеллектом», - цитируют высказывание юриста информированные СМИ.
Кроме того, по информации тех же СМИ, в 2012 году австралийский суд также вынес решение, согласно которому произведение, созданное с помощью компьютера, не попадает под защиту в качестве объекта авторского права.
Известен и случай, когда объектом аналогичного и довольно скандального разбирательства стал контент, созданный животным. В его обсуждение включились юристы, правозащитники, активисты за свободу информации и блогосфера. Эта курьезная история произошла в 2011 году в Индонезии. Фотограф из Британии Дэвид Слейтер потерял фотокамеру, ее нашла макака по имени Наруту и сделала несколько сотен снимков, в том числе и очень удачные селфи. Потом камера вернулась к владельцу, который потребовал признать свое право на снимки, сделанные макакой.
Дело оказалось гораздо более сложным — его рассматривали несколько лет. Защитники обезьяны доказывали, что за ней следует утвердить авторское право на фотографии, поскольку она действовала вполне осознанно - видела своё отражение в объективе камеры, понимала взаимосвязь между нажатием кнопки спуска затвора и изменением отражения, и делала разные выражения лица. В итоге, в 2017 году суд все же решил, что животное не может быть автором произведения. Все фотографии, сделанные обезьяной, многие из которых очень забавны, признали общественным достоянием.
Опубликовано 16.01.2020