Российский рынок видеорегистраторов
Видеорегистраторы из неизвестного для широкой аудитории сегмента электроники за год стали реальными претендентами на роль самого популярного автомобильного гаджета на российском рынке.
По данным аналитической группы SmartMarketing, в 2011 году было продано 200–300 тыс. видеорегистраторов. В этом году россияне могут приобрести уже до 1,2 млн таких устройств. То есть объем рынка вырастет примерно в 4–6 раз, это самые высокие темпы для сегмента автомобильной электроники (интересно, что еще в начале 2012 года прогнозируемый объем продаж был в районе 700 тыс. штук).
Если прогноз SmartMarketing оправдается, то рынок регистраторов вплотную приблизится к объемам продаж самых популярных автомобильных гаджетов – навигаторов (в 2011 году их продано порядка 1,5 млн). Но навигаторы нужны далеко не всем. К примеру, жители маленьких городов ориентируются отлично и без них, а кто-то всю жизнь ездит на дачу по одному маршруту и знает его наизусть. Кроме того, рынок навигаторов в ближайшем будущем, вероятно, ждет некоторая стагнация – уже сейчас многие предпочитают навигацию в смартфоне.
В то же время максимальная емкость рынка регистраторов составляет 35 млн штук (примерный размер автомобильного парка страны). Видеорегистратор, похоже, нужен каждому, даже самому аккуратному водителю, ведь он может попасть в аварию по чужой вине, столкнуться с хамством и агрессией других участников дорожного движения. Кроме того, по-прежнему распространены различные схемы мошенничества с инсценировкой ДТП. В этих ситуациях наличие под рукой качественного видеоролика, доказывающего правоту, – хороший аргумент, который может пригодиться и в суде (см. IT News № 15/2012), и в разбирательствах со страховщиками. Подтверждает растущую популярность видеорегистраторов и количество снятых с их помощью роликов, ежедневно публикуемых в Сети.
Интересно, что в Европе рынки регистраторов практически отсутствуют. Обстановка на дорогах и культура вождения там на принципиально ином уровне, нежели в России, и потребности в регистраторе как инструменте для защиты прав водителя попросту нет.
Текущая структура российского рынка регистраторов сильно напоминает таковую для сегмента автомобильных портативных навигаторов три-четыре года назад. В продаже одновременно присутствуют несколько сотен моделей приблизительно 170 брендов. Причем даже доли лидеров продаж – ТОП-10 – не превышают 5% на каждого от общего объема продаж регистраторов.
Таблица. Рыночная доля по итогам первого полугодия
Бренд Доля, %
Источник: SmartMarketing
Важное примечание. Аналитики SmartMarketing приводят именно условный рейтинг и предупреждают, что данный Топ-10 не может считаться абсолютно точным. Причина в том, что доли всех участников рейтинга очень близки и по абсолютной величине находятся на уровне статистической погрешности измерения. Поэтому говорить о лидерстве того или иного бренда просто некорректно.
В отличие от рынка навигаторов, где практически все верхние позиции в Топ-10 занимают локальные зонтичные бренды, по большей части отечественные, на рынке регистраторов все еще заметно присутствие иностранных игроков и марок, не знакомых потребителю по другим сегментам рынка портативной электроники. Например, тайваньские DOD, японский Akenori, корейский BlackVue. Из специфических «регистраторных» брендов можно отметить ParkCity (китайские устройства под российским брендом), AdvoCam (разработка и бренд – Россия, сборка – Китай), Neoline (специализирующийся на регистраторах отечественный бренд). Огромное число торговых марок, представленных на рынке регистраторов, по сути даже не являются брендами в полном смысле слова: на полки магазинов попадает продукция небольших китайских заводиков с шильдиком, наклеенным отечественными «торговцами», без необходимой доработки и с минимальным уровнем локализации изделий. Понятно, что гарантии качества и поддержки потребителей в таких случаях никто не дает.
Зонтичных брендов на рынке регистраторов не так много. Из наиболее значимых (по данным SmartMarketing) можно отметить Prestigio (лидер российского рынка навигаторов по итогам первого полугодия 2012 года), Lexand (4-е место по объемам продаж навигаторов), teXet (5-е место) и Ritmix (8-е место).
Сегменты рынка видеорегистраторов
Ценовой разброс на российском рынке видеорегистраторов очень велик: от 1,5 тыс. до 20 тыс. рублей. Все регистраторы можно условно разделить на несколько основных сегментов.
Первый сегмент – от 1500 до 2500 рублей – «сверхбюджетные» модели: как правило, с низким разрешением видео и сомнительным качеством сборки. В основном устройства малоизвестных брендов. Разработка и сборка – Китай, уровень локализации и поддержки потребителя минимален. Когда речь идет об устройствах этого сегмента, практически во всех случаях мы имеем дело с таким хитрым маркетинговым приемом, как «интерполяция». В характеристиках устройства и даже на самой коробке указывается разрешение HD или даже Full HD, а на деле в регистраторе установлена самая дешевая матрица, которая снимает видео низкого разрешения (обычно VGA – 640×480 пикселей). Программно изображение растягивается до нужных размеров: либо HD (1280×720), либо даже Full HD (1920×1080). В бюджетном сегменте практически не представлено устройств с реальным HD- или Full-HD-разрешением. В подобные ценники втиснуть устройство с качественной матрицей просто невозможно.
Доля бюджетного сегмента в общем объеме продаж доходит до 40-50%, но неуклонно снижается. Во-первых, постепенно становятся доступнее качественные устройства с базовым функционалом и натуральным HD-видео (пусть и не самого высокого качества). Во-вторых, российский пользователь становится более образованным и начинает понимать, что дешевле 2500 рублей хороший регистратор найти очень сложно (скорее всего, вместо реальной съемки в высоком разрешении там будет «HD с интерполяцией»). Кроме того, на рынке наблюдается возрастание спроса на дополнительные функции (прежде всего GPS, G-сенсор) и дополнительные аксессуары.
Второй сегмент – от 2500 до 5000 рублей – бюджетные модели с натуральным HD-разрешением, либо Full-HD с интерполяцией, либо даже Full-HD без интерполяции, но более низкого качества (с экономией на остальных элементах, в результате снижающих качество картинки). Пример бюджетных устройств – SUPRA SCR-750, IconBit DVR FHD Le. Традиционно доступные модели в линейке бренда Lexand.
Третий сегмент составляют гаджеты в ценовом диапазоне 5000–7000 рублей: регистраторы с натуральным HD-разрешением хорошего качества с дополнительными возможностями либо модели с базовым функционалом и натуральным Full-HD-режимом. Яркими примерами можно считать новинку бренда Highscreen, регистратор Black Box Drive и Prestigio Roadrunner 510, способные вести запись в разрешении 1920×1080 точек без интерполяции с частотой 30 кадров в секунду.
Четвертый сегмент – модели по цене 7000–9000 рублей. Примечательны натуральным HD- или даже натуральным Full-HD-разрешением видео и функциональными «фишками»: дополнительными возможностями вроде G-сенсора, GPS-модуля, дополнительных аксессуаров в комплекте. Примеров таких устройств немало: DOD GSE500, AdvoCam-FD4 Profi GPS, KAPKAM Q5 и многие другие.
Наконец, в сегменте выше 9-10 тыс. рублей представлены устройства с высоким качеством сборки и применяемых материалов, в подавляющем большинстве случаев с Full-HD-разрешением видеозаписи и большим набором дополнительных функций и аксессуаров. Примерами можно считать Akenori DriveCam 1080PRO, ParkCity DVR HD 530 и Prestigio Roadrunner 700x.
Премиальный сегмент находится в районе 10–15 тыс. рублей. Представителем этого «топ-класса» можно считать модель BlackVue DR400G. Став хитом продаж у себя на родине, в Южной Корее, и в Великобритании, этот регистратор попал и на российский рынок с ценником в районе 13 тыс. рублей. Среди преимуществ – высокое качество сборки и дизайна, GPS-модуль последнего поколения, G-сенсор и компактные габариты. Высокое качество видеозаписи в любую погоду и практически на любой скорости достигается благодаря высококачественной матрице и стеклянной IR-линзе (в других регистраторах – пластик), концентрирующей световые потоки. Практически уникальная для России «фишка» BlackVue – синхронизация со смартфонами на Android.
Дороже 15 тыс. рублей могут стоить многоканальные регистраторы – специальные встраиваемые модули, к которым подключается несколько отдельных камер. Это профессиональное решение, и установить такой регистратор самостоятельно довольно проблематично.
{PAID}Среди главных трендов рынка регистраторов 2012 года – рост доли продаж регистраторов с записью в натуральном HD- и Full-HD-разрешении. Устройства, просто фиксирующие дорожную обстановку, становятся неактуальны. Большинство брендов уже включило в свои продуктовые линейки видеорегистраторы с возможностью съемки видео с разрешением 1280×720, а зачастую и 1920×1080 пикселей. Цены на модели с HD-разрешением и Full-HD разрешением непрерывно падают, хотя следует оговориться: даже при натуральном HD-разрешении качество видео в целом может быть неудовлетворительным. Поэтому главный совет, который обычно дают потребителю, – перед покупкой смотреть пример видео на большом экране.
На рынке регистраторов все популярнее устройства с дополнительными опциями и «фишками». Среди самых популярных у россиян «фишек» – G-сенсор и GPS-модуль. Первый нужен для защиты от перезаписи файлов, снятых в «аварийных» условиях (резкое торможение, крутой поворот и т. п.), второй – для фиксации маршрута и скорости движения автомобиля. G-сенсор можно обнаружить, например, в новинке от Lexand – Full-HD-регистраторе LR-3700. Моделями с GPS-модулем уже пополнили свою линейку бренды AdvoCam, Neoline, Highscreen, DOD, Akenori и многие другие.
Среди интересных технологических трендов рынка также можно отметить рост популярности гибридных устройств. Российский бренд Highscreen отметился регистратором со встроенным детектором радаров – Highscreen Black Box Radar-HD. Устройство пользуется спросом, так как позволяет сэкономить при покупке до полутора тысяч рублей (разница между регистратором Highscreen за 7990 рублей и отдельной покупкой радар-детектора за 4000 рублей и HD-регистратора за 5000 рублей).
Под несколькими брендами вышли модели, представляющие собой гибриды GPS-навигатора и регистратора. Так называемые регистраторы-навигаторы есть в линейке Lexand, teXet, Garmin, Shturmann, Prestigio, Explay, Ritmix и некоторых других торговых марок. По сути это опять же пример экономии денег и пространства на лобовом стекле, но со своим недостатком: не всегда получается установить гаджет таким образом, чтобы водитель видел карту на экране, а камера была направлена прямо на дорогу.
Постепенно регистратор из автомобильного гаджета все больше превращается в универсальное устройство, сфера применения которого гораздо шире. Подобные применения становятся возможны за счет того, что все больше производителей комплектуют свои устройства дополнительными аксессуарами для «неавтомобильного» использования, а также включают в программную прошивку устройств специальные режимы. Например, Prestigio Roadrunner 700x комплектуется набором аксессуаров, превращающих его в полноценную альтернативу спортивной камере. Гермобокс из комплекта позволяет снимать видео под водой на глубине до 60 метров. Также есть крепления на руль велосипеда, шлем и плоскую поверхность.
С большинством моделей бренда AdvoCam совместимы аксессуары из дополнительного комплекта Action Kit. В комплект входят пластиковый бокс для погружения на глубину до 20 метров, крепления на руль велосипеда, на шлемы и плоские поверхности. Обладая специальным режимом записи с повышенным битрейтом Sport, автомобильные регистраторы имеют число применений не меньшее, чем у спортивных камер уровня GoPro. Другой режим съемки, CCTV, делает из регистраторов бытовую альтернативу системе охранного видеонаблюдения. Просто крепления на руль велосипеда (любую трубу) и шлем можно найти в коробке с регистраторами Highscreen, Gmini и некоторых других брендов.
Многие регистраторы можно установить не только в машину, но и на мотоцикл, велосипед и даже использовать как action-камеру или камеру охранного видеонаблюдения (CCTV), в результате чего теоретическая емкость рынка может даже превысить объем автомобильного рынка.
Очевидно, что на данный момент российский рынок автомобильных видеорегистраторов находится в стадии бурного роста и развития. У большинства экспертов уже не вызывает сомнений его дальнейшая судьба: скорее всего, регистраторы пойдут по уже проторенному рынком PND пути. Количество локальных игроков в ближайшие год-полтора сократится, а 70-80% продаж сосредоточится вокруг 10–15 ключевых брендов.
Больше всего от концентрации выиграют потребители: если на рынке сократится количество слабых игроков, уменьшится процент дешевой и низкокачественной продукции на полках федеральных сетей, возрастут функциональная насыщенность и качество предлагаемой потребителю продукции. При этом средний ценник на хорошие и функциональные устройства будет неизменно снижаться.
Опубликовано 23.11.2012