Фабрика планеты Земля
«Какая разница между социализмом и капитализмом?
При капитализме человек эксплуатирует человека, а при социализме — наоборот».
Из услышанного в магазине
Мы настолько свыклись с клеймом «Made in China», что даже не представляем себе, что массовый продукт может быть изготовлен где-то еще. Поднебесная давно стала де-факто заводом для всего мира по производству одежды, техники, игрушек… Да что там говорить – найти некитайский чеснок в продуктовой сети почти невозможно. Правительство Китая создало такие условия, когда крупнейшие западные компании не только инвестируют гигантские средства в экономику страны, создавая совместные предприятия, передавая таким образом технологии официально, но даже не берутся судиться, когда их продукт клонируется. Но вечно ли это?
Далеко ходить не надо – вспомните 90-е годы, когда покупали телевизор Samsung или GoldStar (ставший в дальнейшем LG) только, если не было денег на нормальный. Нормальный – то есть, Panasonic, Sony, ну или Philips. Корейцы, конечно, работали, но меню было неудобно, цвета были неестественными, зато цена компенсировала все.
А помните ли вы замечательный автомобиль Hyundai Pony? Это была одна из первых корейских машин на нашем рынке. Да, он был недорог, правда, гнил насквозь за один сезон, да и обслуживать его было не самым любимым занятием. Снова напрашивается параллель с китайскими компаниями, но десятилетие спустя. Это же самое десятилетие спустя можно видеть, как герой вчерашних дней Sony стала компанией, поставляющей сенсоры для китайских смартфонов, а вот в свои телевизоры устанавливает матрицы бывших конкурентов. Пытаясь свести концы с концами, легендарная компания отдает подразделение VAIO, говоря, что будущее за Xperia, а сегодня уже и смартфонный бизнес убыточен, а, значит, под угрозой закрытия. Коллеги из Philips давно продали большинство подразделений разным компаниям с правами на использование торговой марки. Представьте себе – сейчас сами голландцы занимаются только медицинскими системами, товарами для детей и бытовой техникой. Пока еще в руках европейцев остается системы освещения, но было уже, как минимум, две попытки продать это подразделение сами знаете кому.
В свете этого, любопытно вспомнить факт разделения компании Osram надвое. Условно границу можно провести следующим образом: одна часть занималась бы продуктами b2b, а Ledvance, которая и была продана китайской M.L.S. Electronics, консьюмерскими товарами. Правда, власти Германии одно время выступали против и учредили проверки, но тенденция на лицо.
А где нынче Pioneer, некогда бывшая одним из лидеров рынка аудио? Теперь это только производитель оборудования для диджеев, а также поставщик компонентов для производителей автомобилей.
Но на дворе 2017-й, и сами корейцы во многом начали напоминать лидеров прошлого. Продукты под брендом Samsung сегодня едва ли не самые дорогие в различных секторах, при этом случаются и такие громкие провалы, как, например, с возгоранием смартфона Samsung Galaxy Note 7. И дело даже не самом факте возникшей проблемы, у всех бывает. Но как компания, имеющая такие инженерные ресурсы, умудрилась выдавать на обмен аппараты, которые также оказались бракованными? А речь идет об очень дорогом продукте, при том, что себестоимость изготовления любого, даже самого крутого смартфона сегодня крайне низка. Куда ушли деньги, если примитивная ошибка в аккумуляторе не была обнаружена ни во время тестирования, ни уже после того, как возникли первые случаи возгорания? Оптимизация производства? Повышение эффективности? Судя по преследующим компанию в последнее время скандалам и слухам, касающихся коррупции в высших эшелонах власти Кореи, выводы напрашиваются неутешительные.
А тем временем полчища китайский компаний не сидели без дела. Возьмите в руки смартфон Meizu, Xiaomi, Huawei или любой другой, даже тысяч за 10 рублей. Может быть, пока они не могут делать столь качественные снимки, как Galaxy за 60 тысяч, но в остальном они ничем не хуже, а в чем-то и лучше.
Однако, уже сегодня мы видим то, что многие крупные «китайцы» начали играть мускулами. Как когда-то сказал Рон Деннис (Ronald Dennis), долгое время руководивший командой McLaren F1, «когда долго побеждаешь, мозги жирком заплывают». Многие китайские продукты стоят нынче не меньше корейских, но не рано ли?
Весьма показателен пример Lenovo (которую можно считать китайской условно, ведь компьютерный бизнес ей достался от IBM), в погоде за долей рынка потерявшей в качестве. Сегодня даже корпоративные T-шки, которые во времена американской прописки были эталоном надежности, не могут похватать таким качеством. А о том, что «твердотельник» в Yoga нужно менять раз в год я убедился на опыте коллеги. С другой стороны, «пипл хавает», что еще надо?
Кроме прочего, стоимость производства в Китае растет слишком стремительно и многие компании уже перевезли свои заводы в страны с более дешевой рабочей силой. Кстати, действия нового президента США Дональда Трампа, касающиеся желания производить как можно больше внутри страны, возможно, весьма дальновидное решение, а не популистские заявления. Если выводить производство из Китая все равно придется, почему это не использовать в своих интересах?
Но не все так просто. Я частенько встречаюсь с владельцами российских компаний разных масштабов, которые что-то производят. Когда заходит разговор о том, почему их продукты производятся в Китае, оказывается, что дело далеко не в стоимости производства. Особенно после того, как «рубль превратился в тыкву», рабочая сила в России совсем недорога. Но вот технологий нет.
«Я объездил всю страну, говорил с директорами заводов и производств, и все отвечают одно и то же – у нас нет ни знаний, ни технологий, чтобы это производить» - это слова владельца небольшой компании, пожелавшего остаться неназванным. Ладно Россия, крупный индийский производитель смартфонов и другой электроники Micromax собирает свои продукты вовсе не на родине, а все в том же Китае.
Но ситуация меняется и ясно, что Китай – не последний в эстафете стран-производителей. Кто будет следующим?
Опубликовано 09.03.2017