Гибридное облако и мультиоблако: специфика и отличия

Логотип компании
Гибридное облако и мультиоблако: специфика и отличия
Облачный рынок в России сам по себе все еще мал по сравнению с зарубежным, поэтому и стратегия multicloud пока недостаточно распространена у нас. Не все организации понимают, что такое мультиоблако и в чем его отличие от гибридного облака.

Что такое гибридное облако?

Это частное облако, подключенное к какому-либо публичному облаку с помощью надежного канала. Например, через Интернет посредством VPN по протоколу IPSec или по технологии Direct Connect с шифрованием трафика.

Гибридные облачные среды — удобное и полезное решение, когда необходимо иметь и частное, и публичное облако, а в случае необходимости быстро увеличить количество ресурсов при высокой нагрузке. Это особенно актуально, если программное обеспечение еще не готово к полному переходу в публичное облако. Дополнительное преимущество гибридных облаков в том, что с ними организации могут хранить конфиденциальные данные на своих серверах.

Мультиоблачность: что это такое и для кого

Мультиоблачность (multicloud) — это стратегия использования нескольких облаков от разных провайдеров. Мультиоблако подойдет для крупных игроков, например для больших компаний, имеющих представительства в разных городах и странах. Оно распространено среди ИT-компаний и считается отличным решением при слияниях и поглощениях, так как способно объединить собственную ИТ-инфраструктуру с инфраструктурой приобретенного бизнеса без необходимости переносить что-либо из «чужого» облака в свое. Однако, как уже было сказано, данную модель пока применяет не так много российских предприятий.

В отличие от гибридных, подразумевающих сочетание публичного и частного облаков (как правило, одного провайдера), мультиоблака увеличивают отказоустойчивость сервисов благодаря возможностям резервирования и дублирования инфраструктуры у разных поставщиков облачных услуг. Это исключает перебои в работе и позволяет соответствовать нормативным и управленческим требованиям.

Среди ключевых облачных трендов 2020 года аналитическая компания Gartner выделила мультиоблачность. Это обусловлено целым рядом причин, но большинство компаний переходят на мультиоблачную стратегию в первую очередь потому, что бояться оказаться в полной зависимости от одного поставщика.

На российском рынке тренд лишь формируется. Здесь можно выделить сеть пиццерий «Додо Пицца», которая пользуется мощностями Microsoft Azure и российского оператора. К услугам нескольких зарубежных и отечественных провайдеров обращаются и такие игроки рынка, как Kaspersky, «Битрикс24» и другие.

Гибридное облако и мультиоблако: специфика и отличия. Рис. 1

Мультиоблако дает ряд значительных преимуществ, среди которых:

  • восстановление контроля над уровнем инфраструктуры за счет инсорсинга и сокращения привязки к одному поставщику;

  • повышение гибкости распределения за счет обеспечения согласованности, переносимости и повторного использования в рамках инфраструктуры одного провайдера с помощью контейнеризации и мультиоблачных инструментов (например, GCP Anthos);

  • максимальная операционная отказоустойчивость, а именно аварийное восстановление и резервное копирование в облаке, расширенный доступ к инновационным хабам, предоставляемым облачными провайдерами и независимыми поставщиками ПО.

Сходства между этими решениями есть, но их не очень много:

  • Обе стратегии имеют более одного инфраструктурного решения, то есть некую смесь облаков.

  • Данные могут использоваться облаками совместно.

  • Требуются многочисленные инструменты управления.

Различий несколько больше:

  • Гибридное облако всегда объединяет on-premise-инфраструктуру (то есть собственную) и частное или публичное облако от провайдера. Мультиоблако состоит из нескольких публичных облаков, но может также включать физическую и виртуальную инфраструктуру (в том числе частные облака).

  • В гибридном облаке данные и процессы имеют тенденцию смешиваться и пересекаться, в мультиоблаке облака используются для различных задач, процессы заключены в каждом из разрозненных облаков.

  • В гибридном облаке нужны инструменты безопасности, которые могли бы одновременно работать с различными публичными или частными облаками и собственной инфраструктурой. В мультиоблаке — которые могут работать с несколькими общедоступными облаками.

  • Гибридное облако требует большего внимания к собственным операционным инструментам, мультиоблако — большего внимания и инвестиций в инструменты сторонних производителей.

  • В гибридном облаке предоставляется возможность хранить критически важные данные в контролируемой предприятием инфраструктуре, мультиоблако хранит данные в общедоступных облаках.

Мультиоблака будут полезны компаниям вне зависимости от отрасли, стратегия может быть одной: для безопасности хранения конфиденциальных данных сотрудников и клиентов часть нагрузки переносят в публичные облака, а остальная инфраструктура остается в частном.

Деление на среды можно производить, исходя из потребностей: для внутренней инфраструктуры лучше применять наиболее отказоустойчивые решения, в то время как для внешней критически важны доступность и быстрый отклик.

Облака растут, развивается набор их функций, облегчая задачи разработчика. Однако это требует более высокого уровня погружения от специалистов, эксплуатирующих сервисы, и большей ответственности от архитекторов сервисов. Тема мультиоблачных сред — одна из наиболее актуальных на сегодня. Компаниям важно понять, какая стратегия подходит именно им, чтобы создавать функционально насыщенные и высоконадежные сервисы.

В конечном итоге обе модели предлагают бизнесу возможность предоставлять услуги более эффективным и отказоустойчивым способом. Однако многим организациям еще предстоит пройти долгий путь, чтобы научиться управлять несколькими облачными средами. Несмотря на растущую популярность стратегий мультиоблачных и гибридных облаков, далеко не все используют процедуры и инструменты управления мультиоблачными средами для контроля безопасности и оптимизации расходов.

Читайте также
IT-World рассказывает о наиболее результативных приемах, позволяющих улучшить именно качество ИТ-услуг, которые предоставляет подрядчик, а не просто повысить NPS (индекс удовлетворенности клиента).

Опубликовано 05.07.2021

Похожие статьи