Цифровая трансформация бизнеса и неприятный выход из зоны комфорта
Цифровая трасформация бизнеса — это часто болезненно, дорого, мучительно, это почти гарантированный выход из зоны комфорта. Издание Entrepreneur подробно фокусируется на этом вопросе, предлагая ряд мер, способных смягчить этот непростой период. Отметим, что их советы важны и во многом являются ключевыми для успеха цифровой трансформации, хотя и звучат нечасто.
Почти всегда цифровая трасформация бизнеса меняет бизнес-процессы в компании: нужно сломать устаревший строй, и довольно часто до основания, а затем построить новый цифровой мир. При этом, как при любой революции, тот, кто был никем, может стать всем, и наоборот, поэтому часть персонала, вероятнее всего, будет саботировать и сопротивляться. Также всегда есть люди, которые полагают, что все и так хорошо, и хотя им лично от цифровой революции в одной отдельно взятой компании ни холодно, ни жарко, от них трудно ожидать активной помощи — такие будут смотреть на продвижение в цифровом направлении издалека и отстраненно, мысленно задавая вопрос «ну и зачем».
Другими словами, руководителям процесса цифровой трансформации очень желательно изначально осознавать, что сопротивление, саботаж и отстраненность с нежеланием помогать — будут, это неизбежно.
Выход из зоны комфорта — не слишком приятное состояние не только для рядового персонала, но и для руководителей. Поначалу им может казаться, что цифровая трансформация это отличная затея. На бумаге. Это как красивая картинка джунглей Амазонки, а потом оказывается, что в ручье мурены, а комары в ладонь величиной так и целят своими острыми жадными хоботками. То есть часть персонала может переметнуться на сторону сопротивления уже в процессе цифровой трансформации, на этапе «тут надо кое-что сломать».
Таким образом, в ходе цифровой трансформации надо стремиться к тому, чтобы процесс принес участникам минимальный дискомфорт. И вот что предлагается предпринять. К слову, подчеркивается, что действия обязательно должны быть проактивными.
Первое, необходимо сделать максимально прозрачным процесс планирования изменений, обозначить цели цифровой трансформации, объяснить, что так будет лучше всем (и верить, что это не просто слова). Прозрачный процесс должен включать открытое планирование, четкие и понятные персоналу цели и список изменений, которые придется для этого пережить.
Второе — это обучение персонала. Новые инструменты и процессы должны быть понятны в деталях всем участникам трансформированного бизнес-процесса, поэтому необходимо проводить обучение, курсы, тренинги. Причем с экзаменами, чтобы избежать ситуации «Вася весь тренинг проспал, символизируя пассивное сопротивление своим сном, но галочку получил». В идеале спустя некоторое время персонал уже готов принять неизбежное и обладает для этого необходимыми компетенциями.
Ну и как обычно бывает, всех все равно убедить и переучить не удастся, с этим можно только смириться. «Раньше было лучше», - неизбежно станет позицией некоторых сотрудников.
Отмечается, что здоровый практицизм является основой не только успешного прохождения процесса цифровой трансформации, но и базой для убеждения сотрудников. Не нужно брать на вооружение новейшие, с иголочки, технологии только потому, что о них говорят из каждого утюга. Мало ли что говорят. Возможно, полезнее окажется проверенная годами «рабочая лошадка» без изысков. Такие практичные решения еще и имеют больше шансов на принятие работниками — они не будут рассматривать своих руководителей и сотрудников как жертв рекламы, проталкивающих прожекты с шапкозакидательством. Да и стоят простые, проверенные временем решения, возможно, дешевле.
Ну и напоследок немного статистики. Какой бы сложной, дорогой и порой мучительной была цифровая трансформация бизнеса, очень часто без нее у компании вообще нет шанса на выживание, особенно в ковидном и постковидном мире. По данным компании Markets and Markets, мировой объем продуктов и услуг для цифровой трансформации бизнеса вырастет с $469,8 млрд в 2020 году до $1 трлн 2025-м. А это почти треть всего мирового ИТ-рынка.
Опубликовано 10.12.2020