Личная бухгалтерия на iOS
Все мы когда-то начинаем самостоятельную жизнь. Вот и я несколько лет назад почувствовал вкус свободы, устроился на работу и съехал от родителей. Первое время жил от зарплаты до зарплаты, и все меня устраивало. До тех пор пока не захотелось смартфон – а денег-то нет.
Нужно, думаю, контролировать расходы. Начал с блокнота и ручки. В результате накопил. В ходе адаптации к iOS (теперь у меня был айфон) встала задача найти в App Store подходящее приложение. Дабы сузить выбор, решил определиться, что, собственно, мне нужно?
Итак:
- Простота добавления транзакции. По опыту знаю: если вводить долго, забываешь мелкие покупки и под конец месяца удивляешься – а где деньги?
- Возможность иметь не только положительные счета, но и отрицательные. Одолжил у коллеги 200 рублей на обед, взял кредит на телевизор или, круче, решился на ипотеку – для учета все это просто счета с отрицательным балансом.
- Бэкапы. Обязательная функция в приложениях данного типа. Обидно вести несколько лет бюджет, а потом из-за собственной нерасторопности лишиться всех данных.
- Операции с различными валютами. Сбережения мы теперь делаем не только в рублях, да и в отпуске не мешает следить за своими расходами.
- Категории доходов и расходов. Важнее знать не сколько тратишь, а на что.
- Бюджеты. Чтобы добиться результата, его нужно спланировать. А планирование в финансах – это бюджет.
- Теги. Насколько это нужная функция, я понял только недавно. Хочешь знать, во сколько обошлась поездка в отпуск, начиная с авиабилетов и заканчивая поездкой на аэроэкспрессе? Раньше по возвращении я садился с листом бумаги и считал, а теперь просто ставлю тег.
- Наличие информативных отчетов и сохранение истории транзакций. Именно возможность взглянуть со стороны на свои потребительские привычки позволяет их изменить.
- Туториал. Ну нет у меня желания при первом запуске приложения играть в «Интуицию».
В результате я установил пять приложений, из коих два произвели на меня хорошее впечатление, и одно я оставил. Но обо всем по порядку.
Первое, что хочется отметить, – необычный способ добавления расходов и доходов: нужно пальцем переместить иконку со счетом на иконку с типом транзакции, затем ввести сумму и выбрать дату.
Реализована возможность создавать отрицательные счета. Есть редактируемые категории расходов и доходов. Доступно большое количество валют.
В наличии два типа отчетов: круговая диаграмма с категориями и график расходов/доходов (диаграммы выводятся только помесячно, что не позволяет анализировать свои потребительские привычки за более длительные периоды).
Бэкап: данные можно скинуть на электронную почту в виде CSV-файла. Отмечу и подробную инструкцию.
Минимальными возможностями можно пользоваться бесплатно, но функционал лимитирован настолько (отключен backup, ограничено количество счетов, категорий, не работает бюджетирование, узок функционал отчетов и т. д.), что приложение становится абсолютно бесполезным. Полный функционал доступен по подписке: 119 рублей в месяц, 349 рублей в год или 899 рублей навсегда.
Строгий интерфейс и, на первый взгляд, очень удобная программа. Но не тут-то было…
Доступно создание счетов (накопительные, долговые, дебиторские, наличные), в том числе с отрицательным балансом. Переводы между счетами, транзакции с разделением затрат на несколько счетов (создается транзакция с двумя счетами списания) и создание транзакции с распределением суммы затрат с одного счета по нескольким подкатегориям. Импорт (CSV, OFX, QIF) и экспорт (CSV, PDF) данных. Удобный календарь с отображением запланированных транзакций, разнообразные отчеты и многое другое. Приложение можно подключить к интернет-банкингу (279 рублей в месяц либо 2990 рублей в год), для чего ввести логин/пароль от личного кабинета интернет-банка (я по понятным причинам к этому не готов).
Но реализация убивает желание пользоваться программой. Простейшие процедуры требуют кучу действий: скажем, для удаления счета надо зайти в «Настройках» в раздел «Счета и Бюджеты» и только там выбрать нужное. Есть проблемы с отображением длинных имен счетов или транзакций, что критично, например, для iPhone 5. Наконец, отсутствие инструкции превращает общение с приложением в квест (периодические подсказки ситуацию не спасают).
Добавлю, что у MoneyWiz имеются версии под iPad и Mac OS. Я их не проверял, но упомянуть стоит.
При первом запуске программа встречает подробной инструкцией. Дизайн прост и строг.
Можно создавать счета, и баланс, в том числе отрицательный, задать сразу, без необходимости проводить для этого транзакции. Доступно большое количество валют (курсы обновляются при подключении к Интернету), категории и подкатегории. Есть функция резервного копирования и, соответственно, восстановления данных. Ну и теги, конечно.
Отмечу возможность создавать транзакции из SMS, получаемых из банка при расходовании средств с карты. Приложение само определит в сообщении дату, сумму, номер карты, категорию (но для этого нужно один раз его научить – создать шаблон). Опция разделения транзакции позволяет одну трату разнести на несколько категорий.
Приглянулась возможность при создании счета сделать его вкладом, выставив процентную ставку. В дальнейшем PayMaster сам будет начислять доходы по проценту.
Минусы. Бэкап осуществляется только в iCloud (мне комфортнее хранить подобные данные на своем компьютере). Создание шаблонов для распознавания SMS не очень интуитивно (без туториала не обойтись).
Приложение распространяется по подписке стоимостью $1 в год (но два месяца весь функционал доступен бесплатно!).
Наверное, единственное приложение, которому не нужна инструкция (хотя подсказки присутствуют при первом использовании каждой функции). Мультяшный дизайн с монстрами-помощниками, все элементарно. Увы, за простой внешностью скрывается столь же тривиальный функционал: можно создать бюджет и посмотреть отчеты, но добавление операций лишь по расходам и приходам; экспорт данных тоже только в одном формате – CSV. Автоматическое создание резервной копии, хранящейся на сайте разработчика под вашей учеткой, тоже есть, но у меня так и не получилось восстановить данные с сайта.
Приложение частично бесплатное, и для расширения функционала нужна подписка (119 рублей в месяц либо 1190 рублей в год). Однако она не слишком щедра: станут доступны теги, экспорт данных и снимется ограничение на количество счетов и добавлений доходов.
Таким образом, Toshl Finance устроит тех, кто хочет контролировать доходы с расходами, не углубляясь в счета и прочие прелести финансов. Ввиду отсутствия возможности создания счетов функциональность продукта сведена к минимуму.
Симпатичный дизайн (плюсик в пользу разработчиков). Быстрый способ добавления транзакции: нужно потянуть экран вниз и отпустить, чтобы открыть окно, где и выбрать дату, категорию и сумму.
Отмечу стандартный набор категорий затрат и возможность добавлять новые либо корректировать имеющиеся. Наверное, на этом можно остановиться, ибо дальнейший функционал, на мой взгляд, недоработан. При добавлении счета нельзя задать его баланс – ни положительный, ни отрицательный. Просто создаете счет, даете ему название и сохраняете. Конечно, можно провести транзакцию дохода, но почему бы не позаботиться о возможности задания баланса без каких-либо манипуляций?
Да и с добавлением упомянутой транзакции проблема: в процессе приложение выбирает счет списания, но я так и не понял, какой именно, ведь он каждый раз разный. А в руководстве тоже не прочитать – его попросту нет.
Короче, малопонятный и малоудобный продукт, зато абсолютно бесплатный.
Послесловие
Итак, для простого учета денежных средств по системе «пришло-ушло» подойдет приложение Toshl Finance. Если же вам нужен более функциональный инструмент, рекомендую PayMaster или CoinKeeper: на мой взгляд, они подойдут пользователям с системным подходом, поскольку предлагают достаточный функционал и отличаются приятными бонусами (CoinKeeper – наглядной системой ввода транзакций перетаскиванием, а PayMaster – распознаванием SMS и демократичной ценовой политикой). Ну а если ищете инструмент для взаимодействия с интернет-банкингом и при этом готовы мириться с неудобством повседневного использования – попробуйте MoneyWiz.
Опубликовано 11.03.2016