Полвека, как одна магнитная лента, и зачем в отделе аудиотехники нужны карандаши
Большинство читателей можно разделить на тех, у кого компакт-кассеты были, тех, у кого они лежат где-нибудь на антресолях, и тех, кто до сих пор их слушает. Популярность этого носителя была невероятной и абсолютно закономерной. В год пятидесятилетнего юбилея компакт-кассет давайте вспомним, за что их так любили.
Полвека назад массовыми носителями звука были виниловые пластинки и бобины, требовавшие бережного использования и хранения. Проигрыватель – устройство монументальное, катушечный магнитофон – тоже. Душа любителей музыки и технические нужды некоторых организаций просили чего-то проще, удобнее и портативнее.
С начала 1950-х годов производители экспериментировали с кассетным форматом: первое время лента склеивалась в петлю, потом было еще несколько вариаций на эту тему. В 1963-м компания Phillips представила первую компакт-кассету. Она предназначалась только для записи и воспроизведения монозвука, но через год появилась и с поддержкой стерео.
Стремительному развитию рынка способствовало не только бесплатное лицензирование формата, установленное Phillips, но и достаточно простой механизм записи и воспроизведения. Хотя для музыки первые компакт-кассеты были откровенно плоховаты. Поэтому их чаще использовали в диктофонах, а также для фиксации показаний приборов – как носитель технической информации.
В 1970-х, благодаря доработке магнитной ленты, качество записанного на кассеты звука наконец-то сумело удовлетворить большинство потребителей. Стали набирать популярность кассетные магнитофоны. Поставить и запустить кассету с большинством из них мог даже ребенок. Но какой смысл в легком и компактном носителе, если слушать музыку можно было только со стационарных устройств? И в начале 1980-х широкое распространение получили «бумбоксы» на батарейках: подумаешь, несколько килограмм в руках или на плече! Кстати, сейчас некоторые компании предлагают что-то похожее по форме и весу для воспроизведения звука с цифровых носителей (например, серия Boombox от TDK Life on Record).
Но настоящей революцией стал кассетный плеер. Карманное устройство с наушниками, небывалая портативность и персональность! Перемотка кассеты при помощи карандаша или других подручных предметов (чтобы не тратить батарейки в плеере) – один из символов поколения. Тогда же появились очень качественные и дорогие японские кассеты – любители музыки теперь знали, о чем мечтать, а производители – к чему стремиться.
В СССР выпускались собственные аналоги, например, МК-60-1. Они имели ряд недостатков и в плане качества, и в плане долговечности (со временем пленка начинала скрипеть). Последний способ перезаписать звук с отслужившей свое кассеты заключался в перемотке ленты над горячим паром, например, от кипящего чайника. Зато и стоили МК-60-1 более чем вдвое дешевле «японцев».
У компакт-кассет имелось еще одно важное для портативного носителя качество – исключительная стойкость к повреждениям при хранении и транспортировке, а также к вибрации и встряскам во время воспроизведения. Пришедший им на смену массовый носитель звука – компакт-диск – сильно проигрывал по стрессоустойчивости. Именно поэтому кассетные магнитолы так долго продержались в автомобильных аудиосистемах.
Небольшая царапина на CD серьезно влияет на запись, а звук на кассете остается неповрежденным, даже если разбить корпус. Главное, но зачастую не фатальное, бедствие – зажевывание пленки магнитофоном. С другой стороны, период хранения и использования кассет велик, но конечен. Некоторые любители предпочитали класть их в морозильник, герметично запечатанными. Считалось, что в таких условиях можно продлить срок службы кассеты. Насколько способ эффективен, судить не могу.
Компакт-диск не портится со временем и теоретически может воспроизводиться сколько угодно. Информация с него, в отличие от кассеты, копируется без потерь качества. Но может «сопротивляться» копированию, да и пишущие приводы стали повседневной нормой относительно недавно. Кассета всегда радовала пользователей не только простотой воспроизведения звука (а следовательно, и дешевизной плееров и магнитофонов), но и исключительной легкостью записи. Противников музыкального пиратства это, напротив, огорчало, иногда приводя к бурным протестам. Зато музыка стала доступной, как никогда. И практически любой мог в домашних условиях, без особых навыков и затрат, записать все, что вздумается.
Кассеты использовались и в качестве носителя информации для компьютеров. В частности, в ZX Spectrum и отечественном аналоге ПЭВМ «Байт». Если в компьютере не было встроенного устройства для считывания записи цифровой информации с аналогового носителя, подключался внешний аудиомагнитофон.
Кассеты выпускались в прозрачных (реже – непрозрачных) пластиковых корпусах. Встречались даже экземпляры в металле. Полезное дополнение к фонотеке – чистящая кассета. Вместо магнитной ленты в ней был ворсистый материал для чистки головок воспроизводящего устройства. Один из интересных артефактов – радиокассета. Вставлялась в кассетный отсек магнитофона, который воспроизводил звук, принятый кассетой по радио.
Выводы
Сейчас конечно нет подпольных «точек» и рыночных развалов с кассетами. Серьезные ценители аналогового звука в большинстве своем так и не признали «ширпотребный» формат в силу ограничений качества. А для массового потребления уже давно удобнее MP3. Но небольшой рынок чистых кассет существует до сих пор и вряд ли закроется в одночасье. Потому что еще есть люди, которым нужен дешевый и надежный физический носитель звука.
Опубликовано 25.10.2013