Мой топ саундтреков к играм
Запуская компьютерные игры, мы каждый раз предвкушаем удовольствие. Но вот музыка, такая же важная их часть, как и визуальный ряд, связывающая стройными нотами течение всех событий виртуального мира, редко по-настоящему трогает. Однако есть и среди игр мелодии посильнее хитов Леди Гаги.
Deus Ex: Human Revolution, 2011 г., комп. Майкл МакКанн
Помнится, на стыке столетий вышел шутер в стиле киберпанка – “Deus Ex”. Как и все работы Уоррена Спектора (Warren Spector), он вобрал в себя элементы нескольких жанров, увлекая сложным сюжетом и допуская несколько вариантов прохождения. Проект снискал большой коммерческий успех, став одной из самых продаваемых ролевых игр своего времени. А спустя больше десятка лет во вселенной Deus Ex вышла третья по счету игра – “Deus Ex: Human Revolution”. Ее создатель, студия Eidos Montreal, никакого отношения к серии не имеет. Тем не менее у канадцев получилось даже лучше: оказавшись очень близкой к оригиналу (стиль, атмосфера и т. д.), новинка была очень благосклонно принята как фанатами, так и критиками. События антиутопии разворачиваются в будущем, и, естественно, звуковое сопровождение поручили «электронному» музыканту и продюсеру Майклу МакКанну (Michael McCann). Получившийся саундтрек, а он включил в себя элементы эмбиента, даунтемпо и трип-хопа, гармонично вписался в атмосферу игры, но вне ее воспринимается иначе. К тому же страдает типичной болезнью жанра – затянут.
Dragon Age II, 2011 г., комп. Инон Зур
У поклонников знаменитой серии RPG от Bioware принято хвалить оригинал и ругать продолжение. Однако, на мой вкус, вторая часть “Dragon Age” в некоторых аспектах оказалась лучше осыпанной наградами “Origins”, и один из них – музыка. Ее написал израильтянин Инон Зур (Inon Zur), плодовитый композитор и крепкий профессионал, работавший также на телевидении. Но саундтрек к “Dragon Age: Origins” оказался не лучшей его работой, притом что всё необходимое было в руках творца: опыт, время и Обри Эшберн (Aubrey Ashburn) в роли вокалистки. С ней они создали “I Am The One” и “Leliana’s Song”, в итоге ставшие единственными достойными треками, в то время как остальные – лишь их бледная тень. Саундтрек же к “Dragon Age II” избежал штамповки. Да, ингредиенты те же, включая вокалистку, но блюдо получилось существенно ярче, глубже и эмоциональнее. В нем почти нет слабых мест. Что касается жанровой принадлежности, здесь переплелись симфонические и этнические мотивы, а также фолк. Если говорить о недостатках, то, как и в случае с работой Майкла МакКанна, это излишняя затянутость.
Machinarium, 2009 г., комп. Томаш Дворак
Жизнь дает немало примеров того, как усилиями независимых разработчиков рождаются маленькие шедевры. И “Machinarium” один из них. Созданная за три года скромной (всего семь человек) чешской студией Amanita Design, эта яркая адвенчура рассказывает трогательную историю робота Йозефа, который должен спасти свою возлюбленную. Населяющие Машинариум механизмы ведут себя как люди, по этой причине за главного героя и переживаешь, как за близкого человека. Саундтрек написал Томаш Дворак. И, надо сказать, получился он под стать игре – такой же красивый и самобытный. Удивительно, но в самой “Machinarium” полностью отсутствуют диалоги, вместо них с игроком общается музыка. Это как бы еще одно измерение, дополняющее необычный визуальный стиль. Электроника, чил-аут, легкие мелодии. Как и сама игра, саундтрек получился очень позитивным. А оптимальная длительность не дает заскучать.
Bastion, 2011 г., комп. Даррен Корб
Символично, что два саундтрека в моем топе написаны для скромных проектов. И хотя в случае с “Bastion” издателем выступила крупная компания в лице Warner Bros. Interactive Entertainment, принципиально это ничего не меняет. Приятно: чтобы создать по-настоящему талантливую работу, не нужен большой бюджет и вмешательство продюсеров с их «фичеркатами».
События разработанного студией Supergiant Games экшена разворачиваются в фэнтезийном мире: происшедшая катастрофа полностью изменила его обитателей. Играя за Парня (The Kid), мы должны отстроить Бастион, последнее безопасное место. Будучи изометрической, игра имеет локации в виде летающих островов. Все они нарисованы от руки, все – штучной работы. Под стать визуальному стилю и саундтрек: чувствуется любовь к каждой детали. Как и игра для американской студии, он стал дебютом для композитора Даррена Корба (Darren Korb). В основу положен трип-хоп, сдобренный электроникой, гитарой и экзотическими инструментами. Получилось на славу: имея стандартную для игрового саундтрека продолжительность, тем не менее ни разу не дает заскучать, как и собственно игра, мастерски ведущая повествование устами Рассказчика.
The Neverhood, 1996 г., комп. Терри Тейлор
Этот топ был бы неполным без классики. Более того, она обязана его возглавить. В середине 1990-х DreamWorks Interactive создала квест, в котором вся игровая обстановка, включая героев, выполнена из пластилина. Чтобы оживить материал, авторы использовали анимацию. Но изюминка заключается не только в этом. Отсутствует интерфейс, а весь геймплей строится на разгадывании головоломок: нужно разыскать кассеты, рассказывающие историю мира, чтобы в финале спасти его от злодея. В необычной и немного сумасбродной стилистике создана не только сама игра, но и саундтрек к ней. Мелодии Терри Тейлора (Terry S. Taylor) получились незамысловатыми, а из инструментов – труба, саксофон, контрабас, гитара плюс ударные. По сути, экспериментальный джаз. И тем не менее музыка оказалась настолько задорной и запоминающейся, что ее до сих пор используют в рекламных роликах и на телевидении.
Постскриптум. Блуждая по просторам YouTube, не поленитесь посетить этот канал. В нем девушка исполняет известные мелодии из ТВ-сериалов и видеоигр. И делает это глубоко и талантливо, как и перечисленные в этой статье работы профессионалов.
Опубликовано 03.06.2013