Управление наличностью в подразделениях и устройствах самообслуживания банка
Обслуживание наличности: подсчитываем затраты банка
Банку с обширной банкоматной сетью инкассация обходится относительно дорого. Удельные затраты банка или стоимость выдачи клиенту 1 рубля могут составлять от 0,03% до 0,1% (то есть от 3 до 10 копеек на каждые 100 рублей). Эта стоимость складывается из стоимости подготовки кассет банкомата, стоимости инкассации одного устройства и процента от перевозимой суммы. Дополнительные издержки возникают из-за «пролеживания» денежных средств и невозможности проведения операций, если для этого не хватает наличности или депозитор банкомата переполнен. Также следует учесть и стоимость обработки выгруженных из банкоматов остатков денежных средств.
Издержки можно значительно снизить, если точно определять необходимое количество и время загрузки денежных средств. Для этого требуется проанализировать статистику по каждому банкомату и выработать рекомендации для персонала, непосредственно работающего с банкоматами.
Помимо затрат, связанных с обслуживанием банкоматной сети, существуют затраты обусловленные «пролеживанием» денежных средств в подразделениях банка. Многие подразделения, не имея специализированной системы прогнозирования движения денежной наличности, при поддержании уровня ежедневного остатка излишне перестраховываются. В результате остаток может значительно превышать уровень, необходимый для покрытия потребностей клиентов.
Для анализа больших объемов данных, а также создания и контроля прохождения документов используются специализированные информационные системы.
Проблемы, которые решает специализированная информационная система
При планировании инкассации банкоматов основное внимание часто уделяют оптимизации затрат на загрузку банкоматов. Специалисты банка стараются проводить инкассации так, чтобы, с одной стороны, не допустить простоя банкомата из-за отсутствия наличности, а с другой – не «перегрузить» устройство деньгами. Это ведет к неравномерному графику обслуживания банкоматов, а значит – к повышению нагрузки и затрат на службу инкассации. Так, в известном региональном банке до внедрения современной ИС возникали случаи, когда на один день планировалась инкассация 15 банкоматов, а на следующий - до 90. Благодаря специализированному программному решению возросла предсказуемость и равномерность нагрузки на службу инкассации, исчезли резкие скачки количества выездов в разные дни.
Также серьезной проблемой банков являются издержки, которые создают деньги, принятые от клиентов и находящиеся в депозиторе банкомата. Банк еще не может использовать в своей деятельности эти средства, но, как правило, они уже зачислены на счета клиентов, которые могут оплачивать различные услуги в безналичной форме и перечислять денежные средства в другие банки. При наличии у банка большого количества банкоматов с функцией «cash-in» требуется, чтобы используемая ИС поддерживала эти устройства и позволяла оптимизировать такой вид издержек.
Банкоматы часто выходят из строя по техническим причинам. Специалистам банка, управляющим сетью банкоматов и планирующим их загрузки, необходимо оперативно реагировать на подобные случаи. Если данные технического контроля поступают из различных систем и источников, то учесть все события и грамотно использовать информацию о них в планировании чрезвычайно сложно. Возникают ошибки и, как следствие, организационные накладки. Возможность получать и анализировать технические данные в единой информационной системе упрощает процесс планирования и снижает количество ошибок.
Для подразделений банка важной задачей является поддержание оптимального уровня остатков денежной наличности, достаточного для осуществления операционной деятельности, а так же сокращение затрат на инкассацию/подкрепление.
На уровне центрального денежного хранилища банка (кассового центра), перед банками стоит задача поддержания запасов денежной наличности уже в разрезе каждого номинала, в объеме минимально необходимом для обеспечения потребностей подразделений и банкоматной сети. Как правило информации о предстоящем суммовом приходе/расходе недостаточно и специалистов кассового центра для определения потребностей интересует купюрный набор поступлений и расходов денежной наличности. Специализированная ИС должна обеспечивать решение и этой задачи.
Филиальные сети крупных отечественных банков очень обширны. Использование специализированной системы позволяет объединить процессы планирования для всех подразделений банка в едином информационном поле и добиться значительного снижения затрат по управлению денежной наличностью.{PAID}
Как в банке выстраивается работа с системой прогнозирования и планирования
В качестве примера приведу результаты внедрения нашего отраслевого решения LanCashManagement для управления наличностью в подразделениях и устройствах самообслуживания банка «Санкт-Петербург».
В настоящее время система банка использует статистические и оперативные данные, а также специальную модель прогнозирования и выстраивает прогноз прихода/расхода денежных средств с учетом множества факторов: недельного, месячного и сезонного трендов, праздничных и зарплатных пиков и т.д. На его основе автоматически формируются рекомендации по срокам и суммам подкреплений/сдачи наличности для 36 офисов и более 500 банкоматов. Исходя из этих рекомендаций, планируется работа служб инкассации и центрального денежного хранилища.
За процессом прогнозирования и планирования внимательно следит один специалист. Он контролирует результат, выданный системой, и при необходимости вносит корректировки. На такую работу специалист затрачивает около трех часов в день.
В системе LanCashManagement специалист кассового центра банка получает информацию о будущих приходах/расходах денежной наличности в разрезе каждого номинала. В результате он может заблаговременно выдать задание кассирам - в какой вид упаковки фасовать денежную наличность после пересчета. Также система LanCashManagement по каждому номиналу показывает специалисту, какой объем денежной наличности требуется вывезти или наоборот - заказать в РКЦ, и когда это требуется сделать.
Кроме специалистов, занимающихся планированием, с системой работают несколько специалистов по обслуживанию банкоматов. Они отслеживают в программе устройства, проходящие плановую профилактику или вышедшие из строя.
Доступ к внедренному решению имеют также администраторы системы и руководство банка, которое использует программу для мониторинга ситуации в целом.
Опубликовано 18.02.2013