Топ-10 стратегических приоритетов ИТ-директора в 2017 году
Достижения в области цифровых технологий и совершенствование бизнес-моделей продолжат менять баланс в бизнесе, что ложится дополнительным бременем на ИТ-директоров (CIO), стремящихся обеспечивать конкурентоспособность своей компании. Облачные вычисления, прогностическая аналитика, мобильные приложения, машинное обучение и робототехника – способствует более широкому распространению прорывных подходов и концепций.
Согласно результатам недавнего опроса Gartner, директора по информационным технологиям ожидают, что в ближайшие пять лет «цифровые» доходы их компаний вырастут с 16% до 37%. В рамках этого исследования, получившего название CIO Agenda, были опрошены 2944 ИТ-директора в 84 странах. По прогнозам ИТ-директоров из компаний государственного сектора, 77% их процессов станут цифровыми – по сравнению с 42% в настоящее время. Впереди большие перемены, и они будут происходить быстрее, чем когда-либо прежде.
Мы еще в самом начале 2017 года, и список первоочередных задач, стоящих перед директорами по информационным технологиям, может показаться бесконечным. Так с чего же начать? Мы оставляем на ваше усмотрение, в какой последовательности и каким именно образом решать насущные задачи. Но мы, все же, рекомендуем вам начать с этих 10-ти.
1. Возглавьте цифровое преобразование вашей компании
Наиболее проницательные и дальновидные ИТ-директора возглавят процесс цифровой трансформации. Тем не менее пока лишь менее 40% респондентов, опрошенных Gartner в рамках исследования 2016 CIO Agenda Survey, заявили, что они полностью контролируют цифровую трансформацию своей компании. Этот результат не сулит ничего хорошего для более чем 60% участвовавших в опросе ИТ-директоров, которые надеются преуспеть за счет цифровых усилий других.
Другой опрос, 2016/17 Deloitte CIO Survey, выявил «существенные расхождения между оценкой ИТ-директоров того, как они создают преимущества для бизнеса, и заявленными компаниями бизнес-приоритетами и ожиданиями». В то же время, как показало исследование Deloitte, большинство ИТ-директоров сконцентрированы на подводной части «цифрового айсберга» – обновлении существующих малоэффективных систем и устаревших процессов.
Вам, как ИТ-директору, было бы лучше сосредоточиться на всем цифровом айсберге, или он «вспорет корпус» вашей организации. Франсуа Ланкон, который курирует бизнес Oracle в Азиатско-Тихоокеанском регионе, крайне резок в своей оценке этой ситуации. По его мнению, «либо ИТ-директор возглавит цифровое преобразование, либо директор по цифровым технологиям (CDO) подомнет под себя сферу ИТ в компании, и CIO как должность и функция канет в лету и станет историей».
Руководство цифровым преобразованием – это командный «вид спорта». Тем не менее, ИТ-директор должен стремиться быть «первым среди равных», как рекомендует Gartner. Именно этого ожидают от своего CIO главные исполнительные директора, и 2017 год становится годом, когда каждый ИТ-директор должен оправдать это ожидание.
2. Прекратите просто рассуждать об «ориентированности на клиента» и начните действовать
Сколько времени вы тратите на посещение клиентов вашей компании и общение с ними? Насколько активно и часто ваша компания или организация проводит исследования для изучения опыта использования технологий и ожиданий этих клиентов?
По данным глобального опроса Deloitte CIO Survey, 57% респондентов назвали «клиентов» в качестве своего главного приоритета в бизнесе – рост по сравнению с прошлогодними 45%, что является хорошим знаком. В то же время, лишь 45% опрошенных директоров по информационным технологиям считают, что их ИТ-служба реально помогает улучшать качество обслуживания клиентов посредством своих технологических возможностей. Поразительное несоответствие.
В 2017 году каждый ИТ-директор должен (или должна) взять на себя обязательство проводить, по крайней мере, 20% своего рабочего времени с клиентами. Такого рода обязательство, как наверняка сочтут многие ИТ-директора, потребует значительных временных и ресурсных затрат, которых они не могут себе позволить. Но каждая минута и каждый цент этих затрат обязательно окупится.
3. Сделайте аналитику данных и Интернет вещей центральным ядром вашей компании
Так называемый «Интернет вещей» – это не просто такая странная штука как подключенные к сети холодильники. Речь идет о компаниях в целом ряде отраслей, стремящихся улучшить свою экономическую эффективность, повысить надежность систем, качество продуктов и уровни обслуживания, а также создавать совершенно новые бизнес-модели и потоки дохода. По оценкам, количество «вещей», которые будут подключены к Интернету, достигнет около 50 млрд. к 2020 году, что составляет приблизительно 6,3 «вещи» в расчете на каждого человека на планете. Очевидно, что впереди «большие вещи».
Поставляет ли ваша компания программное обеспечение или является оператором железнодорожных перевозок, выращивает сою или производит реактивные двигатели, сдает в аренду скутеры, или повышает поголовье скота, снабжает электроэнергией дома или делает насосы для плавательных бассейнов – именно ИТ-директор отвечает за выявление и изучение возможностей компании применительно к Интернету вещей, и ускорение внедрения этих возможностей.
Реальная отдача наступит тогда, когда компании выйдут за рамки отдельных изолированных проектов Интернета вещей и проявят комплексный подход, создавая прибыльные бизнесы на базе этих возможностей, а не просто используя их для сокращения расходов или увеличения объемов выпускаемой продукции.
Так, например, компания GE Digital и ее партнеры уже получили миллиарды долларов в виде доходов от программного обеспечения и сервисов данных, которые они комплектуют с решениями GE для здравоохранения, транспортных перевозок, организации энергоснабжения и другими промышленными системами. А ведь GE Digital работает всего только около года. По оценкам другой компании, McKinsey & Co., доходы от поставки сервисов данных и мобильных сервисов, связанных с «подключенными к сети автомобилями», могут достичь 1,5 трлн. долларов к 2030 году, поскольку автопроизводители и их партнеры активно продают и покупают специфические данные для бортовых автомобильным систем, а также навигационные, рекламные и прочие данные.
Это будут полноводные реки доходов, а не просто потоки. И миссия каждого ИТ-директора, в сотрудничестве с главным исполнительным директором, другими менеджерами высшего звена и руководителями бизнес-направлений – начать использовать эти грандиозные возможности.
4. Делайте все быстрее
Скорость бизнеса продолжает неуклонно расти. Быстрее разрабатывать и внедрять новые продукты. Быстрее выполнять проекты. Быстрее находить и нанимать ценных работников. Быстрее принимать решения. Быстрее заключать контракты и осуществлять поставки. Быстрее реагировать на запросы клиентов. Быстрее, быстрее, быстрее.
ИТ-директора адекватно воспринимают данный посыл, и это хорошая новость. Одним из доказательств тому служат результаты опроса 2017 IT Trends, проведенного организацией Society for Information Management: респонденты из числа CIO и других ИТ-руководителей перенесли пункт «гибкость/динамичность ИТ» в рейтинговом списке наиболее важных вопросов управления информационными технологиями с седьмой позиции (по результатам прошлогоднего опроса) на четвертую. Пункт «гибкость/динамичность бизнеса» также поднялся с девятой позиции на пятую. В то же время, респонденты отнесли «скорость поставки ИТ/вывода ИТ на рынок» к восьмому по важности приоритету управления информационными технологиями, хотя в прошлогоднем списке этот вопрос был третьим по значимости. А вот это уже плохая новость.
Когда мы спросили у Франсуа Ланкона (старший вице-президент Oracle по Азиатско-Тихоокеанскому региону), который часто общается с ИТ-директорами, о наиболее важных характеристиках облачных вычислений, он, не задумываясь, ответил: «Только одна – скорость. Компании должны реагировать на изменения с совершенно другой, гораздо более высокой скоростью, чем они это делали пять лет назад».
Создана ли ваша организация для скорости?
5. Преподнесите вашим разработчикам подарок в виде возможности оперативности действий, гибкости и адаптируемости.
Когда речь идет о четвертом пункте нашего списка главных приоритетов ИТ-директора, то задача №1 – настроить ваши команды разработчиков на скорость и гибкость. Оба этих качества просто необходимы в эпоху цифрового бизнеса.
ИТ-директора могут добиться существенной экономии затрат за счет перемещения этих сред тестировании и разработки в облако, чтобы платить только за фактически потребляемые ресурсы разработки приложений, высвобождая значительную часть ресурсов для цифровых инноваций.
Одно предостережение: Многие организации, которые хотят вести разработки в облачной среде, могут пока быть не готовы к развертыванию в облаке приложений промышленного уровня из-за требований к местонахождению и перемещению данных (data residency) и к времени ожидания. Убедитесь, что ваша облачная среда разработки и тестирования позволяет осуществлять миграцию приложений и данных между облаком и "on-premise"–средой — чтобы приложение, протестированное в облаке, работало так же эффективно в вашем корпоративном центре обработки данных.
6. Вновь обратите внимание на одну из самых важных аббревиатур ИТ-сферы: HR – кадровую службу.
Вы, как ИТ-директор, должны не только составить план развития персонала, который призван выявлять пробелы в профессиональных знаниях и навыках, но также поощрять обмен мнениями и формировать культуру, которая опирается на успешных людей, всегда достигающих поставленных целей. Находите действенные возможности, которые делают вас привлекательным работодателем для лучших технических специалистов. Если вам из года в год не удается найти хороших работников, может быть, пришло время использовать другой подход к поиску.
7. Укрепляйте безопасность – размещайте данные в облаке
Год за годом ИТ-директора указывают в опросах «безопасность» в качестве одного из своих главных приоритетов. Почему большинство из них не могут идти в ногу с ужесточающимися требованиями к безопасности? Было время, когда они с большой неохотой переносили уязвимые корпоративные данные в облачную среду из-за соображений безопасности. Теперь безопасность является веской причиной для перемещения таких данных именно в облако, поскольку безопасность мирового класса стала важнейшей характеристикой, отличающей лидирующих поставщиков облачных решений.
Поставщики облачных решений корпоративного класса постоянно совершенствуют и укрепляют безопасность платформ разработки и архитектур приложений, применяя лучшие современные методики. Физическая безопасность в их центрах обработки данных, организованная как в посольстве – буферные зоны вокруг объектов, толстые бетонные стены, аварийные заграждения и разделительные барьеры в местах въезда/выезда транспортных средств, биометрические сканирующие устройства – обеспечивается сложной многоуровневой системой. Кроме того, у облачных поставщиков больше возможностей для привлечения лучших специалистов по безопасности, чем у компаний-потребителей.
8. Начинайте закрывать или консолидировать ваши собственные центры обработки данных
Пришло время для ИТ-директоров начать консолидировать или отказаться от использования некоторых из своих корпоративных центров обработки данных по мере миграции в облако. По нескольким причинам:
Основная краткосрочная выгода от использования меньшего, чем прежде, количества центров обработки данных, или более современных ЦОД – эффективность затрат. Как отметил один из ИТ-директоров, каждый раз, когда компания покупает новый сервер, он эффективно продлевает срок службы соответствующего центра обработки данных еще на три-пять лет в зависимости от амортизационного графика.
Еще более важна выгода от перевода операций центра обработки данных в облачную среду сторонних поставщиков в долгосрочной перспективе – это возможность для ИТ-директоров и их служб уделять больше времени клиент-ориентированным и другим ИТ-инициативам, которые обеспечивают конкурентное преимущество, доходы и прибыли, узнаваемость бренда и другие бизнес-цели компании.
В 2017 году директора по информационным технологиям должны определиться, какими их ИТ-службы должны стать в долгосрочной перспективе с точки зрения целей бизнеса – «закулисным» оператором центра обработки данных или многофункциональной организацией, сконцентрированной на технологических инновациях и ориентированной на привлечение клиентов.
9. Узнайте, что искусственный интеллект может сделать для вашей службы и компании в целом
По прогнозу Gartner, к 2021 году около трети крупных компаний будут использовать «умные машины». Расширяя человеческий интеллект, алгоритмы машинного обучения, уже ставшие частью многих бизнес-приложений, обещают помочь компаниям снизить затраты, выявлять факты мошенничества, оценивать потребительские настроения клиентов и, даже, искоренить проблемы ИТ-систем. Огромные перспективы уже наглядно демонстрируют более специализированные способы применения искусственного интеллекта в таких отраслях как здравоохранение (инструменты для более быстрой и эффективной диагностики), транспортные перевозки и логистика (системы, отображающие наименее перегруженные и наиболее оптимальные маршруты), образование (виртуальные наставники и воспитатели).
Компании в настоящее время собирают и приобретают больше данных, чем когда-либо прежде, что придает дополнительный импульс развитию интеллектуальных машин и приложений, помогающих принимать более обоснованные и точные решения. Благодаря доступности AI-алгоритмов с открытым исходным кодом, программисты в компаниях любого размера могут воспользоваться наработками коллег, а не начинать с нуля.
Что нужно сделать в этом году ИТ-директорам, которые еще не в курсе перспектив искусственного интеллекта? Проводите исследования, изучите опыт коллег, посоветуйтесь с консультантами и поставщиками технологий, протестируйте несколько приложений с интегрированными функциями AI, выполните самостоятельно один-два пилотных проекта. В скором времени искусственный интеллект станет мэйнстримом в вашей деятельности.
10. И, наконец, составьте план, позволяющий избежать «ловушки 80/20»
Сегодня, когда мы вступили в 2017 год, проблема для каждого ИТ-директора состоит в том, как управлять и, в некоторых случаях, разгрузить старые активы – медленно выплачивая тянущийся шлейфом «технологический долг» – и, одновременно, высвобождать деньги и людей для новых инновационных инициатив в области мобильной связи, аналитики данных, искусственного интеллекта и других современных цифровых технологий. Это может быть единственной самой большой проблемой, стоящей сегодня перед ИТ-директорами.
Обоснованно и с максимальной точностью определите, какие части вашего ИТ-бюджета выделены на унаследованные и на новые системы и процессы соответственно, и разработайте долгосрочный план перераспределения выделяемых средств со старых активов на новые. AFG, в частности, удалось вырваться из ловушки 80/20, переведя все операции и данные в облако. Другие компании, возможно, выберут иной путь. Но вы не можете изменить то, что вы не подсчитали и не оценили количественно.
Источник: Oracle
> http://www.forbes.com/sites/oracle/2017/01/17/top-10-strategic-cio-priorities-of-2017/#5ae4e976ee81
Опубликовано 03.03.2017