Партнер по инновациям
Какие требования предъявляются сегодня бизнесом к ИТ-директору? Как известно, последние три года наша страна живет в новых экономических условиях, вызванных сразу целым рядом факторов: падением цен на нефть и практически двукратным снижением курса рубля, введением международных антироссийских санкций, общим уменьшением ВВП и другими неприятными тенденциями. Снижается эффективность бизнеса, а конкуренция практически на всех рынках растет. В этой ситуации бизнес волей-неволей задумывается о повышении качественного уровня взаимодействия со своими клиентами. Необходимо повышать скорость обработки заказов, снижать потери и сокращать издержки, поскольку “на пятки” наступают конкуренты, в том числе - молодые и агрессивные стартапы. Таким образом, сегодня бизнес смотрит на ИТ, прежде всего, как средство повышения конкурентоспособности. От ИТ-специалистов требуют уже не только поддержки бухгалтерского учета и замены картриджей в принтерах, но формулирования новых подходов к инновациям.
Что такое инновации? Для владельцев традиционных бизнесов даже создание интернет-магазина является инновацией, хотя, на самом деле, это уже давно вполне рутинный процесс. Поэтому таким людям, необходим специалист, который бы следил за появляющимися на рынке инновационными технологиями, искал и находил то лучшее, что могло бы помочь компании в повышении конкурентоспособности, при этом бы аргументированно и на конкретных примерах умел отстаивать свою позицию. Если несколько лет назад подобные требования к ИТ-директору предъявлялись, как правило, в крупных корпорациях и холдингах, то сегодня подобные запросы повсеместно можно услышать и от средних и даже небольших компаний. Помогать двигать бизнес вперед, ориентироваться в текущих тенденциях ИТ-индустрии и выступать проводником новых технологий для менеджмента – вот ключевые ожидания руководителей и владельцев бизнеса от ИТ-директоров. И это не просто мои мысли и соображения. Данные выводы основаны на анализе запросов работодателей на подбор ИТ-директора, проходящих через наш Санкт-Петербургский Клуб.
В такой ситуации проще сориентироваться зрелым ИТ-директорам, уже имеющим за плечами солидный опыт работы. Многие из них начали карьерный путь еще в 90-е годы, проработали в нескольких компаниях, поэтому нынешний кризис для них далеко не первый. Они научились понимать бизнес с полуслова, а работа в стрессовой ситуации уже давно не вводит их в ступор. Молодым ИТ-директорам, вчерашним программистам и системным администраторам, несколько сложнее, поскольку они, по большей части, еще не знают, как правильно выстроить коммуникации с бизнесом.
С другой стороны, у возрастных ИТ-директоров, наблюдается достаточно серьезная фокусировка на инфраструктурных вопросах. Но сегодня мы можем купить ИТ, как сервис, приобрести ЦОД, а не строить его самостоятельно. В этой ситуации ИТ-директору нужно лишь уметь сформулировать договор и SLA с подрядчиком. Вопросы поддержки уходят на задний план, уступая место способностям к инновациям и к готовности двигать бизнес вперед с помощью ИТ.
В наш клуб часто обращаются различные компании с просьбой помочь в подборе ИТ-директора. За последний год я провел около сотни собеседований с соискателями. Могу отметить, что участие в клубных мероприятиях положительно влияет на управленческий кругозор CIO. Общение на полях заседаний, темы которые раз за разом поднимаются на мероприятиях клуба хорошо помогают CIO понимать бизнес компаний, а также свою ориентированность на него. И, как следствие, вероятность трудоустройства таких соискателей существенно возрастает.