Облачный прогноз: курс на бесшовную миграцию

Логотип компании
Облачный прогноз: курс на бесшовную миграцию
Развитие технологий, расширение возможностей обеспечения безопасности данных в облаке и рост компетенции провайдеров логично привели к тому, что облакам доверяются более ответственные задачи, чем на начальном этапе освоения этих технологий
По информации исследования Verison 2013 State of the Enterprise Cloud Report, бизнес сегодня все чаще использует облачные технологии как основу для размещения всего набора приложений, в том числе и бизнес-критичных: ERP-систем, баз данных, файловых хранилищ, почтовых систем. 
Развитие технологий, расширение возможностей обеспечения безопасности данных в облаке и рост компетенции провайдеров логично привели к тому, что облакам доверяются более ответственные задачи, чем на начальном этапе освоения этих технологий. 

Динамика распространения облачных сервисов постепенно меняет и парадигму ИТ-аутсорсинга: сфера ответственности провайдера расширяется от обеспечения работоспособности ИТ-инфраструктуры до поддержки корпоративного облачного сервиса в целом. А это заставляет взглянуть по-новому на одну из основных задач при переходе в облако — миграцию приложений.

Переезд в облако: кому это выгодно?

К облачным сервисам сегодня прибегают компании самого разного профиля и масштаба. Если говорить о крупных корпоративных клиентах, они предпочитают размещать в корпоративном облаке серверы, системы хранения данных, сети и сетевые сервисы (модель «инфраструктура как услуга», IaaS). Набирает популярность доступ к платформе развертывания приложений с использованием таких сервисов приложений, как базы данных («платформа как услуга», PaaS) и доступ к программным приложениям по подписке («программное обеспечение как услуга», SaaS).

Обдумывая все аспекты, связанные с миграцией, нужно четко понимать цели подобного шага: иногда одной из мотиваций становится сокращение расходов, однако гораздо важнее мыслить шире, чем в категориях прямой экономии. Например, если заказчик планирует глобальный выход в регионы, важным может оказаться такое преимущество облака, как обеспечение гибкости и масштабируемости бизнеса. Организацию ИТ-инфраструктуры новых офисов или наращивание уже имеющихся мощностей не нужно ставить в зависимость от сроков поставки серверного оборудования или наличия ИТ-специалистов в новых регионах — при использовании внешних ресурсов для организации корпоративного облака все это находится в сфере ответственности провайдера. Он обязан предоставить заказчику сервис в соответствии с контрактом и с параметрами, указанными в SLA (соглашение об уровне обслуживания). 

Еще одно следствие перехода в облако — повышение прозрачности применения собственных ИТ-ресурсов заказчика и взаиморасчетов подразделений, эксплуатирующих облачные сервисы. Это не только дисциплинирует работу и позволяет оптимизировать издержки на ИТ-инфраструктуру, но и выдвигает на передний план новые критерии эффективности. 

Линейка для облака 

С операционной точки зрения наиболее важными задачами, для решения которых компании и предприятия переносят данные и приложения в облако, являются улучшение управляемости, производительности и масштабируемости — разумеется, без потери контроля над данными и их безопасностью. Основной критерий при принятии решения о миграции приложений — целесообразность: действительно ли бизнес получит качественно новые возможности работать более эффективно и можно ли достигнуть такого же результата при уже используемом подходе и сопоставимых затратах.

Скажем, бизнесу требуется увеличить объем производимых вычислений. Это может быть связано с краткосрочной задачей —  сезонным спросом или проведением масштабной маркетинговой кампании, либо со стратегическими изменениями бизнеса: уже упоминавшейся региональной экспансией, слияниями и поглощениями, открытием новых бизнес-направлений. 

В этом случае задействовать дополнительные облачные ресурсы целесообразно для повышения производительности определенных приложений. В первую очередь тех, чья работа предполагает распределение нагрузки между несколькими серверами или дата-центрами. За счет автоматического масштабирования ресурсов в зависимости от текущей потребности в них такие приложения смогут работать стабильно даже при многократных превышениях обычных объемов вычислений. Диспетчер облака будет контролировать использование ресурсов, динамически увеличивая или уменьшая их объем. 

Еще один критерий, важный для бизнеса в долгосрочной перспективе, — тестовые среды в облаке. Компания, планируя изменения в бизнесе, заранее создает в облаке «полигон» для проверки своих представлений о том, какие ресурсы потребуются для такой реорганизации. Новая архитектура формируется буквально с нуля, и заказчик совместно с провайдером может предварительно выявить все ее сильные и слабые стороны. А значит, существенно сократить риски и затраты на корректировки «по живому» — когда новая конфигурация ИТ-инфраструктуры и приложений будет реализована на практике. 

Вверх по лестнице, ведущей в облако

Провести миграцию с минимальным количеством ошибок или даже вовсе без них — в интересах и заказчика, и провайдера. Опыт успехов и ошибок уже накоплен рынком, определились и наиболее типичные ошибки, и условия успеха.

Первым условием успеха проекта по миграции в облако является налаженное взаимопонимание и прозрачность договоренностей. 
Вторая важная составляющая — опыт провайдера. Сегодня крупные поставщики облачных сервисов уже способны предложить решения, учитывающие опыт аналогичных проектов, или даже готовые решения для различных категорий клиентов.  

Если же говорить об ошибках, то большинство из них связано с человеческим фактором и недостаточной проработкой условий сотрудничества. К человеческому фактору следует отнести недостаток компетенций и информации о проекте у сотрудников на стороне заказчика — и в ИТ-подразделении, и среди бизнес-пользователей. 

Поэтому так важен начальный период проекта — формирование и фиксация требований. Заказчику и провайдеру он помогает достичь единого понимания и в целом (стратегия ведения проекта, критерии оценки эффективности), и в деталях (критерии выполнения той или иной задачи, условия поддержки и управления арендуемыми ресурсами). Особенного внимания на этом этапе требуют нетиповые, уникальные задачи заказчика — важно их выявить, формализовать и зафиксировать условия предоставления сервиса, при которых эти задачи будут выполняться. Например, дополнительные серверные ресурсы или программное обеспечение для существующего программно-аппаратного комплекса, установление особых условий для отдельных групп сервисов и так далее. 

На стадии предпроектного аудита заказчик может и не догадываться о том, что каким-то его задачам необходима особая поддержка. Ценность компетенций провайдера на данном этапе именно в том, что он проанализирует сложившуюся ИТ-инфраструктуру или конфиграцию тестовой среды и, выявив потенциальные зоны риска, аргументировано разъяснит заказчику, где целесообразнее использовать больше ресурсов или другую их структуру. Предварительный аудит критически важен для успеха проекта: все, что на этом этапе будет упущено или оставлено «на потом», может стать миной замедленного действия. При этом стоимость аудита входит в общий бюджет проекта, то есть еще до осуществления перехода в облако заказчик уже может увидеть основные точки роста эффективности. 

Справка

Большинство корпоративных приложений имеет многоуровневую структуру — это позволяет разделить основные функции и модули системы. 
Первый уровень — управление данными. Он состоит из компонентов реляционных и других баз данных. 
Второй — уровень бизнес-логики, который использует платформу приложений или контейнеры, например, Java EE или Microsoft .NET. 
Третий — уровень представления, отвечающий за взаимодействие с пользовательскими интерфейсами и другими внешними системами. 


Еще одна ошибка проектов по миграции в облако — недостаточно тщательный мониторинг работы приложений на первых порах после переноса. Между тем на этом этапе особенно важно отслеживать произведенные изменения и реакцию бизнеса на них. Чем раньше выявлены проблемные зоны, тем проще установить причины возможных инцидентов и найти пути их решения.

Туда и обратно

Как вернуться из облака? Этот вопрос тоже может возникнуть. Обратная миграция — из облака в физическую корпоративную ИТ-инфраструктуру — бывает необходимой при вполне успешной реализации тестовой среды. Другие причины — невозможность предоставлять требуемый функционал в облаке на выбранной архитектуре миграции либо невозможность провайдера предоставить ресурсы, нужные клиенту. Последнее, кстати, становится основной причиной консолидации рынка: с него постепенно уходят мелкие провайдеры, их ресурсы и компетенции оказываются недостаточными для сложных комплексных проектов, в которых заинтересован сегодня крупный бизнес и госсектор. 

Крупный провайдер может на основании своего опыта стандартизировать предоставление облачных сервисов и создать отраслевые платформенные решения для разных категорий клиентов. В этом случае клиенты сегментируются не по масштабу бизнеса или отрасли, а по бизнес-задаче. Например, компания хочет создать собственное корпоративное облако — в этом случае она арендует платформу, на которой развертывает свои сервисы в частном или гибридном облаке и получает весь набор инструментов управления им, в том числе биллинг. Преимущества — прозрачность затрат и точность учета потребления ресурсов подразделениями, благодаря чему можно найти резервы для сокращения издержек. Второй сценарий — для компаний, желающих извлечь доход из имеющихся мощностей для хранения и обработки данных и намеренных выйти на рынок как поставщики облачных сервисов. Обе эти категории клиентов могут арендовать у провайдера не только мощности и оборудование, но и специализированное решение для развертывания и управления облаком.
 
Вопрос, возвращаться ли «из облака на землю», может возникнуть и в том случае, если бизнес-процессы заказчика оказались неэффективными для размещения в облаке. Причина этого — изменившаяся ситуация в бизнесе, отказ от ранее обозначенной стратегии или неточность первоначальных расчетов. Однако и в данном случае облачные сервисы могут оказаться полезными и проявить в полной мере такое свое преимущество, как гибкость. Один из путей — предоставление заказчику не только виртуальных мощностей (IaaS), но и физических. К примеру, при использовании высоконагруженной базы данных, когда утилизация сервера БД будет превышать 80%, размещать его на виртуальной инфраструктуре смысла нет. В подобной ситуации для заказчика создается индивидуальное решение — программно-аппаратный комплекс как сервис. Конечно, это не облако в чистом виде, но требования заказчика удовлетворяются. 

Курс на миграцию

Среди первоочередных выгод, которые отмечают заказчики, оценивая результаты перехода в облако, — минимизация капитальных затрат, прозрачность ценообразования и гибкое управление затратами, так как при использовании облачного сервиса можно оперировать единым параметром — стоимостью конечной услуги. Этот критерий может быть разным в зависимости от бизнес-приложений. Для ERP-системы определяющей будет стоимость подключения пользователя, для почтового сервиса — стоимость одного почтового ящика с определенными параметрами. При необходимости обосновать бюджет на расширение облачных ресурсов сделать это гораздо проще, чем на покупку нового серверного оборудования и другого оснащения, необходимого для его работы: можно оперировать такими прозрачными и понятными показателями, как количество пользователей, объем задействованных ресурсов, динамика их потребления за определенный период и так далее.

По мере стандартизации облачных сервисов, накопления компетенций и консолидации рынка возникает необходимость в новой услуге — бесшовной миграции с ресурсов одного сервисного провайдера на ресурсы другого. Практически такой же процесс переживают сейчас операторы мобильной связи — отмену «мобильного рабства». Конкуренция среди провайдеров облачных сервисов неизбежно приведет к появлению сервисов, позволяющих заказчику на одной платформе использовать сервисы разных провайдеров, выбирая наиболее выгодные условия. У провайдеров в этом случае останется два пути: наращивать возможности для удержания клиентов (успех маловероятен, учитывая общее снижение тарифов и расширение сервисного предложения) либо искать пути интеграции своих инфраструктур, сближения платформ, а в перспективе — построения единой платформы. 

Такой прогноз подтверждается политикой ведущих вендоров в сфере оборудования и программного обеспечения для облаков. Все более последовательно продвигаясь по пути стандартизации, они как бы подталкивают провайдеров к созданию таких решений, предлагая не только оборудование, но и специализированное программное обеспечение, позволяющее сочетать сервисы одного оператора с функционалом других площадок и провайдеров. 

До конца 2014 года можно ожидать пилотных решений на рынке, а в 2015-м такие решения могут стать ярко выраженным отраслевым трендом. Клиентов все чаще будет интересовать возможность получения одного сервиса на ресурсной базе двух провайдеров, и участникам рынка придется вступать в диалог и готовиться к сотрудничеству. Миграция в облако обретет новые перспективы, возможности и пути реализации.

Опубликовано 10.09.2014

Похожие статьи