Какой фотоаппарат выбрать для видеосъемки?
Времена, когда производители гордо заявляли: «Серьезные фотокамеры не снимают видео!» – давно прошли. Теперь ролики снимает практически все, что имеет светочувствительную матрицу. А зеркальные и системные фотоаппараты уверенно конкурируют с любительскими или даже профессиональными видеокамерами. Несколько лет назад вопрос «Какой фотоаппарат вы посоветуете для видео?» вызывал лишь саркастическую усмешку, но сейчас мы постараемся подробно на него ответить.
Один из первопроходцев в жанре видеосъемки на фотокамеру. Именно профессиональные клипы, созданные при помощи EOS 5D Mark II, в свое время заставили видеокамеры считаться с фототехникой. Это неудивительно: Canon давно сделал себе имя в области записи подвижного и неподвижного изображения. Сейчас функция Full HD-видеосъемки хорошо реализована даже в бюджетных зеркалках производителя. Интерфейс с быстрым доступом к настройкам, легкий выбор разрешения и частоты кадров; следящий автофокус, конечно, отстает по скорости от фокусировки в видеокамерах, но позволяет делать умеренно динамичные сюжеты. Осталось добавить быстрый и бесшумный объектив – и путь к созданию качественных видеороликов открыт (см. врезку).
С самого начала другой мэтр фототехники заметно отставал на нехарактерном для себя поле. Современные зеркалки компании уже «обучены» записывать качественное видео высокой четкости, но вот эргономика, функциональность и динамика такого процесса по сию пору оставляют желать лучшего. Иными словами, при желании и умении зеркалкой Nikon (и лучше со штатива) можно снимать хорошие видеоролики, но результат будет преимущественно заслугой фотографа. А вот необходимой для использования автофокуса плавностью и бесшумностью обладают только некоторые из новых (и весьма дорогих) моторизованных объективов – с прочими лучше наводить резкость вручную. Несколько уравновешивает ситуацию тот факт, что при разработке системных камер Nikon, благодаря своей репортажной специализации, создает очень компактные аппараты с небольшой матрицей (кроп 2,7): без претензий на высокохудожественность и игры с ГРИП, зато очень шустрые, с быстрым автофокусом и широкими возможностями скоростной съемки как фото, так и видео.
Еще один «японец», тоже далеко не новичок в области видеосъемки. У него нет такого огромного разнообразия зеркальных и системных камер, зато есть линейка качественной и прекрасно подходящей для видеосъемки оптики, а также флагман, рекомендуемый именно для подобных целей. Lumix DMC-GH3 уверенно метит в «профессионалы», несмотря на кроп-фактор матрицы, равный двум. Эргономичный корпус и элементы управления, нетипичная для этого класса защита корпуса от пыли/влаги, возможность сжатия видео AVCHD 2.0 в AVCHD Progressive и MPEG4-AVC (H.264) в MOV и MP4. Словом, камера действительно хороша именно для видеосъемки. Вот только оценить ее смогут лишь те, кого не отпугнет ценник. Неплохое видео способна записывать компактная ретрокамера Lumix DMC-GM1 и еще несколько моделей в линейке, но их предназначение – не динамичные сюжеты, а вдумчивые творческие эксперименты.
Системные камеры «южнокорейца» все больше сливаются с аппаратами Galaxy со всеми сопутствующими этому процессу плюсами и минусами. Если вам нравится снимать видео на смартфон, и дело только за качеством – быстрый, простой и интуитивно понятный сенсорный интерфейс, совмещенный с матрицей APS-C и неплохой оптикой, к вашим услугам. Сверхвысокого качества видеороликов и тонкой регулировки настроек не обещают, зато файлы удобно редактировать, публиковать в Интернете и обмениваться ими с другими устройствами без участия компьютера.
Даже зеркалки Alpha в большей степени адаптированы для работы в режиме LiveView и видеосъемки, чем для традиционной фотографии, благодаря неподвижному полупрозрачному зеркалу и электронному видоискателю с отдельной матрицей. Что касается системных камер NEX, среди них есть очень компактные и совсем недорогие модели с функцией HD-видеосъемки, и даже полнокадровые устройства. Большим плюсом практически всех фотоаппаратов является очень быстрая фокусировка в режиме видеозаписи и развитый «искусственный интеллект». Байонет E постепенно становится основным для производителя, поэтому выбор компактных и бесшумных объективов велик. Однако у бюджетных моделей серьезные проблемы с эргономикой: камеры неудобно держать в руках, а интерфейс отбивает желание настраивать вручную хоть что-то.
Если говорить о Fujifilm, Olympus и Pentax, их камеры также научились записывать видео высокой четкости, фокусироваться с приемлемой скоростью и точностью, но по-прежнему остаются именно фотоаппаратами. К продукции производителей стоит обратиться, если видеосъемка интересует вас только в качестве редко используемой вспомогательной функции. Или предполагается исключительно творческая съемка без претензий к скорости и удобству.
Врезка. Объективы для видеосъемки
Фотографам известно, что фокус, наведенный на объект, при зумировании «уходит» и нужно заново наводить резкость. Для съемки видео такое, разумеется, недопустимо: зум-объектив в этом случае должен быть парфокальным, то есть сохранять фокусировку при изменении фокусного расстояния.
К сожалению, производители крайне редко указывают данное свойство в характеристиках своих моделей, но если вы планируете снимать видео – узнать это необходимо. Объективы, адаптированные для съемки видео, имеют больший ход колец зумирования, а также постоянную скорость приближения/удаления. В противном случае при попытке «наехать» на объект будет происходить рывок.
Учитывая, что фокус при съемке видео, как правило, осуществляется вручную, мода на видеосъемку фотокамерами сыграла на руку таким производителям мануальной оптики, как Samyang. Да и про родной КМЗ, выпускающий отличные «Гелиосы» и «Зенитары», не забывайте.
Опубликовано 28.04.2014