Объективная реальность
Как бы ни манили глаз новые объективы, а в нынешней ситуации частенько приходится затягивать пояса и искать альтернативу. Например, выбрать что-нибудь из старого портфеля – обойдется в разы дешевле, а качество не хуже, а то и лучше нынешних хитов. В каждой системе есть свои герои, которые, может быть, не идеальны оптически, зато обладают какими-то особыми качествами или их совокупностью.
Первым делом напомню, что «кропнутая» оптика (рассчитанная на камеры с матрицей, меньшей, нежели размер пленочного кадра, например APS-C) дешевле полнокадровой. И тут старые объективы вне критики, ведь они покрывают 24×36 мм.
Самую первую версию объектива в народе ласково прозвали «дедушкой»: ровесник всей династии EOS, он вышел на рынок одновременно с камерой EOS 650 – в 1987 году. На конвейере продержался сравнительно недолго и был потеснен Canon EF 50/1.8 mark II, который выпускается и поныне. Несмотря на ту же оптическую схему, ставить его в один ряд с предком сложно – слишком удешевили конструкцию, отчего возникают проблемы с геликоидом, а следовательно, и с конечным изображением. По качеству картинки ближе к старшему «полтиннику» – Canon EF 50/1.4 USM, а по конструктиву и вовсе считается лучшим.
Canon EF 80-200mm f/2,8 L
Даже на вторичном рынке весьма недешев, но его характеристики, а главное рисунок, доказывают, что прозвище «волшебная труба» получено недаром. Выпускался с 1989-го по 1996-й (когда на смену пришел EF 70-200/2.8L USM). Шикарный объектив для портрета, репортажа, да и любых других типов съемки, где подходят данные фокусные расстояния. Скорость автофокусировки одна из самых высоких среди не-USM-моделей.
Minolta AF 70-210mm f/4
Minolta AF 28-135mm f/4-4.5
Неофициальная кличка «старикан», хотя стартовал в том же году, что и «пивная банка». Несмотря на широкий диапазон фокусных расстояний, по качеству способен поспорить со многими фиксами. При этом, что крайне важно, имеет практически постоянную диафрагму. Разумеется, открытая «дырка» – рабочая на всем диапазоне. Универсальный вариант, который подойдет в качестве тревел-зума, когда не хочется носить с собой множество объективов.
Уроженец того же года знаменитый «малыш». При всей свой компактности обладает отличной резкостью и постоянной диафрагмой. На камерах с матрицами формфактора APS-C тоже хорош, но теряет в универсальности: эквивалентное фокусное расстояние 52–105 мм. В 1993-м на конвейерной дорожке его заменила Minolta AF 35-70 f/3.5-4.5, однако принята была неоднозначно, и «малыш» только набрал очков. Как и «пивная банка», выпускался для Leica под названием Vario-Elmar-R 35-70mm f4.
Nikkor AF 35-70mm f/2.8
Закончил карьеру в 1992 году, но до сих пор пользуется популярностью. Интересен не только оптическими свойствами, но и конструкцией типа «тромбон». Фокусное расстояние меняется не вращением кольца на объективе, а движением части корпуса вперед-назад: требует привыкания, зато потом оперативность работы с таким объективом превосходит классические решения. Любопытно также, что фокусное расстояние уменьшается при выдвижении тубуса, а не увеличивается, как в аналогичных моделях.
Zoom Nikkor auto 80–200mm f/4.5
В связи с тем, что компания Ricoh (нынешний владелец именитого бренда) наконец показала прототип полнокадровой зеркалки, вопрос объектива для нее стоит весьма остро – ведь до последнего времени практически вся новая оптика Pentax предназначалась для кропа. Теперь же стоит вспомнить о «пленочных» решениях. Впрочем, не все объективы с маркировкой DA (рассчитанные на матрицу APS-C) не кроют полный кадр. Так, фотолюбители доказали возможность использования на полнокадровой камере таких моделей Pentax, как DA 40mm F2.8 Limited, DA 40mm f/2.8 XS, DA 50mm F/1.8, DA 70mm F2.4 Limited, DA* 55mm f/1.4 SDM, DA* 200mm f/2.8 ED [IF] SDM, DA* 300mm f/4 ED [IF] SDM и DA 35mm F2.8 Macro Limited.
SMC Pentax FA 28-105mm f/4-5.6 Power Zoom
SMC Pentax DA 40 mm f/2.8 XS
Хоть и недавняя новинка, но я готов записать ее в легенды прямо сейчас: оптически не уступает именитому собрату SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited, а по габаритам даже компактнее. При этом цена (особенно на вторичном рынке) очень выгодная для столь интересного стекла.
Поездка с отказавшим мотором
Если вы не планируете переходить на полный кадр, но привержены системе Pentax, рекомендую внимательно следить за вторичным рынком, где встречаются звездные объективы с отказавшим ультразвуковым мотором: скажем, SMC DA* 16-50mm f/2.8 ED AL (IF) SDM, SMC DA* 50-135mm f/2.8 ED (IF) SDM или SMC DA* 55mm f1.4 SDM.
Все они очень хороши оптически, имеют защиту от влаги, но вот встроенный мотор – их слабое место. Однако в каждой из этих моделей присутствует так называемая отвертка, то есть они могут фокусироваться от мотора камеры, но включить функцию штатными методами нельзя. Если же вбить в поисковик «взломали отвертку на звездных зумах», без труда найдется подробная инструкция, как активировать работу АФ с помощью камеры.
Выводы
Опубликовано 17.03.2015