Рынок профессиональной печати: будущее за "цифрой"
Автор
Григорий Рудницкий
Компания Canon представила результаты очередного ежегодного, проводимого с 2008 года исследования, посвященного рынку профессиональной печати.
Компания Canon представила результаты очередного ежегодного, проводимого с 2008 года исследования, посвященного рынку профессиональной печати. Исследование проводилось ее заказу RS Consulting в 25 странах мира (среди которых была и Россия) и охватило 550 с лишним поставщиков услуг печати и крупных заказчиков (275 коммерческих типографий и корпоративных отделов печати, а также 277 постоянных покупателей печатной и другой информационной продукции в широком диапазоне объемов и секторов рынка).
В число респондентов от заказчиков вошли руководители, принимающие решения о потребностях своей организации в области профессиональной печати.
Остановимся на наиболее важных и показательных моментах, выявленных в результате исследования. В первую очередь, поставщики услуг печати в большинстве своем согласны, что их затраты растут быстрее, чем увеличиваются доходы. Соответственно, необходимы изменения, но далеко не все поставщики услуг понимают, что нужно делать. Так, 80% опрошенных поставщиков согласились утверждением, что прежними методами работать уже нельзя, и назрела необходимость в изменениях. Чуть больше половины (55%) поставщиков надеются на поддержку в бизнесе со стороны вендоров. Эта цифра заметно упала по сравнению с 2008 годом, когда на такую поддержку рассчитывали 87% поставщиков. Составители отчета связывают это с рядом факторов, среди которых недостаточная осведомленность поставщиков услуг печати в области новых технологий и продуктов вендоров, продукцию которых они используют.
Согласие поставщиков услуг печати со следующим утверждением
Вместе с тем, потребители услуг печати надеются, что их поставщики будут знакомить их с новыми технологиями и решениями. В 2012 году 53% потребителей сообщали, что запрашивали у своих поставщиков такую информацию, а в 2014 году эта доля выросла до 55%. Иными словами, потребители хотели бы видеть в лице поставщиков консультантов и просветителей. Но все ли поставщики готовы взять на себя эту роль?
“На вопрос о том, как они информируют клиентов о ценности своих предложений, большинство поставщиков услуг отвечают, что готовы проявлять гибкость, снижая
цены или предлагая скидки на большие заказы, но не готовы рассказывать о преимуществах более дорогих (и, вероятно, обладающих большей ценностью) услуг, новых методов или возможностей. Наконец, некоторые поставщики заявили, что не занимаются активным поиском новых клиентов — они предпочитают сохранять отношения с имеющимися заказчиками и мало занимаются рекламой или не занимаются вовсе”, - говорят составители исследования.
Что касается услуг, предлагаемых сегодня на рынке, то пальму первенства сохраняет офсетная печать, а самой распространенной услугой как в корпоративных отделах печати,так и в коммерческих типографиях является малотиражная печать, тесно связанная с услугами цифровой печати. Около половины поставщиков предлагают широкоформатную печать и печать вывесок. Лишь около трети респондентов готовы предлагать своим заказчикам удаленную печать, правда, как отмечают составители исследования, это число существенно выросло с 2012 года.
Услуги, предлагаемые поставщиками
Никто не оспаривает тот факт, что рынок услуг печати является очень высококонкурентным. Чтобы удержать свои позиции, сохранить текущих клиентов и завоевать новых, одной рекламы и скидок недостаточно. Необходимо развитие и совершенствование бизнеса, автоматизация и оптимизация технологических процессов. На вопрос о том, какие навыки понадобятся им в будущем, поставщики услуг печати, как правило, называли сразу несколько типов навыков, но все они были связаны с необходимостью компьютеризации и внедрения новейших технологий, о которых известно все большему числу клиентов.
Исследование выявило существенное отличие коммерческих типографий от корпоративных отделов печати. Так, последние уже столкнулись с такой тенденцией, как увеличение числа заказов при уменьшении их объемов, в то время как в сегменте коммерческих типографий подобное пока не наблюдается. Показателен и тот факт, что в сегменте коммерческих типографий доминирует технология офсетной печати (49%), а в корпоративных отделах - цифровая (65%).
Покупатели давно поняли, что услуги печати - это не только бумага, это цифровые средства коммуникации в самом широком смысле данного понятия. К примеру, 64% потребителей привлекают поставщиков услуг печати также и для создания веб-сайтов. “Основанием для обращения к специализированным поставщикам услуг печати по-прежнему остается потребность в высоком качестве, выразительных маркетинговых и рекламных материалах и в несколько меньшей степени — высокоспециализированные задачи обработки изображений, широкоформатной печати или печати на нестандартных материалах. При этом доля покупателей, заказывающих у внешних поставщиков транзакционную печать (например, письма и счета), продолжает ощутимо снижаться”, - утверждают авторы исследования.
Растет осведомленность потребителей и в услугах цифровой печати. Хотя до сих пор существует заметный пробел между осведомленностью и готовностью использовать эти возможности для своего бизнеса.
Навыки, которые необходимо развить поставщикам для более успешной конкуренции на рынке
Удовлетворенность потребителей услугами печати остается на довольно высоком уровне, однако, по мнению составителей исследования, его можно было бы повысить посредством проактивных консультаций и помощи клиентам, предоставления коммуникационных услуг, не связанных непосредственно с печатью, и внедрения инноваций. Всего лишь 56% заказчиков считают, что их поставщик услуг в достаточной степени рассказывает им о новых технологиях и решениях в данной области.
Итак, чего же хотят потребители услуг печати, помимо снижения цен? На первом месте (42%) - более широкое применение поставщиком новых технологий и инноваций, на втором (40%) - сокращение сроков выполнения заказа, на третьем (35%) - повышение качества продукции.
Знание и использование возможностей цифровой печати
Одной из наиболее быстрорастущих технологий является удаленная печать. Сейчас к ней обращается каждый третий заказчик, поскольку она обеспечивает удобство, скорость и экономию ресурсов. Однако более двух третей поставщиков в настоящее время не предлагают удаленную печать, а те, которые предлагают, считают, что она нужна лишь очень небольшой части их клиентской базы. Главным препятствием к более широкому использованию услуг удаленной печати является просто недостаточная осведомленность: 39 % заказчиков не знают о доступности услуг такого рода.
Удовлетворенность заказчика поставщиком услуг
Что касается перспектив на будущее, то, как отмечают составители исследования, в ближайшие два года потребителей ожидают общее сокращение использования печати, однако оно не будет значительным. Как показано на приведенной ниже диаграмме, значительного сокращения использования услуг профессиональной печати в своих компаниях ожидают всего 11 % потребителей. Бурный рост интернета, социальных сетей и электронной почты не оказывает значительного влияния на объемы заказов печатной продукции. “Печать имеет свою ценность: как правило, покупатели говорят, что высококачественная профессиональная печатная продукция помогает продемонстрировать качество, обратиться к нишевым аудиториям и обеспечить дифференциацию. Действительно, существует мнение, что печатные материалы с большей вероятностью прочитываются и передаются другим, чем сообщения электронной почты, и поэтому являются предпочтительным средством рекламы”, - заключают авторы исследования.
Опубликовано 26.01.2015
Похожие статьи