Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка
Автор
Григорий Рудницкий
Руководство Сбербанка России рассказало журналистам о ключевых направлениях развития ИТ, планах и перспективах по информатизации крупнейшего России и одного из самых крупных в мире банков.
Руководство Сбербанка России рассказало журналистам о ключевых направлениях развития ИТ, планах и перспективах по информатизации крупнейшего России и одного из самых крупных в мире банков. Встреча состоялась в не так давно открытом “МегаЦОД” Сбербанка, который является крупнейшим банковским дата-центром в Восточной Европе.
Как рассказал Никита Волков, старший вице-президент Сбербанка по производству продуктов и услуг ИТ, банк хотел бы стать более открытым по отношению к своим клиентам, демонстрируя им свои текущие направления работы и делясь планами на будущее. Он напомнил, что Сбербанк РФ является транснациональной компанией, работающей не только в России, но и в целом ряде других стран. Как любая транснациональная компания, Сбербанк намерен придерживаться единых стандартов во всех своих регионах присутствия, причем это касается не только банковских стандартов, но и ИТ. “Я считаю, что нас вполне можно назвать ИТ-компанией с банковской лицензией”, - подчеркнул старший вице-президент.
Никита Волков
Никита Волков назвал четыре ключевых стратегических направления развития ИТ в Сбербанке. Первое - архитектура приложений и работа с программными комплексами. “Мы стараемся получить все программные продукты, от которых зависит в критической степени зависит работа нашего банка”, - подчеркнул он. Все приложения, от которых напрямую зависит банковская компетенция Сбербанка, разрабатываются собственными силами, то есть дочерней компанией “Сбербанк-Технологии”. В то же время общие отраслевые системы, не привязанные к банковской отрасли, приобретаются на внешнем рынке.
Системы мониторинга инженерных структур "МегаЦОДа"
Второе стратегическое направление - технологическая платформа (ЦОДы, сети, железо, коммуникации). Все ключевые банковские системы, размещенные в основном “МегаЦОДе” Сбербанка, имеют георезервирование. Всего у Сбербанка имеется несколько ЦОДов, но, в отличие от основного, они не собственные, а арендуемые. В ближайшем будущем Сбербанк намерен построить еще один собственный дата-центр, местоположение которого сейчас находится в стадии утверждения. Одним из возможных вариантов может стать площадка в Сколково. К примеру, в процессинге реализована схема двойного резервирования, когда в случае отказа сразу в двух ЦОДах (это бывает во время обновления софта в течение краткого периода времени) включается дублирующий ЦОД, системы в котором работают с ограниченной функциональностью, не позволяющей, в частности, зачислить денежные средства.
Ситуационный центр, отвечающий за работу банковских систем
Третьим стратегическим направлением являются инновации. “Мы не стремимся быть первыми абсолютно во всех инновационных областях, но мы ставим перед собой задачу быть вторыми”, - говорит Никита Волков, - “Если какая-то технология завоевала популярность и проявила себя на рынке, мы, пусть с опозданием в несколько месяцев, стараемся инвестировать в эту технологию и реализовать ее у себя”.
Четвертое направление ИТ-стратегии - операционная модель. “У нас очень современная модель управления ИТ, для каждого бизнес-подразделения создана своя ИТ-служба, централизованно управляемая нами”, - рассказал старший вице-президент. На эту модель Сбербанк перешел только в 2014 году. В результате значительно повысилось качество проектов и удовлетворенность внутренних клиентов.
Что касается оптимизации ИТ, обусловленной кризисной ситуацией в экономике и международными санкциями, то, по словам Никиты Волкова, она коснулась нескольких проектов, которые были не отменены или заморожены, а передвинуты во времени на 2016 год. Их совокупная стоимость составляет не более 10% от общего ИТ-бюджета Сбербанка на текущий год.
Один из серверных залов "МегаЦОДа"
В 2014 году в Сбербанке активно реализовывалась программа централизации ИТ, которая была начата еще в предыдущие годы. Как рассказал Андрей Хлызов, управляющий блока ИТ Сбербанка, пока данная программа распространяется на Россию, однако в будущем планируется расширить ее действие и на дочерние структуры в других странах. В первую очередь, были унифицированы и централизованы системы класса Core Banking. Ни в одном из территориальных банков не осталось собственного Core Banking. Последний локальный банк, системы которого были перенесены в “МегаЦОД” - “Северо-Восточный банк”, работающий с Якутией, Камчаткой, Чукоткой и другими регионами. К настоящему моменту все системы работают в “МегаЦОДе”, а в качестве клиента для доступа к ним используются обычные веб-браузеры.
В 2013 году была запущена программа повышения надежности критически важных банковских систем. Она рассчитана на четыре года и на постоянной основе в работу над ней вовлечена 1000 человек. Основной целью программы является повышение надежности банковских систем до уровня 99,99%, что означает не более 52 минут простоя в год. Что касается клиентских сервисов, то они должны работать в режиме 24/7. “Те, кто пользуется Сбербанк-онлайн, знают, что ночью снять деньги со вклада нельзя. В этом году мы такую возможность реализуем”, - пообещал Андрей Хлызов - “Мы будем обслуживать все клиентские операции в круглосуточном режиме без выходных. Все, что для этого нужно - закрыть технические перерывы с помощью дублирующих ресурсов”.
Андрей Хлызов
ИТ-служба Сбербанка, по словам Андрея Хлызова, работает также и над обеспечением запаса производительности на случай непредвиденных нагрузок. В качестве одного из последних примеров он привел “черный вторник” 17 декабря, который банковские системы с успехом выдержали. Для этого в архитектуру систем вносятся изменения, с целью сделать их линейно масштабируемыми. “По подавляющему большинству систем мы этого достигли”, - заявил он.
Говоря о текущих результатах программы надежности, Андрей Хлызов упомянул четырехкратное сокращение времени простоя критически важных систем Сбербанка, снижение плановых простоев во время технического сопровождения в 2,5 раза, а также уменьшение количества инцидентов в 2,5 раза.
Сегодня почти все критически важные приложения Сбербанка работают на базе платформы Oracle. По словам Андрея Хлызова в целом ряде инфраструктурных элементов ведется работа по импортозамещению. Топ-менеджер не стал углубляться в детали, однако дал понять что альтернатива западным решениям не всегда может быть обязательно российского происхождения. Также Никита Волков отметил, что сеть Сбербанка защищена настолько, что в нее не может получить доступ никто извне, в том числе и те, кто поставлял и внедрял программное обеспечение. “Это сделано специально, чтобы в случае любого развития событий, никто бы не мог внести изменения в наши системы без нашего желания и контроля”, - заявил он, - “Конечно, отказ от техподдержки резко поднимет требования к квалификации наших собственных сотрудников, но мы осознаем и понимаем этот риск”.
Опубликовано 23.01.2015
Похожие статьи