Все выше, и выше, и выше
Автор
Александр Куренков
Сервисная модель коренным образом изменила взаимоотношения пользователей и ИТ, сломав между ними стену, казавшуюся покрепче Берлинской
Облачные технологии уверенно перемещаются из категорий «возможного варианта» и «плана Б» в сегмент решений первого эшелона. Россия исключением не является, воспроизводя основные мировые тренды на собственный лад. Рост нашего облачного ИТ-рынка опережает общемировой: по прогнозам IDC, к концу 2016 года его объем составит более $460 млн, а среднегодовой темп – свыше 50%. Ожидается, что в ближайшие пять лет наряду со спросом втрое увеличится количество разработчиков продуктов для публичных облаков. В результате облачные решения, во-первых, станут на порядок разнообразнее, а во-вторых, платформы, на которых они предоставляются, будут стандартизироваться, так как ключевой их задачей станет объединение нескольких сервисов от разных вендоров. Ждет ли нас облачная лоскутная автоматизация?
Как менялись облака
Аналитики Forrester Research прогнозируют, что до 2020 года объем мирового рынка облаков вырастет до $241 млрд (в шесть раз больше по сравнению с 2011 годом), а самым динамичным его сегментом станут публичные облака – они совершат скачок с $25,5 млрд до $159,3 млрд. В свою очередь, IDC прогнозирует среднегодовой прирост в период с 2012 по 2016 год в 26,4% (в пять раз выше темпов развития ИТ-индустрии в целом) и при этом отмечает, что одним из факторов увеличения расходов в этом сегменте является смена парадигмы управления корпоративными ИТ-ресурсами.
Сервисная модель коренным образом изменила взаимоотношения пользователей и ИТ, сломав между ними стену, казавшуюся покрепче Берлинской. По оценке компании SAP, сегмент ИТ-услуг, предоставляемых по модели облаков (cloud computing services), к 2016 году оттянет на себя более 75% всех новых расходов на ИТ в мире. Со своей стороны Gartner видит глобальные доходы от продаж услуг software-as-a-service (SaaS, одно из самых популярных облачных направлений) в 2015 году на уровне $22,1 млрд. А по данным совместного исследования Edge Strategies и Microsoft, в течение ближайших пяти лет стоит ожидать удвоения количества платных облачных сервисов, потребителями которых выступают компании малого и среднего бизнеса. Количество мелких компаний, использующих хотя бы один платный облачный сервис, утроится в ближайшие три года.
Локомотивами сегмента в региональном отношении останутся США, Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, однако большую часть объемов будущего роста возьмут на себя рынки развивающихся стран, которые к 2016 году будут отвечать за 30% роста в этом направлении.
Развивая тему изменения восприятия облачных услуг как одного из факторов их роста на рынке ИТ, аналитики Gartner в своем недавнем исследовании выделили несколько ключевых моментов, обусловивших такие перемены. Один из них – осознание вариативности при выборе облачной стратегии компании: заказчик научился разбираться в специфике облачных услуг, моделях их предоставления, открывающихся возможностях, которые одним продуктом (и зачастую одним провайдером) не исчерпываются.
Второй важный фактор – осознание высокого уровня надежности таких решений. В облака начали переносить критически важные копроративные ИТ-системы. На этот тренд не повлияло даже несколько громких скандалов, связанных с публичными облачными сервисами. Очевидно, что риски подобных ситуаций в корпоративном мире взвешивают очень тщательно. Начав с офисных приложений, затем перейдя на инструменты финансового учета и создания отчетности, облака включили в орбиту своих возможностей работу с big data, и вскоре в них начали переносить корпоративные системы высокого полета – CRM, а с недавних пор уже и ERP.
ERP как главный облачный продукт будущего
ERP-системы стали сегодня обязательным звеном в цепи корпоративной ИТ-инфраструктуры, а их усложнение повлекло рост затрат на разработку, внедрение и обслуживание, что упростило восприятие исхода таких систем в облака в рамках концепции упрощения работы и экономии ресурсов потребителей ERP-функционала.
По данным Gartner, компании с годовым доходом от $10 млн до $10 млрд из Северной и Латинской Америки, Европы, Ближнего Востока и Африки, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона в большинстве своем (47%) планируют перемещать ключевые ERP-системы в облака в ближайшие пять лет. В России тройку лидеров в сфере ERP много лет подряд составляют «1С», SAP и Microsoft, при этом CRM-системы первой признаны в нашей стране самыми часто внедряемыми по итогам 2013 года.
Но перед всеми поставщиками ERP-решений, как российскими, так и зарубежными, неотвратимо встает вопрос: как адаптировать свои продукты к облачной модели, ведь в этом случае придется либо сворачивать традиционную разработку, либо вести ее на два фронта? Пока что побеждает второй путь. Так, благодаря сочетанию двух схем продаж – облачной и традиционной – компании «1С» в последние два года удавалось расти по этому направлению быстрее рынка: по данным IDC, совокупная выручка партнеров по услугам аренды ее ПО в 2012 году поднялась на 96%, тогда как российский рынок SaaS в целом вырос на 62%. Исследование CNews Analytics объясняет эту динамику расширением спроса со стороны «микробизнеса» (в соответствии с мировыми трендами).
SaaS сейчас
Итак, облачные бизнес-приложения размещаются на серверах провайдера либо в собственном или арендуемом дата-центре заказчика. В любом случае заказчик получает доступ к ресурсам по двум основным моделям: аренды продукта по схеме Software as a Service (SaaS), либо аренды виртуальных серверов (или их кластеров) с размещенными на них софтом. Для клиента это означает, что единственной статьей расходов на ИТ по данному направлению становятся арендные платежи. Длинный список затрат на оплату лицензий, покупку серверов, рабочих станций, на персонал, поддержку, развитие и прочие хлопоты сокращается до минимума.
О том, как рынок аренды SaaS-приложений будет развиваться дальше, следует рассуждать исходя из самой природы обеих моделей, на которых он базируется, с учетом общеэкономической ситуации.
SaaS-модель предоставления продуктов «1С» оптимальна для малого и среднего бизнеса. Этим компаниям необходимо вести бухгалтерию – пусть и несложную, но в соответствии с законодательными требованиями. Очень часто роль главного бухгалтера в них совмещается с ролью генерального директора. И вопросы упрощения и ускорения бухучета такие компании все чаще готовы решать с помощью облачных сервисов. Для организации последних провайдер покупает у вендора лицензию и начинает «раздавать» один и тот же продукт, разграничивая доступ к нему для разных пользователей как средствами самой программы (вход через уникальный логин/пароль для каждого пользователя), так и средствами СУБД.
Это «коллективное пользование» позволяет поддерживать низкие тарифы (от 1000 рублей в месяц), но содержит в себе существенный минус: если бизнес заказчика начинает расти и ему требуется расширение стандартного функционала, осуществить подобную кастомизацию физически невозможно. Однако, поскольку предложение изначально рассчитано на малые предприятия со стандартными задачами, необходимость в ней, скорее всего, не возникнет у игроков, не стремящихся стать гигантами: заняв комфортную рыночную нишу, выйдя на оптимальный объем транзакций, они вполне могут использовать базовое решение долгие годы. А для компаний, выходящих на рынок крупного бизнеса, наступает время переходить к другим моделям поддержки бухучета – они тоже могут быть облачными, но предполагают уже кастомизацию в более или менее высокой степени.
Виртуальный, выделенный, твой
Что касается второго направления – выделенных виртуальных серверов и их кластеров, – то оно рассчитано на средние и крупные предприятия, которым в подавляющем большинстве случаев кастомизация под собственную специфику необходима. На арендованном виртуальном сервере или кластере таких серверов разворачивается управленческая система с возможностью заказа услуг по кастомизации в довольно широком спектре направлений и решений. Очевидно, что такой подход не может стоить столько же, сколько типовая услуга, но крупные заказчики готовы вкладываться в решения, созданные «по индивидуальной мерке». Если у клиента есть своя команда, способная решать подобную задачу, все ограничивается предоставлением доступа, если такой команды нет – задачи решают специалисты провайдера.
В любом случае, при таком подходе к развертыванию корпоративной ИТ-инфраструктуры компания получает полную свободу, поскольку обладает полным контролем над виртуальными машинами. Можно шифровать передачу данных, устанавливать дополнительный софт, подключать любые дополнительные функции и даже включить этот кластер в состав более крупной виртуальной инфраструктуры – все зависит от задач и целей клиента.
Возьмем для примера одного нашего клиента, торговую компанию с распределенной сетью объектов (офис, склад, торговая точка, колл-центр и т.д.). Ее руководство в значительной степени экономит временны?е, трудовые и финансовые ресурсы, используя модель с арендой «1С» на наших виртуальных мощностях: они ведут свои дела, по мере необходимости распечатывают из «1С» те или иные формы отчетности и статистики, выводя их на принтер того или иного подразделения. Полное обслуживание запросов компании по данному направлению обходится ей в 15-20 тыс. рублей в месяц. При организации собственной инфраструктуры для «1С» эта сумма не покрыла бы разовое вложение в оснащение всем необходимым даже одного объекта (покупка сервера, лицензий на софт, труд администратора по инсталляции. поддержке и т. д.).
Эти цифры, безусловно, могут быть значительно выше – до 100 тыс. рублей. Но здесь мы говорим о гигантских компаниях, например в нефтяном секторе, или крупных транспортных игроках федерального масштаба.
В облаках будущего из ИТ-приложений соберут кубик Рубика
Провайдеры смогут бороться за рынок в будущем только одним способом: совершенствуя предложение за счет точного понимания запросов заказчиков и способности в полной мере, в сжатые сроки и по разумным ценам их удовлетворять.
Сегодня, заказывая в интернет-магазине любой товар, вы гарантированно увидите на одном из этапов заказа яркий баннер «С этим товаром чаще всего покупают…» – персонализированное предложение магазина, сформированное с учетом ваших предпочтений, истории покупок, социально-демографических характеристик. Аналогичный подход можно распространить и на ПО для бизнеса. На условном «складе» (его роль у нас играет интернет-витрина i-Oblako, один из первых в России сайтов, полностью посвященных продвижению и предоставлению облачных решений) планируется собирать пакеты услуг, которые при необходимости корректировать с учетом конкретных пожеланий клиентов. А также дорабатывать желаемую конфигурацию системы гораздо быстрее и точнее, чем сейчас.
Вполне вероятно, что в будущем программное обеспечение для бизнеса будет приобретаться сразу в виде комплексного сервиса. Его структура будет базироваться на наиболее популярных пакетах услуг, которые заказывают клиенты. Такой подход требует от провайдера, во-первых, постоянного внимания к клиентам (непременное условие качественного сервиса), во-вторых, умения собирать и анализировать данные (тут свое слово могут сказать современные и, опять же, облачные решения для бизнес-аналитики), в-третьих – гибкости и оперативности, умения создавать новые сервисы «на лету», собирая их по принципу конструктора Lego или кубика Рубика.
Опубликовано 24.12.2014
Похожие статьи