Рынок ВКС: импортозамещение состоялось, но Zoom пока не убили
Знаковым для отрасли видеосвязи считается 2020 год — пандемия и локдаун вынудили бизнес и госсектор уйти в онлайн и обратить внимание на российские ВКС-решения. Год прошедший изменил отрасль видеокоммуникаций не меньше, сместив акцент с ведомственных решений в сторону массового рынка.
Точкой отсчета можно назвать 4 марта, когда о приостановке деятельности в нашей стране объявили Cisco Systems и Poly, фактически в один день лишив российских заказчиков оплаченных облачных сервисов и технической поддержки оборудования. На фоне такого демарша интерес к отечественным ВКС-разработкам продолжил свой рост.
Уход с рынка главных иностранных конкурентов обеспечил российским ВКС-вендорам карт-бланш — им открылись возможности для развития продуктов в прямой коммуникации с заказчиками и при поддержке государства. Однако проявились и подводные камни. Так, вскрылась основная проблема — отсутствие ВКС как массовой полнофункциональной услуги. Операторы связи оказались не готовы к замене Zoom и MS Teams аналогичными решениями на базе отечественных ВКС-продуктов.
При этом в связи с популярностью темы импортозамещения и преференций от государства в сегмент видеосвязи стали заходить многочисленные создатели «убийц Zoom». Под видом инновационных разработок они продают простейшие видеокоммуникаторы, при детальном рассмотрении не соответствующие даже минимальным ожиданиям пользователей.
В условиях ожесточившейся технологической конкуренции между отечественными разработчиками продолжилось развитие давно существующих проблем по нивелированию классов решений. Напомню, для видеосвязи существуют три вида технологий — классическая ВКС на базе серверов MCU, упрощенная веб-конференция и совсем функционально простые видеокоммуникаторы. Все технологии обеспечивают видеосвязь, но решают разные по сложности задачи и в большинстве случаев не совместимы между собой.
Некоторые отечественные разработчики, движимые желанием продать, не упоминают о критически важных различиях и выдают упрощенную технологию за классическую ВКС, которая у них якобы дешевле. В силу таких особенностей продаж потребители из госсектора и бизнеса, столкнувшись с недостаточным функционалом упрощенного продукта уже по факту закупки, вынуждены его либо менять за счет средств бюджета, либо приобретать дополнительное решение. В итоге внутри инфраструктуры даже одного заказчика получается некий микс из традиционных продуктов ВКС и веб-конференций с ограниченной совместимостью этих решений между собой.
Актуальна для сегмента ВКС и общая проблема всех российских разработчиков ПО — сложности с «железом» и комплектующими из-за санкций.
Резюмируя, отмечу — в этом году наконец-то настал момент, когда заказчики из сегментов B2G и B2B выбирают решение для видеосвязи только из ассортимента отечественных платформ, при этом основным маркером стало отсутствие ВКС как услуги для полноценной замены Zoom. Тем не менее в части ПО российские вендоры «догнали и перегнали» зарубежные компании, но пока ожидаемо зависят от доступных процессоров и комплектующих.
Опубликовано 07.01.2023