Динамичное, но непростое развитие

Логотип компании
Динамичное, но непростое развитие
Мы совместно с нашими коллегами из Orange Business Services обратили внимание на IoT для шести отраслей: транспорт, финансы, сельское хозяйство, розничную торговлю, строительство (технология интеллектуального здания) и промышленность...

В конце августа 2017 года компания iKS-Consulting и международный сервис-провайдер Orange Business Services обнародовали исследование, посвященное текущему состоянию и прогнозам развития корпоративного рынка «Интернета вещей» (IoT) в России. О результатах исследования мы побеседовали с основателем iKS-Consulting Татьяной Толмачевой.

 Какие отрасли охватывало ваше исследование?

Мы совместно с нашими коллегами из Orange Business Services обратили внимание на шесть отраслей: транспорт, финансы, сельское хозяйство, розничную торговлю, строительство (технология интеллектуального здания) и промышленность. Тема IoT на слуху недавно, но она включает решения, которые существуют и применяются на протяжении довольно длительного времени. Они предусматривают сбор телеметрической информации, данных для автоматизации различных процессов, имеющих отношение, например, к мониторингу состояния объектов, а также межмашинному, или M2M, взаимодействию. Эти технологии давно используются при автоматизации бизнес-процессов, связанных с цепочками поставок, транспортом, логистикой.

Каждая из отраслей, рассмотренных нами, имеет свою специфику. Но, конечно, есть немало и общих черт. Но все же в одних сферах существует явная тенденция к типовым решениям, тогда как в других каждая реализация — результат работы над уникальным проектом.

Несмотря на большой потенциал, ситуация развивается непросто. К настоящему моменту мы оцениваем общий объем рынка IoT в России в 20,8 млрд руб. По нашим прогнозам, к 2020 году он вырастет в 1,5 раза.

 

Где IoT внедряется наиболее активно? И почему?

Явный передовик здесь транспортная отрасль. Рынок IoT-продуктов, ориентированных на нее, уже давно сформировался. Существует достаточно большое количество поставщиков, в том числе предлагающих практически «коробочные» системы, в основном охватывающие управление автомобильным транспортом.

Что касается эволюции решений для транспорта, они будут развиваться от простого использования технологий геопозиционирования для трекинга транспортных средств к более сложным. Прежде всего, это касается более широкого распространения разного рода датчиков. Впрочем, датчики, позволяющие отслеживать в реальном времени расход топлива, применяются уже давно. А вот, скажем, датчики температурного режима для рефрижераторов только начинают применяться. Или датчики, фиксирующие параметры работы узлов и агрегатов и позволяющие оптимизировать техобслуживание и ремонт.

 

Был назван и сектор «умных» зданий, решения для которого тоже существуют давно. В чем его специфика?

Наши оценки рынка «умных» зданий касаются, прежде всего, коммерческой недвижимости: офисных, торгово-развлекательных комплексов, спортивных сооружений. В жилой недвижимости потребитель пока не готов нести дополнительные расходы. Основной драйвер тут — новое строительство и программы реновации. Но сама отрасль очень консервативная и весьма зарегулированная, при этом нормативная база устарела и меняется крайне медленно.

Что касается решений, их можно разделить на три группы. Первая — системы управления инженерной инфраструктурой: лифтами, вентиляцией, кондиционированием, водо-, тепло- и энергоснабжением. Вторая — комплекс систем для обеспечения безопасности, в первую очередь противопожарной и физической. И наконец, системы управления слаботочными сетями. Для каждого из этих сегментов предназначены свои решения, и многие из них имеют длительную историю и большую инсталляционную базу. Основная тенденция этого рынка — интеграция разрозненных систем в единую платформу управления зданием.

Внедрение таких систем — процесс сложный. И тон задает ограниченный круг крупных интеграторов. Пожалуй, вряд ли там что-то кардинально изменится.

 

Финансы и розничная торговля. Как в этих отраслях можно применять технологии IoT?

Очень интересные процессы идут в финансовом секторе. Там всегда был очень высок уровень проникновения технологий автоматизации, на это постоянно выделяются довольно большие бюджеты. Но, с другой стороны, идет активная «чистка» отрасли.

Из IoT-решений, которые используются в финансовой отрасли, наиболее широко распространены системы, направленные на повышение связности сетей банкоматов и терминалов. Для автоматизации процессов инкассации применяются решения, изначально ориентированные на транспортную отрасль.

Появляются и новые технологии, в частности биометрической идентификации. Они по большому счету являются связующим звеном между финтехом и IoT. Востребованы и системы, направленные на повышение пользовательского опыта. Все чаще находят применение технологии роботизации. Кстати, не так давно Герман Греф протестировал робота, предназначенного для взаимодействия с клиентами. Еще одно направление — доставка наличных в хранилища с помощью дронов.

На этот рынок выходит все больше компаний, предлагающие в том числе и тиражные типизированные решения. Хотя это в основном стартапы, у которых очень мало реальных внедрений, причем речь идет, скорее всего, о пилотах.

Но отрасль тоже консервативная и зарегулированная. Да и экономические трудности не будут способствовать появлению большого количества проектов. Так что быстрого роста тут ожидать не следует.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Куда более интересно выглядит розничная торговля. Это высококонкурентный рынок, где остро стоит проблема оптимизации различных бизнес-задач, особенно снижения издержек и повышения эффективности процессов логистики, доставки, управления товародвижением, а также поведенческой аналитики. Одной из перспективных технологий можно назвать электронные ценники. Ее распространение хотя и сдерживает дороговизна реализации, но ее активно внедряют, впрочем, с известной осторожностью. Однако по мере снижения цен интерес будет нарастать.

На решение этих задач ориентирован целый пласт технологических компаний. Среди них есть как давно существующие, так и стартапы.

 

Что способствует успеху проектов внедрения IoT в производственных компаниях?

Промышленность очень многолика и разнородна. Мы остановились на добывающей и перерабатывающей отраслях, где наиболее велико проникновение систем автоматизации. Именно там максимально широко применяются системы управления технологическими процессами и поставками.

В целом предприятие должно удовлетворять двум условиям: необходимы цифровые объекты и цифровые процессы. А это реализовано далеко не во всех компаниях. Другая серьезная проблема — старые производственные фонды. И чтобы внедрить любые цифровые технологии, их придется менять, на что идти готовы далеко не все.

Еще один интересный сегмент — «умное» сельское хозяйство. Эта отрасль больших контрастов. В малых и средних хозяйствах о какой-то автоматизации говорить не приходится. Но есть и гигантские агрохолдинги. А их бизнес требует автоматизации, на которую собственники готовы выделять ресурсы, и развитие технологий там идет быстро.

В отрасли осуществлен и находится в стадии реализации целый ряд проектов. Например, связанных с автоматизацией транспорта, а если говорить шире — сельхозтехники. Контроль расхода топлива тракторами и комбайнами тоже очень актуальная задача. Одним из основных драйверов является борьба с хищениями. Активно присматриваются и к технологиям беспилотного транспорта. Есть примеры использования дронов.

Вместе с тем в данной отрасли все проекты являются интеграторскими, поскольку системы для каждого из заказчиков уникальны и их невозможно тиражировать. А решение отдельных задач и вовсе нетривиально. Скорее всего, такая ситуация будет сохраняться еще долго.

 

При внедрении многих проектов серьезным препятствием становятся не технические, а организационные проблемы. Так ли это с IoT?

Да. Более того, существует три пласта таких проблем. Одна связана с тем, что за ИТ и MES/АСУ ТП системы в компаниях часто отвечают разные подразделения, отношения между которыми могут быть откровенно враждебными. В подобных условиях реализация проекта, которая требует совместных усилий, часто сопровождается всякого рода бюрократическими играми и интригами. Тут нужна политическая воля высшего руководства компании. И не редко можно видеть ситуацию, когда тех, кто особенно сильно мешает проектам, просто увольняют, несмотря на стаж работы и прошлые заслуги.

Другой пласт связан с открытым саботажем. На издержках, которые устраняет использование IoT, многие имели приработок, иногда неплохой. Естественно, лишение его будет встречать открытое сопротивление. Но именно устранение таких издержек — один из довольно мощных драйверов внедрения IoT. Так что острота подобных коллизий будет нарастать.

Между прочим, саботаж может проводиться весьма умело, что создает уверенность в том, будто технология не работает. И тем, кто внедрял эти решения, приходилось вести самые настоящие расследования или сразу их усложнять и, соответственно, удорожать, применяя вандалоустойчивые системы.

Очень сложная проблема — дефицит кадров. Хотя тут все-таки проще, чем с ИТ и ИБ, поскольку для обслуживания IoT-устройств достаточно среднего специального образования.

 

Насколько сможет повлиять на внедрение IoT появление госрегулирования, в частности, защита критически важной инфраструктуры?

Правовое поле всегда было весьма критичным фактором, особенно для новых рынков. Оно способно как стимулировать внедрение тех или иных технологий, так и наоборот. Особенно это критично для некоторых вертикалей, в частности, ЖКХ и энергетики. Выше уже говорилось о влиянии устаревшей нормативной базы, в том числе в строительстве. Препятствием могут стать и требования, связанные с проведением технического обслуживания в строго определенные временные промежутки.

 

Про IoT часто приходится слышать метафору «Интернет дырявых вещей». Насколько она близка к истине? Как это влияет на проекты?

Читайте также
О том, как живет и развивается проект «Умный город», чем он уникален и как вписывается в национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», порталу IT-World рассказывает Анатолий Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город».

Тут, на мой взгляд, больше риск того, что, сетуя на небезопасность технологий и отказавшись от их внедрения, можно безнадежно отстать. Тем более что на этот рынок выходят сильные игроки в области ИБ, в частности «Лаборатория Касперского», CheckPoint, Cisco. Поставщики end-to-end IoT-решений также стараются уделить максимальное внимание этому вопросу. Например, наши коллеги из Orange Business Services, стараются обеспечить безопасность на каждом уровне IoT-решения – от подключенного устройства до платформы и приложений. Да и сами IoT-технологии будут со временем становиться все более безопасными.

Множество проблем может решить переход к изолированным от публичного Интернета корпоративным интрасетям. Впрочем, они существуют уже довольно давно, хотя стимулом их появления стало отсутствие доступа в Интернет на некоторых объектах, например, карьерах. Таких мест становится все меньше, но они есть до сих пор. Будут влиять и нормативы. Скажем, технологические сети в атомной энергетике, согласно требованиям МАГАТЭ, не должны быть связаны с публичным Интернетом. Скорее всего, то же самое будет и сетями IoT-устройств во многих отраслях, где вопросы безопасности особо критичны.

Опубликовано 19.10.2017

Похожие статьи