Динамичное, но непростое развитие
В конце августа 2017 года компания iKS-Consulting и международный сервис-провайдер Orange Business Services обнародовали исследование, посвященное текущему состоянию и прогнозам развития корпоративного рынка «Интернета вещей» (IoT) в России. О результатах исследования мы побеседовали с основателем iKS-Consulting Татьяной Толмачевой.
Какие отрасли охватывало ваше исследование?
Мы совместно с нашими коллегами из Orange Business Services обратили внимание на шесть отраслей: транспорт, финансы, сельское хозяйство, розничную торговлю, строительство (технология интеллектуального здания) и промышленность. Тема IoT на слуху недавно, но она включает решения, которые существуют и применяются на протяжении довольно длительного времени. Они предусматривают сбор телеметрической информации, данных для автоматизации различных процессов, имеющих отношение, например, к мониторингу состояния объектов, а также межмашинному, или M2M, взаимодействию. Эти технологии давно используются при автоматизации бизнес-процессов, связанных с цепочками поставок, транспортом, логистикой.
Каждая из отраслей, рассмотренных нами, имеет свою специфику. Но, конечно, есть немало и общих черт. Но все же в одних сферах существует явная тенденция к типовым решениям, тогда как в других каждая реализация — результат работы над уникальным проектом.
Несмотря на большой потенциал, ситуация развивается непросто. К настоящему моменту мы оцениваем общий объем рынка IoT в России в 20,8 млрд руб. По нашим прогнозам, к 2020 году он вырастет в 1,5 раза.
Где IoT внедряется наиболее активно? И почему?
Явный передовик здесь транспортная отрасль. Рынок IoT-продуктов, ориентированных на нее, уже давно сформировался. Существует достаточно большое количество поставщиков, в том числе предлагающих практически «коробочные» системы, в основном охватывающие управление автомобильным транспортом.
Что касается эволюции решений для транспорта, они будут развиваться от простого использования технологий геопозиционирования для трекинга транспортных средств к более сложным. Прежде всего, это касается более широкого распространения разного рода датчиков. Впрочем, датчики, позволяющие отслеживать в реальном времени расход топлива, применяются уже давно. А вот, скажем, датчики температурного режима для рефрижераторов только начинают применяться. Или датчики, фиксирующие параметры работы узлов и агрегатов и позволяющие оптимизировать техобслуживание и ремонт.
Был назван и сектор «умных» зданий, решения для которого тоже существуют давно. В чем его специфика?
Наши оценки рынка «умных» зданий касаются, прежде всего, коммерческой недвижимости: офисных, торгово-развлекательных комплексов, спортивных сооружений. В жилой недвижимости потребитель пока не готов нести дополнительные расходы. Основной драйвер тут — новое строительство и программы реновации. Но сама отрасль очень консервативная и весьма зарегулированная, при этом нормативная база устарела и меняется крайне медленно.
Что касается решений, их можно разделить на три группы. Первая — системы управления инженерной инфраструктурой: лифтами, вентиляцией, кондиционированием, водо-, тепло- и энергоснабжением. Вторая — комплекс систем для обеспечения безопасности, в первую очередь противопожарной и физической. И наконец, системы управления слаботочными сетями. Для каждого из этих сегментов предназначены свои решения, и многие из них имеют длительную историю и большую инсталляционную базу. Основная тенденция этого рынка — интеграция разрозненных систем в единую платформу управления зданием.
Внедрение таких систем — процесс сложный. И тон задает ограниченный круг крупных интеграторов. Пожалуй, вряд ли там что-то кардинально изменится.
Финансы и розничная торговля. Как в этих отраслях можно применять технологии IoT?
Очень интересные процессы идут в финансовом секторе. Там всегда был очень высок уровень проникновения технологий автоматизации, на это постоянно выделяются довольно большие бюджеты. Но, с другой стороны, идет активная «чистка» отрасли.
Из IoT-решений, которые используются в финансовой отрасли, наиболее широко распространены системы, направленные на повышение связности сетей банкоматов и терминалов. Для автоматизации процессов инкассации применяются решения, изначально ориентированные на транспортную отрасль.
Появляются и новые технологии, в частности биометрической идентификации. Они по большому счету являются связующим звеном между финтехом и IoT. Востребованы и системы, направленные на повышение пользовательского опыта. Все чаще находят применение технологии роботизации. Кстати, не так давно Герман Греф протестировал робота, предназначенного для взаимодействия с клиентами. Еще одно направление — доставка наличных в хранилища с помощью дронов.
На этот рынок выходит все больше компаний, предлагающие в том числе и тиражные типизированные решения. Хотя это в основном стартапы, у которых очень мало реальных внедрений, причем речь идет, скорее всего, о пилотах.
Но отрасль тоже консервативная и зарегулированная. Да и экономические трудности не будут способствовать появлению большого количества проектов. Так что быстрого роста тут ожидать не следует.
Куда более интересно выглядит розничная торговля. Это высококонкурентный рынок, где остро стоит проблема оптимизации различных бизнес-задач, особенно снижения издержек и повышения эффективности процессов логистики, доставки, управления товародвижением, а также поведенческой аналитики. Одной из перспективных технологий можно назвать электронные ценники. Ее распространение хотя и сдерживает дороговизна реализации, но ее активно внедряют, впрочем, с известной осторожностью. Однако по мере снижения цен интерес будет нарастать.
На решение этих задач ориентирован целый пласт технологических компаний. Среди них есть как давно существующие, так и стартапы.
Что способствует успеху проектов внедрения IoT в производственных компаниях?
Промышленность очень многолика и разнородна. Мы остановились на добывающей и перерабатывающей отраслях, где наиболее велико проникновение систем автоматизации. Именно там максимально широко применяются системы управления технологическими процессами и поставками.
В целом предприятие должно удовлетворять двум условиям: необходимы цифровые объекты и цифровые процессы. А это реализовано далеко не во всех компаниях. Другая серьезная проблема — старые производственные фонды. И чтобы внедрить любые цифровые технологии, их придется менять, на что идти готовы далеко не все.
Еще один интересный сегмент — «умное» сельское хозяйство. Эта отрасль больших контрастов. В малых и средних хозяйствах о какой-то автоматизации говорить не приходится. Но есть и гигантские агрохолдинги. А их бизнес требует автоматизации, на которую собственники готовы выделять ресурсы, и развитие технологий там идет быстро.
В отрасли осуществлен и находится в стадии реализации целый ряд проектов. Например, связанных с автоматизацией транспорта, а если говорить шире — сельхозтехники. Контроль расхода топлива тракторами и комбайнами тоже очень актуальная задача. Одним из основных драйверов является борьба с хищениями. Активно присматриваются и к технологиям беспилотного транспорта. Есть примеры использования дронов.
Вместе с тем в данной отрасли все проекты являются интеграторскими, поскольку системы для каждого из заказчиков уникальны и их невозможно тиражировать. А решение отдельных задач и вовсе нетривиально. Скорее всего, такая ситуация будет сохраняться еще долго.
При внедрении многих проектов серьезным препятствием становятся не технические, а организационные проблемы. Так ли это с IoT?
Да. Более того, существует три пласта таких проблем. Одна связана с тем, что за ИТ и MES/АСУ ТП системы в компаниях часто отвечают разные подразделения, отношения между которыми могут быть откровенно враждебными. В подобных условиях реализация проекта, которая требует совместных усилий, часто сопровождается всякого рода бюрократическими играми и интригами. Тут нужна политическая воля высшего руководства компании. И не редко можно видеть ситуацию, когда тех, кто особенно сильно мешает проектам, просто увольняют, несмотря на стаж работы и прошлые заслуги.
Другой пласт связан с открытым саботажем. На издержках, которые устраняет использование IoT, многие имели приработок, иногда неплохой. Естественно, лишение его будет встречать открытое сопротивление. Но именно устранение таких издержек — один из довольно мощных драйверов внедрения IoT. Так что острота подобных коллизий будет нарастать.
Между прочим, саботаж может проводиться весьма умело, что создает уверенность в том, будто технология не работает. И тем, кто внедрял эти решения, приходилось вести самые настоящие расследования или сразу их усложнять и, соответственно, удорожать, применяя вандалоустойчивые системы.
Очень сложная проблема — дефицит кадров. Хотя тут все-таки проще, чем с ИТ и ИБ, поскольку для обслуживания IoT-устройств достаточно среднего специального образования.
Насколько сможет повлиять на внедрение IoT появление госрегулирования, в частности, защита критически важной инфраструктуры?
Правовое поле всегда было весьма критичным фактором, особенно для новых рынков. Оно способно как стимулировать внедрение тех или иных технологий, так и наоборот. Особенно это критично для некоторых вертикалей, в частности, ЖКХ и энергетики. Выше уже говорилось о влиянии устаревшей нормативной базы, в том числе в строительстве. Препятствием могут стать и требования, связанные с проведением технического обслуживания в строго определенные временные промежутки.
Про IoT часто приходится слышать метафору «Интернет дырявых вещей». Насколько она близка к истине? Как это влияет на проекты?
Тут, на мой взгляд, больше риск того, что, сетуя на небезопасность технологий и отказавшись от их внедрения, можно безнадежно отстать. Тем более что на этот рынок выходят сильные игроки в области ИБ, в частности «Лаборатория Касперского», CheckPoint, Cisco. Поставщики end-to-end IoT-решений также стараются уделить максимальное внимание этому вопросу. Например, наши коллеги из Orange Business Services, стараются обеспечить безопасность на каждом уровне IoT-решения – от подключенного устройства до платформы и приложений. Да и сами IoT-технологии будут со временем становиться все более безопасными.
Множество проблем может решить переход к изолированным от публичного Интернета корпоративным интрасетям. Впрочем, они существуют уже довольно давно, хотя стимулом их появления стало отсутствие доступа в Интернет на некоторых объектах, например, карьерах. Таких мест становится все меньше, но они есть до сих пор. Будут влиять и нормативы. Скажем, технологические сети в атомной энергетике, согласно требованиям МАГАТЭ, не должны быть связаны с публичным Интернетом. Скорее всего, то же самое будет и сетями IoT-устройств во многих отраслях, где вопросы безопасности особо критичны.
Опубликовано 19.10.2017