Корпоративные мобильные приложения: тренды 2023 года
Рынок корпоративных мобильных приложений реактивно растет во всем мире уже несколько лет. Это обусловлено не только значительными успехами в области AI, но и недавней пандемией COVID-19, поменявшей бизнес-процессы для многих компаний. Однако с 2022 года российский бизнес находится в особых условиях. Какие проблемы он решает и какие инструменты для него сейчас актуальны?
Большое влияние на состояние рынка оказала ситуация с российскими банками. Практически все они попали под санкции и были вынуждены в кратчайшие сроки перенаправить все силы и средства на разработку клиентских приложений и систем бесконтактной оплаты.
Корпоративные сервисы отошли на второй план: важно было восстановить приложения или предложить клиентам альтернативу. Эффективному выходу из создавшегося положения помогли новые технологические решения: рынок быстро завоевали фреймворки, поддерживающие кросс-платформенную разработку. Наиболее популярными фрейморками стали React Native и Flutter — клиенты все чаще запрашивали Flutter, отказываясь от разработки на Swift и Kotlin.
С помощью Flutter, например, были созданы мобильные приложения Alibaba Group, eBay и других мировых брендов, а на российском рынке ярким референсом стало приложении сети «Дикси», которым ежедневно пользуются более 8 млн клиентов.
Другая тенденция на рынке приложений для бизнеса — это пристальное внимание к безопасности данных. Основной и неизменный тренд здесь — разработка Middleware слоев, которые соединяют мобильные приложения с backend-системой и внутренним контуром корпорации и служат дополнительной защитой от DDoS-атак, проверяют файлы на антивирусе и т. д.
Упорная работа над безопасностью данных вызвана и частой утечкой персональных данных и кратным повышением штрафов. Из-за прецедентов, связанных с громкими скандалами вокруг «Яндекс Еды» и прочих корпораций, государство намерено штрафовать компании процентом от оборота, а это уже не только репутационные, но и значительные финансовые потери.
Совершенно иная картина с безопасностью на рынке приложений для малого бизнеса. Популярны решения No Code Low Code, которые помогают собрать мобильное приложение для сайта буквально за неделю. Однако они значительно хуже защищены, поскольку соединяются напрямую с сайтом и служат для быстрого оформления покупок.
В корпоративную среду эти решения пока не пришли: они больше подходят для клиентского сервиса — небольших ресторанов и магазинов, аптек и салонов красоты. Крупные игроки по-прежнему предпочитают разработку с нуля с дополнительными слоями безопасности для личных данных клиентов.
Тренды в разработке внутренних приложений для сотрудников
Существует три основных направления мобильных приложений:
-
приложения для сотрудников, обеспечивающие доступ к корпоративным сервисам и информации;
-
приложения, помогающие в решении непосредственно рабочих задач (управление проектами, работа с клиентами и т. д.)
-
приложения «по запросу», которые создаются для решения нишевых задач, снижающих человеческие трудозатраты и расходы на ФОТ.
Говоря о приложениях для сотрудников, следует заметить, что стали чрезвычайно популярны не только те приложения, которые просто обеспечивали удаленный доступ к рабочим задачам, но и приложения для digital-комфорта людей. Это целые пакеты рабочих сервисов для взаимодействия сотрудников с брендом и коллегами, для онлайн-обучения и участия в корпоративных мероприятиях.
Самым популярным решением на данный момент является мобильный интранет — комфортное цифровое пространство, в котором максимально оперативно решаются любые рабочие задачи. Мобильный интранет — универсальное решение для бизнеса, и его активно внедряют не только ИT-компании, но и производственные предприятия, для которых мобильное взаимодействие необходимость. 80% сотрудников предприятий не имеют стационарных рабочих, мест и мобильный телефон — это единственный инструмент для любого оперативного взаимодействия.
Отдельным блоком мобильного интранета становятся платформы онлайн-обучения, которые значительно экономят человеческий ресурс и оптимизируют наём и онбординг новых сотрудников, быстрое развитие франшиз и рост компаний во всех сферах — от производственных отраслей до ресторанного бизнеса.
Обратный тренд: вернуть сотрудников на рабочие места
Еще одна яркая примета времени – поворот бизнеса в сторону привычных моделей организации труда. За время пандемии многие компании вынужденно опробовали удаленную работу, чем значительно продвинули вперед разработку корпоративных приложений и сервисов. Спрос был огромный, и какие-то компании оказались совершенно не готовы к переходу на удаленный формат.
Другие, напротив, получили уникальный опыт, успешно «отпустив» из офисов половину сотрудников: разработку, поддержку, маркетинг. Сейчас наблюдается обратный тренд: нужны инструменты и сервисы, которые помогут вернуть сотрудников в офисы, восстановить корпоративную культуру как ценность и минимизируют отток ценных кадров.
В связи с этим вновь наблюдается запрос на геймификацию — введение дополнительных бонусов, которые повышают вовлеченность и активность сотрудников. Актуальной, к примеру, вновь стала корпоративная валюта в компаниях, и прочее. Она способствует развитию целого облака сервисов. Вы можете начислять такую валюту, скажем, за прохождение дополнительных курсов и тренингов, а потом предлагать за нее приятные бонусы.
Приложения, облегчающие жизнь сотрудникам
Еще одно перспективное направление в мобильной разработке — приложения для оцифровки пропусков и других бумажных носителей. Большинство компаний пользуется системой СКУД, а можно разрабатывать модули, которые сделают проход на работу или заезд на территорию предприятия удобнее — просто прикладыванием к считывателю телефона.
Второе направление — компьютерное зрение, которое используют камеры наших телефонов. У технологии огромный потенциал: вы можете сканировать этикетки и мгновенно получать доступ к огромным каталогам и картотекам с детальным описанием товара или искать что-то в базах по изображению.
Тренды в разработке приложений для ведения бизнеса
Это огромное поле для работы в 2023 году, начиная с приложений для распознавания штрихкодов и заканчивая умными чат-ботами, оптимизирующими работу поддержки. В информационном мире растущая тенденция: люди просто утрачивают желание общаться вживую, предпочитая решать любые задачи через удобные сервисы, боты, онлайн-помощников. Бот «начитает» нужную информацию, сообщит о состоянии счета, даст консультацию, предложит понятные варианты выбора, выдаст список необходимых шагов для оформления документов и справок.
Клиентский сервис больших компаний давно уже перешел на эту технологию: появились «именные» помощники — Алиса у «Яндекса», Олег у «Тинькова».
Такие же инструменты нужны компаниям для цифровизации внутренних бизнес-процессов. Chat GPT произвел революцию и «трудоустраивается» почти во все сферы: от технического копирайтинга до подготовки отчетов и сводок, от общения с сотрудниками до подготовки корпоративных активностей, документации и презентаций.
Большую роль играют нейросети, генерирующие изображения: вы можете использовать их для производства брендированного контента без привлечения дизайнеров и художников. Нейросеть нарисует вам ваш товар в нужных декорациях или ракурсах, создаст стилизацию, акцию, баннер, логотип, этикетку.
Предиктивная аналитика
Предиктивная аналитика — это способ строить гипотезы на основании собранных данных. Еще один актуальный тренд, который экономит миллиарды рублей в сферах промышленности и разработки. Один из примеров — использование в автоотрасли. Производители подключают все автомобили к определенной программе, снимающей ключевые показатели с датчиков в автомобиле. Данные падают в общую базу, а дальше с ними работают специалисты. Они берут 10 000 авто с одинаковой поломкой и отслеживают их поведение в эксплуатации. После чего выделяют общий признак, который предшествовал поломке, и могут заранее его предупредить.
Приложения по запросу и безопасность труда
Самый растущий тренд, обеспечивающий сотрудникам «в полях» оперативное взаимодействие со всеми отделами, особенно актуален на производствах. Телефон на заводах и фабриках — единственный способ экстренно сообщить о какой-то проблеме, поломке или травме на производстве. Более того, предотвратить эту травму, сообщив о неисправности станков, помещений. Или обеспечить грамотное обращение с оборудованием, разработав приложения, сканирующие инструкции или правила по техники безопасности.
Такое приложение дешевле судов или выплаченных компенсаций за травмы, а инструкции по штрихкоду на каждом станке — экономичнее целого отдела обучения, который будет проводить мероприятия и тренинги.
Общие тренды и перспективы
Ситуация на российском рынке во многом уникальна и специфична: вместо планомерного движения в сторону оптимизации бизнес-процессов многие секторы столкнулись с проблемами, вызванными экономической и политической обстановкой. Бизнес решал срочные вопросы и закрывал образовавшиеся поломки. Однако уже с 2023 года, когда большинство вопросов закрыто, мы возвращаемся на исходную точку. Актуальными по-прежнему будут мобильные приложения, позволяющие заработать или сэкономить деньги, а дополнительными разработками станут решения, возвращающие людей в зоны комфорта и облегчающие рутинные процедуры.
Опубликовано 31.08.2023