Александр Белоусов: Цифровые проекты Владимирской области
В последние годы Россия активно взялась за реализацию цифровой трансформации своих регионов. Это комплексный подход, охватывающий различные секторы экономики, включая здравоохранение, образование, транспорт, энергетику, а также другие сферы и направленный на создание современной инфраструктуры, развитие цифровых навыков у населения и стимулирование инноваций. В интервью журналу IT Manager руководитель Министерства цифрового развития Владимирской области Александр Белоусов привел примеры успешной реализации проектов, рассказал о роли министерства в этом процессе, обозначил вызовы и перспективы цифровизации, которые стоят перед регионом в ближайшем будущем.
В феврале этого года вы заняли должность министра цифрового развития Владимирской области. Какие задачи стали для вас первоочередными?
Основная — внедрение проектного управления в деятельность исполнительных органов власти. Важно именно научить госслужащих мыслить проектно. Сейчас все привыкли работать в рамках поручений. Нет поручения — нет задачи. Текущая процессная деятельность занимает 100% рабочего времени. Нужно менять подходы коренным образом, показывать губернатору свои идеи, оптимизировать процессы, работать с обучением проектных команд и с их мотивацией. Рассматриваем внедрение информационной системы для автоматизации проектной деятельности. Но еще раз подчеркну: начинать нужно именно с методологии, компетенций и мотивации. Без этих составляющих ни один проект не взлетит.
С 2017 года не решена задача по созданию Ситуационного центра губернатора области. Мы с коллегами изучили опыт соседних регионов по решению этой задачи. Надеюсь, что уже в нынешнем году проект будет инициирован и мы получим первые ощутимые результаты.
Во Владимирской области переведены в электронный вид 84 массовые социально значимые услуги. При том, что на портале госуслуг достаточно высокий уровень регистрации и 74% жителей области имеют учетные записи, уровень оказания услуг в электронном виде за первый квартал текущего года — только 18% от общего числа оказанных услуг, остальные 82% услуг предоставлены через МФЦ либо очно в органах власти.
Поэтому задача популяризации получения услуг через портал "Госуслуги" одна из первоочередных. На первом этапе договорились с администрацией областной столицы о размещении информации об электронных услугах на билбордах и видеоэкранах города. Относительно аналогичного периода прошлого года небольшие успехи уже достигнуты, доля обращений за услугами в электронном виде от общего количества услуг выросла на 5,9%.
Ну и конечно, достижение национальной цели «Цифровая трансформация». В прошлом году цель достигнута на 100%, однако уже за первый квартал по всем отраслям народного хозяйства (городская среда, транспорт, образование, здравоохранение, государственное управление) прирост в первом квартале текущего года относительно аналогичного периода 2022 года составил 16 %. Это наша совместная заслуга с исполнительными органами области, курирующими данные направления, останавливаться на достигнутом мы не планируем.
Какие конкретные шаги предпринимаются сегодня во Владимирской области для цифровой трансформации региона?
Распоряжением губернатора области от 31.08.2022 № 215-рг утверждена стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Владимирской области. В состав стратегии включено 11 приоритетных отраслей региона: государственное управление; образование и наука, транспорт и логистика, здравоохранение, развитие городской среды, социальная сфера, промышленность, строительство, кадровое обеспечение цифровой экономики, культура, безопасность. Всего будет реализовано 46 проектов цифровой трансформации.
Среди наиболее интересных проектов стратегии могу выделить следующие. Первый — это перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид, он реализуется для предоставления государственных и муниципальных услуг проактивно, без обращения заявителя. В частности, будет автоматизирован сбор документов, необходимых для предоставления услуг, минимизированы административные барьеры при получении лицензионных и разрешительных документов. Всего во Владимирской области 84 такие услуги, их перечень утвержден распоряжением администрации области. Актуальная информация по всем государственным и муниципальным услугам размещается на сайте Минцифры ВО в разделе «Массовые социально значимые услуги».
Второй — платформа обратной связи для направления обращений в органы власти. Это единое цифровое окно, обеспечивающее централизованный прием сообщений от граждан по широкому спектру вопросов через форму на портале госуслуг, мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе», а также виджеты на сайтах органов власти Владимирской области. Основная цель платформы — быстрое решение актуальных проблем граждан. Она позволяет получать объективную информацию о проблемах, волнующих граждан, и принимать необходимые меры для их решения. В системе зарегистрированы предприятия различной организационно-правововой формы, среди которых исполнительные органы области, органы местного самоуправления области, МФЦ, организации социальной защиты, организации в сфере здравоохранения, культуры и образования и другие.
Кроме того, разработано техническое задание на создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Эта система не только обеспечит предоставление услуг в сфере строительства в электронном виде, но и станет значительным звеном в цифровой вертикали отрасли на уровне региона. Активно внедряются технологии ТИМ-моделирования. В цифровой модели, спроектированной с применением технологий информационного моделирования, содержится информация о геометрии конструкций, включая сметы и документацию, для последующих этапов объекта, таких, например, как возведение и эксплуатация.
С какими сложностями приходится сталкиваться? Что мешает развиваться?
Мешает несовершенство нормативного регулирования процедур предоставления государственных и муниципальных услуг (и функций) в электронном виде.
Кроме того, проблемы развития связаны с низким уровнем проникновения цифровых инноваций в основные сферы экономики, недостатком материального обеспечения в органах местного самоуправления области, не позволяющим эффективно использовать имеющиеся цифровые решения, нехваткой квалифицированных ИТ-специалистов, недоверием граждан к внедрению нововведений в сферу государственного управления и высокой стоимостью технической поддержки информационно-технологической инфраструктуры при низкой бюджетной обеспеченности региона.
Вторая сложность — ограниченные ресурсы. Сегодня наше министерство должно формировать политику в сфере цифрового развития области, обеспечивать техподдержку, информационную безопасность и т. д. Кроме того, министерство отвечает за бесперебойную работу сетевых коммуникаций и информационных систем правительства области.
У регионов, лидирующих в области цифровой трансформации, данные функции разделены. Региональные министерства формируют государственную политику цифрового развития региона, а их подведомственные организации являются «рабочими руками», которые реализуют поставленные задачи в практической области.
Сейчас в области внедряется единая система "Регионального сегмента государственной информационной системы здравоохранения". Как вы взаимодействуете с коллегами?
Каждую неделю проводим ВКС совместно с региональным Минздравом и разработчиками с привлечением персонала учреждений здравоохранения области. Вопрос на контроле у заместителя губернатора области, курирующего вопросы социального обеспечения. За внедрение системы отвечают лично министр здравоохранения области и главные врачи. Совместно выезжали в соседние регионы, где коллеги делились с нами опытом по внедрению регионального сегмента системы здравоохранения. Помогаем с согласованием частных технических заданий на доработку, направляем их по вопросам обеспечения информационной безопасности, оптимизации процессов внутри информационной системы.
Приходилось ли сталкиваться с проблемами межведомственного взаимодействия? Как их решаете?
Из основных отмечу и «зоопарк» информационных систем с отсутствием единых стандартов и метрик данных. Вместо медленного по современным меркам ручного сбора необходимо наладить процессы непрерывного автоматизированного сбора данных с использованием эталонных справочников. В госорган нельзя нанять аналитика и команду для работы с данными и принимать результаты их труда на веру. Руководителю приходится быть компетентным заказчиком, чтобы опираться на данные при принятии решений: уметь задавать корректные вопросы к данным и результатам их анализа; понимать, стоит ли доверять ответам и отчетам; иметь представление о возможных ошибках.
Наша ближайшая задача — подготовить единую методологию при работе с данными, создать инфраструктуру для «производства» качественных данных внутри ведомств, обучить госслужащих работе с данными, привлечь квалифицированных специалистов.
Недавно Владимирская область подписала соглашение о сотрудничестве с АНО «Цифровая экономика». Какие направления планируете реализовать совместно?
24 и 25 мая 2023 года, в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве между правительством Владимирской области и АНО «Цифровая экономика» на территории Владимирской области, запланировано проведение стратегической сессии «Цифровая прокачка региона». Это прежде всего инструмент цифрового развития, направленный на обмен опытом между регионами.
Представители органов публичной власти будут работать в группах, изучать опыт других регионов в сфере цифровизации отраслей строительства, государственного управления и туризма. По итогам первого дня будет сформирован перечень инициатив, направленных на цифровую трансформацию указанных отраслей, которые необходимо защитить перед руководством области. Во второй день мероприятия региональным командам необходимо разработать дорожную карту по реализации защищенных проектов цифровой трансформации и также пройти защиту перед руководством области.
Как вы оцениваете возможности отечественного ПО? Известно ли о каких-либо масштабных проектах перехода на отечественные разработки во Владимирской области?
Безусловно, задача по полному импортозамещению — некая утопия, однако у нас в регионе она реализуется довольно успешно: 80% офисного ПО — отечественного производства, на 100% заменено коммуникационное ПО (система видео-конференц-связи, почтовый сервер, мессенджер), на 100% замещено антивирусное ПО, региональная система электронного документооборота тоже российская.
Так, по использованию российского мессенджера органами власти Владимирская область занимает второе место по РФ. Сотрудниками Минцифры области разработан типовой образ автоматизированного рабочего места госслужащего полностью на базе отечественной операционной системы, все что нужно — установить его на компьютер, причем вся установка занимает не более 15 минут.
Однако всегда существуют факторы риска, которые препятствуют импортозамещению. Здесь и децентрализованная модель цифровизации органов власти, отсутствие центра компетенции по вопросам перехода, отсутствие аналогов узкоспециализированного программного обеспечения, зачастую периферийное оборудование в органах власти не совместимо с отечественным ПО. К тому же достаточно медленно идет процесс доработки или замены региональных и федеральных информационных систем на системы, совместимые с отечественными ОС.
Используются ли в цифровых проектах технологии искусственного интеллекта?
Технологии ИИ уже сейчас помогают областной канцелярии с регистрацией и разбором электронной почты внутри нашей новой системы документооборота. Интеллектуальные сервисы извлекают из документов реквизиты, классифицируют, регистрируют документы, заполняют карточки в системе. Кроме того, задача по внедрению сервисов искусственного интеллекта поставлена федеральным Минздравом для выявления признаков заболеваний, прогнозирования развития заболеваний. Совместно с коллегами из областного Минздрава на регулярной основе рассматриваем различные платформы и сервисы ИИ, обмениваемся опытом с соседними регионами.
Всегда ли, на ваш взгляд, за громкими заголовками о цифровой трансформации в России стоят реальные проекты с масштабными преобразованиями и хорошими результатами?
Простыми словами, цифровая трансформация — это реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для исполнения текущих процессов, которая приводит к существенному улучшению их характеристик и появлению принципиально новых качеств и свойств.
Рассмотрим пример с арендой электрического самоката. Во Владимире для этого уже не нужно обращаться в службу проката — достаточно скачать на смартфон приложение, зарегистрироваться в нем и найти самокат на улице. Чтобы начать пользоваться самокатом, его нужно «открыть» — навести камеру на QR-код и принять условия поездки. В итоге формально контракт заключается с прокатной компанией, но с ее стороны не участвовал ни один человек —- получается, что контракт заключается при помощи алгоритма. Здесь же и государственные услуги в цифровом виде, и контрольно-надзорная деятельность в цифровом виде, и электронная коммерция.
Когда в госуправлении начались процессы цифровой трансформации, скорость исполнения процессов значимо увеличилась и там. Хотя получение справки, скажем, об отсутствии судимости занимает до 30 дней, сейчас это скорее исключение. Большинство услуг требует гораздо меньше времени. К примеру, одна из справок, связанных с собственностью, выдается за 30 секунд. Очевидно, что в этом процессе больше не участвуют «бумага» и отправление ее на подпись на чей-то стол. Процесс был перестроен таким образом, что стал конвейером по обработке информации. Он изменился качественно. Это и есть цифровая трансформация.
В десятки и сотни раз может измениться не только скорость: также многократно снижается стоимость исполнения процесса. Например, при переходе к цифровому безбумажному налоговому администрированию в сервисе ФНС для самозанятых. Уменьшается количество ошибок в процессах. «Вывод из тени» целых отраслей и качественно иная эффективность контроля и надзора также могут стать следствием применения цифровых инструментов.
Однако у процессов, вызванных цифровой трансформацией, есть и негативная сторона. Революционные изменения, которые привносит в государственное управление цифровая трансформация, породили определенные проблемы для служб ИБ, а именно возникли новые векторы угроз и расширился спектр уязвимостей для потенциальных кибератак. Вот как раз на Минцифры ВО и лежит поиск решений, которые способствовали бы процессу цифровизации Владимирской области, но при этом соблюдались бы требования ИБ.
Для развития всегда нужны квалифицированные кадры. Как планируете обеспечить потребности в "цифровом" персонале органы власти?
Ранее проблема с кадрами закрывалась реализацией регионального проекта «Кадры для цифровой экономики», всего более 200 государственных служащих получили различные компетенции в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления на базе ВШГУ РАНХиГС. В прошлом году госслужащие активно принимали участие в обучении на базе «Университета Иннополис» по программе «Обучение технологиям искусственного интеллекта». Кроме того, для обучения цифровым навыкам мы используем портал «Учеба.онлайн», на котором запущены образовательные программы повышения квалификации по тематикам «Основы цифровой грамотности», «Обработка персональных данных», «Основы цифровой трансформации», а также иные отраслевые программы.
Какие инновационные технологии вы видите наиболее перспективными для развития цифровой экономики региона?
BigData в объединении с ИИ обеспечит беспрецедентные возможности для анализа: ведь чем больше данных у алгоритма ИИ, тем более точных результатов он может достичь. Не сомневаюсь, что эти технологии помогут принимать верные управленческие решения, моделировать и прогнозировать развитие тех или иных ситуаций в информационно-аналитической системе будущего Ситуационного центра губернатора области.
Недавно нам была продемонстрирована технология 3D-стереомоделирования. Главное ее преимущество перед геодезическим методом определения координат объектов — это снижение стоимости работ и затраченного времени. Многолетнее применение 3D-стереомодели в разных субъектах Российской Федерации доказало экономическую эффективность технологии.
До 2024 года необходимо создать региональное «озеро данных» совместно с МЧС России по Владимирской области. Преимущества такого решения — масштабируемость и универсальность форматов данных. Это, в свою очередь, приводит к снижению затрат на управление. Кроме того, озеро данных позволит выполнять обработку на месте и поможет проводить глубокую аналитику, прогнозное моделирование и визуализацию результатов.
Опубликовано 30.05.2023