Outsourcing & Insourcing в ИТ: выбор российского бизнеса
В 2023 году представители российского бизнеса отдают на аутсорсинг только 10% ИТ-услуг. В основном это - аудит ИТ-инфраструктуры, разворачивание систем защиты, анализ ситуации и поддержка принятия решений при реагировании на инциденты. Согласно этой статистике, 90% работы ИТ-специалистов происходит inhouse - внутри компаний. И это верный подход по мнению Алексея Власова, коммерческого директора Notamedia.Integrator. Свой взгляд на преимущества и риски каждого подхода - он отразил в авторском материале.
Кому с аутсорсом жить хорошо?
Аутсорсинг - зачастую выбор представителей малого и среднего бизнеса, так как скорее является экстренной мерой, чем действием в рамках долгосрочного планового развития компании. Это вопрос не о росте бизнеса, а, скорее, закрывание дыр. На аутсорсе крайне сложно подобрать или собрать компетентную команду, а также получить ожидаемый эффект. Причина в том, что обычно специалисты на аутсорсе - те же фрилансеры, у которых нет общих целей с заказчиком и они заинтересованы в почасовой оплате. Таким образом, у них нет мотивации, желания вникать и понимать “боли” бизнеса, которые он хочет закрыть с помощью их услуг.
Несмотря на такие преимущества аутсорсинга, как:
-
оптимизация расходов - нанять специалистов удаленно дешевле, чем подобрать команду в штат;
-
экономия времени на подбор, адаптацию и обучение специалистов инхаус - внутри компании;
-
возможность получить услугу последующей технической поддержки,
-
они нивелируются такими недостатками, как
-
вероятность того, что подрядчик профакапит сроки выполнения задач;
-
бизнес станет зависимым от внешних исполнителей и, возможно, их “железа” - серверов, например;
-
небыстрый процесс оформления закупочной документации, который обычно происходит в крупных компаниях при оформлении договоров аутсорсинговых услуг.
Таким образом, аутсорс является своеобразной лотереей, так как специалист на удаленке не заинтересован в развитии компании и своем собственном карьерном росте внутри нее, не разделяет ценности и боли бизнеса.
Если бюджета на создание собственной команды, например, разработчиков программного обеспечения, нет, более выгодным вариантом может стать аутстаффинг - в его рамках специалисты работают под контролем заказчика и выполняют все его требования и правила. По сути они становятся сотрудникам компании, но не оформляются в штат (экономия на больничных, отпусках и проч.) и привлекаются только для решения каких-то определенных задач.
In-house forever
Наша компания, как и большинство наших клиентов, отдает предпочтение инсорсингу и inhouse-разработке софта. На это есть ряд причин:
-
продукты разрабатываются людьми, которые прошли собеседование на трудоустройство в определенную компанию, а значит, разделяют ее ценности, политику, концепцию масштабирования, имеют мотивацию и готовы нести ответственность за развитие бизнеса;
-
такие специалисты так или иначе дополнительно мотивируют компанию не останавливаться в развитии, идти вперед, чтобы выполнять свои финансовые обязательства перед персоналом;
-
опыт реализации нескольких проектов собственными ИТ-силами повышает не только уровень компетенций компании, но и дает преимущество перед конкурентами, так как бизнес имеет собственные конкретные реализованные кейсы, что привлекает клиентов.
Я уверен, что сотрудники - самый ценный актив каждого бизнеса, который помогает компаниям накапливать опыт и с каждым годом брать в работу все более сложные проекты. Надежность, контроль сроков и качества выполнения задач, возможность оперативных корректировок в режиме реального времени, а также низкая зависимость от сторонних специалистов и наращивание компетенций собственных - главные достоинства инсорсинга.
Однако, если все же бизнес предпочтет отдать ряд функций ИТ на аутсорс, необходимо помнить, что в компании должен быть хотя бы один аккаунт-менеджер, отвечающий за качество оказываемых услуг и создаваемых продуктов. Он будет выступать в качестве контролирующего менеджера от лица заказчика, защищать его интересы и оценивать эффективность работы подрядчика, зная все тонкости бизнеса. Лучше, если в этой роли выступит коммерческий или генеральный директор компании, продакт-менеджер.
Опубликовано 02.06.2023