Учеба или погоня?
Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Сократ
Знающий не говорит, говорящий не знает.
Лао-Цзы
Для кого/чего вы учитесь?
Размышляя над этой статьей, я сначала не предполагал, для кого она: для руководителей ИТ/ИБ-подразделений, а может, для их детей, для тех, кто начинает свой путь по жизни. Примерно в 1972году в средней школе у нас проводился классный час. Ученики по очереди отвечали на вопрос классного руководителя: «Для кого ты учишься?» Нужно было правильно сказать: «Для своей Родины, чтобы стать умным и многое полезное уметь». Но я честно ответил: «Для себя». Это вызвало напряженный молчаливый протест всего класса и в первую очередь классного руководителя.
Чтобы сгладить ситуацию, я попытался уточнить: «А для кого?» Этот случай запомнился мне потому, что вызвал продолжительное напряжение в отношениях с классным руководителем. Одноклассники тут же забыли о моем «неправильном» ответе. Через минуту каждый уже занимался своим делом. Но у кого-то сформировалось мнение: эгоист...
По прошествии многих лет, сам став преподавателем Военной академии связи, преподавая на разных курсах повышения квалификации для взрослых, я несколько раз спрашивал себя о том же: «А для кого, действительно?.. Зачем мы учимся? Как нужно учиться или учить? Что мы можем и должны получать в результате учебы?» Как выяснилось, не такие уж и простые эти вопросы. Действительно, ведь многие, прожив жизнь, как оказывается, много выучили не того, так и не ответили себе, зачем тратили время на многочисленные сертификаты, курсы, вузы и т. д. Они, по сути, живут не своей, а чужой жизнью... Не хотят, но живут. «Учиться — хорошо» — уверены все нормальные родители, как, впрочем, и многие люди вообще. «Учиться нужно всю жизнь» — уверены почти все образованные при социализме бабушки и продвинутые сверстники, те, кто сам постоянно учится.
Учиться нужно для того, чтобы было чем похвастаться, чтобы получить более высокую должность (ну и зарплату, соответственно) — так, наверное, считают те, кто получает сертификаты MBA, PMI, Prince2, P2M. Возможны варианты ответов. Общий вывод: нужно учиться, учиться и учиться, как завещал... Хотя, возможно, он просто ручку расписывал.
Неоднозначный ответ
На вопрос: «Как учиться?» — отвечают не все, не всегда могут ответить или отвечают неоднозначно. Для большинства приемлема модель: «выучил — оценили — сдал — забыл» (потому что не пригодилось). Или еще: «забудьте все то, чему вас учили» — после учебного заведения при трудоустройстве. Еще неопределеннее вопрос: «Каким должен быть учитель?» Часто можно слышать: «Вот тот — учитель хороший, потому что у него приятно учиться. Он дает много знаний. Внимателен к ученикам. Ученики его любят». Не секрет, что если еще внимателен и к родителям (особенно к женщинам — матерям, бабушкам), то такой учитель еще лучше. А этот вот работает давно, в школе с «уклоном» (полезным, конечно). В данном случае речь идет о профильном каком-то уклоне, физико-математическом или еще модно с иностранным языком, лучше английским или в условиях «поворотных» санкций — китайским. Всех даже по конкурсу, вне или по очереди, но обязательно к нему. Плюс работает сарафанное радио от соседки, от знакомых... И давайте все разом, валом своих отпрысков к нему.
Мне показалось, что теперь я могу дать ответ, после того как закончил массу разных институтов, курсов, преподавал и преподаю до сих пор, постоянно общаюсь с вузами, но, главное, сам искал и, наверное, нашел ответы. Впрочем, ответы можно частично найти у философов, в научных изданиях. Решайте сами.
Сократа называют первым философом человечества. В его лице философствующее мышление человека впервые обращается к себе самому, исследует собственные принципы и приемы. Дорого поплатился Сократ за то, что давал советы, не признавал богов, спорил за истину (которая «больше», чем друг Платон) и за назидания тем, кто стоит выше по статусу, во власти. В оригинале именно так: «Платон мне друг, но истина — больший». В некоторых источниках дан неточный перевод: «истина дороже». Оказалось, в этом есть своя принципиальность... Такова легенда. К сожалению, Сократ не оставил после себя записей, хотя писать и читать умел. Он считал, если напишет глупость, все будут указывать на нее в связи с его именем, и даже по недоразумению пользоваться. А по-настоящему умные мысли люди сохранят сами и передадут кому требуется, из уст в уста. Тех, кто так или иначе пострадал в спорах за истину, в мире не счесть. И судя по всему, пострадавшие когда-то за — это не последние. Одна из таких вечных истин как раз и есть ответ на вопрос о том, как учиться и чему.
Неизвестные методические рекомендации
В каких методических рекомендациях вы встречали буквально следующее: «Учиться в удовольствие и учиться интересно»? Где-нибудь вы читали, что, обучаясь, следует погружаться в среду навыков, опыта, классификаций? В каких учебниках написано, что учить нужно смысл и логику жизненных практических ассоциаций, а не даты, слова и отдельные значения? Слышали ли вы о том, что лучше всего во время обучения пытаться изобретать новые ассоциации — по сути новые знания, связи между новыми для вас данными? Здесь заложен смысл, что именно вы, а не кто-то другой, должны все (именно все!) свои новые знания формировать сами из получаемых данных и чужих знаний. Иными словами, на протяжении всей вашей жизни целью вашего обучения должен быть нескончаемый процесс создания своего неповторимого уникального мнения обо всем.
Где-нибудь удалось ли вам во время школьных или вузовских занятий применять на реальном опыте те знания, которые вы получили? Вы хотя бы раз до деталей, в точности, пользовались моделью 1+1=2? Чтобы понять, что эта модель не точно описывает реальность. Потому что в жизни не встречается двух одинаковых предметов и точного двойного объема или массы вам никогда не удастся получить. Вам оказалось достаточно этого приближения для вашей жизни? Вы успокоились. А ведь именно ваше мнение, если вас захотели и начали слушать, есть самое важное и интересное для других. Именно ваше мнение об этой модели, но уточненной в развитие науки могло бы иметь важное значение для человечества. Ведь по сути наука именно так и создается, потому что кто-то нашелся такой, что не поверил, сумел создать в очередной раз свое новое, уникальное мнение об этом. Интерес к вашему мнению определяется масштабом и точностью, но никак не тем, что вы этим занимались много лет. И именно срок, сколько я этим занимался, явился ни с того ни с сего обоснованием важности некоторой докторской диссертации.
Учиться, учиться и учиться — ручка заела
Учиться должно: нравиться, получаться, быть возможным к немедленному применению. Учить нужно не все, что приходится встретить, а отсекать мусор и спам, учить только то, что требуется вам для самореализации — роста и становления своих талантов, желаемых качеств, проявления профессионализма в полной мере.
Вас невозможно научить. Вы всегда учитесь только сами. Эффективнее учиться рядом с себе подобными. Необходимо слышать их реакцию, им спорить с вами. Учитель может вас только упорядочить: сообщить вам, с чего начать, в какой последовательности что делать. В худшем случае еще вас можно принудить зазубрить много того, что вам в жизни не нужно, но необходимо кому-то другому, возможно, стоящему выше вас по статусу и, кстати, по уровню жизни и образования тоже. Оптимально учителю вас вдохновить. Миссия вашего обучения — стать лучше вашего лучшего учителя, превзойти его. Скорее всего, вы никогда в полной мере не примете заученные правила. А любые исключения из правил будут вызывать у вас отторжение и даже ненависть к любым правилам. Душа противостоит правилам, если для того, чтобы их применить, нужно пользоваться примером (в просторечии — «рыбой»).
Вы спрашиваете — вам отвечают
Чего стоит жизненно важный совет: избегать мест, где вы ничего не получаете ни морального, ни материального. Такой совет бесполезен, как и все советы. Вежливо, наверное, давать рекомендацию только тогда, когда к тебе обращаются за этим. Легче спросить у тех, кто уже получил важный для вас результат. Вы спрашиваете — вам отвечают. Вы делаете как хотите. Но под влиянием совета вы будете делать не свою работу. Эффект самореализации снижается. Если человек что-то взялся делать сам, он наверняка уже глубже других разобрался, что ему делать и как, и если не успел, то обязательно сам наткнется на истину. Так пусть это будет его собственным уникальным развитием. Зачем мешать ему советами?
Когда вы работаете в удовольствие, по-своему, вам больше этого хочется. В этом простой секрет таланта. Однако если уж так получилось, что вы «попали на деньги», заплатив за некий очередной курс и бесполезный сертификат, и в результате на будущее ничего для себя не приобрели, расстраиваться уже поздно. Можно лишь поискать другие места и умных людей, не дающих советов, но помогающих вам раскрыть самого себя перед вами и всем миром.
Синдром всезнайки и мотивация
Три важных замечания о всезнайках, убеждениях и огне в душе.
Согласно эффекту (метакогнитивному искажению) Даннинга — Крюгера, чем меньше человек знает, тем более он самоуверен. Мало знающие, не обученные или попросту невоспитанные люди принимают неудачные для других решения, на ходу дают массу советов, не способны осознавать свои ошибки в силу своей низкой квалификации и недостатка опыта. Люди, знающие действительно многое, самостоятельно узнавшие, что мир познаваем с огромным трудом, как правило, считают себя знающими очень мало. Такие советов стараются не давать или дают крайне редко, только по особой просьбе, потому что сами сомневаются. Зато они могут легко показать, заранее знают, как надо делать и что получится в итоге.
В психологии есть важный тезис для мотивации: «Человека невозможно заставить изменить свое мнение, переубедить, если он не готов к этому». Если человек монолитно убежден в истинности своего суждения, другие идеи он отрицает. Возможны какие-то манипуляции, но это все равно будет ненадежная конструкция. Цепочка раздражающих факторов (в любом рабочем процессе случаются затруднения) быстро вернет человека к изначальному мнению. Именно этим пользуются разные социальные провокаторы. С другой стороны, известный психолог Рада Грановская утверждает, что огонь мотивировать невозможно. Он, если загорится, его уже не потушить: умрет, но сделает.
Куча денег за учителя
В одном случае вы выложили кучу денег на некоего лже-преподавателя или горе-лектора, который вам читал с листа, озвучивая текст слайдов презентации. Наихудший вариант — «сами читайте». В другом — вы чуть не умерли от скуки, слушая «важного» человека, поставленного над вами судьбою или начальником. В третьем — вы просто не ощутили никакого результата. Вы можете какой-то период чувствовать себя обманутым. Хотя время течет дальше, и любое недовольство проходит. Вот так метафора вашего прошлого опыта, возможно не пригодного или недостаточного для его обобщения, способна формировать ошибочную концепцию дальнейшей жизни, и даже определить вашу судьбу.
Выдающийся или великий учитель обязательно организует ваше время, даст вам рабочий метод, инструмент, как самому учиться дальше, с первого дня укажет свет в конце тоннеля. И вам останется приближаться к этому свету быстрее или медленнее. Обязанность учителя — сделать учебу интересной, мотивировать, показать возможность самого замечательного чувства успеха, радости от того, что вы поняли, узнали и особенно попробовали. В обычном случае учитель делает вас счастливым, возможно, сам оставаясь при этом обычным человеком. У вас должно получаться с каждым разом лучше — критерий удачного выбора учителя. В конце концов, обязательно лучше, чем у учителя. В идеале в любом обучении не должно быть ничего сложного. Потому что преодоление сложного создает успех, как соревнование. Вот принцип: «То, что только что узнал на уроке, я могу прямо сейчас уже попробовать и даже как-то неожиданно развить». Мне нужно на каждом занятии убеждаться, что полученное знание работает на меня и для меня. Изучая что-то, мы должны учиться любить это, банально радуясь тому, что мы теперь можем больше, чем раньше. Мы теперь можем делиться достижениями с другими, и в дальнейшем нам становится невозможно жить без этого. Вы можете найти такого учителя и сами стать такими для других.
Опубликовано 25.11.2016