Выбираем CRM для небольшой компании
«Да не нужны мне все эти корпоративные навороты – у меня всего восемь сотрудников, мы столько не зарабатываем!» Слушая подобные сентенции, поневоле задумываешься: а может, и в самом деле не стоит рассказывать таким горе-руководителям об автоматизации труда и программных продуктах, способных существенно повысить эффективность продаж и качество самого бизнеса? Пусть с завистью наблюдают, как их обходят более продвинутые конкуренты, давно сообразившие, в чем выгода от CRM.
Нет, пожалуй, все же попробуем еще раз поднять эту тему, а заодно помочь тем, кто уже обдумывает, какой из продуктов предпочесть.
Напомним, CRM — это программный комплекс, предназначенный в первую очередь для эффективной работы с клиентами: от формирования лидов до заключения сделки и последующего сопровождения. С его помощью легко также отслеживать процессы внутри компании: корректируя задачи, перераспределяя нагрузку между сотрудниками и поддерживая таким образом максимальную согласованность их действий. По различным оценкам, CRM-системы позволяют экономить всем вовлеченным в процесс продаж участникам до 60% рабочего времени, которое обыкновенно тратится на подготовительные и вспомогательные действия: поиск данных, написание запросов и отчетов, организацию взаимодействия между сотрудниками и клиентами как в вертикальном, так и горизонтальном разрезе.
При этом не имеет значения, сколько человек трудится в компании – 20 или 200. Правда, в последнем случае не до раздумий о целесообразности внедрения средств автоматизированной обработки: практика показала, что вне зависимости от стажа присутствия компании на рынке и объема ее клиентской базы CRM однозначно востребована. В какой форме – облачной или «коробочной» (серверной), платной или свободно распространяемой – не столь важно, ведь всегда можно подобрать соответствующее решение даже для стартапов и небольших компаний, только еще формирующих список своих клиентов.
«Простой Бизнес»
Начать именно с этого продукта следует, во-первых, потому, что он создавался не для продажи: коллектив энтузиастов написал его для нужд собственной компании, и лишь через некоторое время было принято решение сделать его публичным – исключительно уступая многочисленным просьбам тех, кто видел его в действии. На сегодняшний день это весьма конкурентоспособное решение, характерное простым и удобным интерфейсом (без архитектурных излишеств, только самое необходимое), адаптированностью под реалии отечественного рынка и крайне демократичной ценой. Для малых компаний с персоналом не более пяти человек оно вообще бесплатно, а при неограниченном штате (со всеми функциями) – 2990 руб/мес. Коробочную версию для собственного сервера можно приобрести за 29 990 рублей.
Разумеется, абонплата взимается за пользование облачным вариантом, который делает программу доступной отовсюду, где есть Интернет (готовить данные можно и офлайн). Причем поддерживаются Windows, Mac, iOS и Android. У вас, как назло, Linux? Не проблема – предусмотрена и браузерная версия, не зависящая от платформы. Словом, универсальное решение.
Что может:
• обеспечить связь посредством IP-телефонии (внутри компании бесплатно);
• встроенный конструктор сайта;
• обширный набор средств коммуникации, включая видеоконференции;
• наглядная аналитика;
• реализовать ограничение сфер влияния менеджеров;
• организовать прогрессивный документооборот (в том числе с электронными подписями);
• кассовую книгу с автоматическим ведением отчетности.
Чего не может:
• отсутствует интеграция с «1C»;
• не реализована система связи с клиентскими банками.
amoCRM
Хотите продукт попроще – только облако и чистую СРМ? Это именно она. Очень понятный (говорят, еще и красивый) интерфейс, максимально облегченный код и упор на интеграцию в отечественной бизнес-среде. Весьма впечатляюще выполнена воронка продаж, в которой нагляден весь процесс – от оформления карточки клиента до покупки. Повышают удобство работы мощный поиск и статистика, легко преобразуемая в инфографику.
Попробовать все это можно в триальной бесплатной версии, а вот за использование продукта придется платить сразу за полгода: в базовом варианте – 500 руб/мес (за каждого пользователя), в комплекте «Профессиональный» – 1500 руб/мес. Соответственно все возможности программы доступны только в последнем пакете, но для небольших объемов продаж и первого достаточно.
Что может:
• очень толково выполнять функции CRM;
• реализовать телефонию;
• обеспечить интеграцию с большим количеством сервисов и соцсетей;
• умеет сканировать визитки и размещать их в базе контактов.
Чего не может:
• работать на сервере компании;
• работать без оплаты минимум за полгода вперед.
«Мегаплан»
Далеко не всем руководителям достаточно вышеозначенного набора возможностей, особенно если компания стремительно развивается и управление ею усложняется. Тут уже не до компромиссов: приходится искать более мощные продукты, готовиться к тщательному изучению документации и освоению функционала.
Программа «Мегаплан» способна работать с отчетностью и бухгалтерией, напоминать о налогах, контролировать доходы и продвижение задач. Правда столь широкие возможности доступны только в полной версии: облачное решение обойдется в 640 руб/мес за пользователя, коробочное – 10 450 рублей.
Что может:
• автоматизировать работу с документацией;
• выявлять бездельников;
• работать на собственном сервере;
• калькулировать тарифы на лету.
Чего не может:
• строить сложные и перекрестные отчеты;
• предоставить интуитивно понятный и простой интерфейс.
«Битрикс24»
Вот наконец и добрались до самой востребованной, самой продвинутой и самой… недружелюбной к пользователю рабочей средой. Количество функций в этой CRM просто зашкаливает, разобраться с ними непросто, однако те, кто осилил, утверждают: другие системы после «Б24» уже неинтересны, ведь она способна обеспечить полный цикл управления компанией, включая контроль продаж. (То есть функции СРМ здесь, можно сказать, вторичны.) А главное, несмотря на столь широкие возможности, программу можно использовать бесплатно: тарифный план «Проект» допускает регистрацию до 12 пользователей с расширенными полномочиями и работу в облаке. Коробочное решение стоит от 220 000 рублей – то есть ориентировано на крупные корпорации.
Что может:
• реализовать очень мощную телефонию с интеграцией крупных операторов связи;
• обеспечить интеграцию с соцсетями и другими сервисами;
• поддерживает интеграцию с «1С-Битрикс» и другими системами;
• позволяет напрямую работать с документами (doc, pdf, xls и пр.) внутри сервиса;
• есть видеочаты и возможность создавать рабочую почту;
Чего не может:
• облегчить работу пользователя: непростая навигация и перегруженное меню;
• в модуле CRM отсутствуют предустановленные варианты договоров, контрактов и шаблоны документов.
Выводы
Как и любая статья, наш обзор ни в коей мере не претендует на полноту – это лишь поверхностное описание нескольких СРМ-решений, многократно проверенных в условиях отечественного бизнеса, в том числе малого и среднего. По мнению руководителей этих компаний, на вопрос, обзаводиться или нет подобной системой, ответ однозначен: надо! А что именно выбрать из широкого спектра предложений данного рынка, определите самостоятельно, исходя из потребностей и особенностей вашего бизнеса.
Опубликовано 07.05.2019