Зеркалка как видеокамера
В чем преимущества и недостатки съемки видео на зеркалку
Какие нужны дополнительные аксессуары
Ушли в прошлое те времена, когда фраза «мой фотоаппарат классно снимает видео» вызывала у профи, да и просто у продвинутых любителей снисходительную улыбку. Возможности видеосъемки современных зеркалок и качество конечного продукта оставили позади любительские видеокамеры, а у многих моделей вплотную приблизились к профессиональному оборудованию для видеосъемки.
В чем преимущества и недостатки съемки видео на зеркалку
Конечно же, съемка видео зеркальной фотокамерой имеет как преимущества, так и недостатки. Рассмотрю основные из них и, забегая вперед, отмечу, что значительная часть минусов «лечится» с помощью дополнительных аксессуаров либо правильным выбором камеры.
Преимущества
1. Сменная оптика
Даже самая простая зеркалка в умелых руках способна на большее, чем старшие модели любительских видеокамер – хотя бы в силу огромного выбора сменных объективов. Объектив видеокамеры, даже если на нем красуется надпись “40× Optical Zoom”, наверняка будет невыносимо мылить картинку на этих самых 40×, а в широкоугольном режиме – совсем уж неприлично искажать объект съемки. Действительно, качественных зумов с большим диапазоном фокусных расстояний не бывает.
Обладателю же зеркальной камеры такие проблемы незнакомы. Поснимать шумное застолье в маленькой комнате с плохим освещением? Установите светосильный 20-мм «фикс», практически не искажающий пространство. Фотографировать природу? Спасет универсальный зум со средним диапазоном фокусных расстояний. Зафиксировать движение Луны по ночному небу? Чудо советской промышленности – зеркально-линзовый объектив-телескоп «Рубинар-500» – к вашим услугам!
2. Разрешение и скорость
Зеркальные фотокамеры позволяют снимать видео впечатляющей детализации с разрешением, недоступным любительским видеокамерам. В характеристиках написано, что та симпатичная видеокамера действительно снимает Full HD-видео с фантастической скоростью? Сравните стоп-кадр с аналогичным, снятым зеркалкой, – и почувствуйте разницу! Что касается скорости, больше 25 кадров/с требуется только в случае замедленной съемки. Сюжеты вроде капли, плавно падающей на лист, или неспешно пробивающей лампочку пули — зеркалкам действительно пока недоступны. Однако если нет необходимости изменять фреймрейт во время монтажа, глаз не почувствует разницу между 24 и 50 кадрами/с: не с проста ТВ-трансляции идут именно с первым параметром. А детализация кадра при этом будет неизменно выше.
3. Динамический диапазон и шумы
Даже если не брать в расчет полнокадровые модели, физический размер матрицы зеркалки начального уровня неизменно выше, чем у продвинутых любительских видеокамер. Как следствие – ниже уровень шумов и выше рабочая чувствительность (не путать с максимальной чувствительностью, заявленной в характеристиках маркетологами и не имеющей никакого отношения к технике). При видеосъемке зеркалкой впечатлит и динамический диапазон: прекрасно проработанные блики в солнечный день на текущей воде – сюжет, с которым справится большинство моделей и в то же время ни одна из видеокамер того же ценового диапазона.
Недостатки
1. Эргономика
Пожалуй, самый существенный. Корпус и управление видеокамеры оптимизированы под плавное перемещение, корпус фотоаппарата – под то, чтобы жестко и с комфортном удерживать его в руках в неподвижном состоянии. Однако выход из этой ситуации есть: достаточно приобрести недорогой плечевой упор (а то и вовсе изготовить его самостоятельно, что не так уж и сложно) и вы сможете без труда плавно вести камеру, как это делают профессиональные операторы.
2. Лимит на длину ролика
Данное ограничение связано как с нюансами работы матриц, так и с достаточно энергозатратным механизмом удерживания зеркала в поднятом положении. Но камнем преткновения это будет лишь в одном случае: непрерывная многочасовая запись мероприятия, когда камера устанавливается на штатив, а оператор подходит к ней лишь время от времени – чтобы заменить карту памяти, DV-кассету или сменить ракурс. Посмотрите любую профессиональную съемку: она состоит из коротких эпизодов продолжительностью от нескольких секунд до минуты. В этом случае даже 5-минутного ролика достаточно для монтажа. А многие из зеркалок снимают ролики до получаса.
3. Зум и фокусировка
Во многих моделях предусмотрена возможность плавной непрерывной фокусировки – именно для съемки видео. В остальном все зависит от правильного выбора объектива. Существуют специальные зум-объективы, оптимизированные для видеосъемки. Они отличаются плавным увеличенным ходом фокусировочного кольца и столь же плавным зуммированием. Не худшего результата позволит добиться и любой из неавтофокусных объективов: они как раз оптимизированы под то, что все делается руками. Единственное неудобство в этом случае – необходимость ручной установки диафрагмы. С другой стороны, ее можно менять по ходу съемки, добиваясь интересных эффектов.
Кстати, регулярное использование зума во время съемки – признак дурного тона не меньший, чем хаотичное мельтешение камерой. В идеале процесс съемки выглядит следующим образом: устанавливается нужный фикс-объектив (или требуемое положение трансфокатора), снимается эпизод, изменяется фокусное расстояние или ставится другой объектив – снимается следующий… Внимательно посмотрев снятое профессионалами видео, можно убедиться, что исключений из этого правила практически не бывает.
Nikon D5100/D5200 (около 25 000 рублей)
Достаточно бюджетное решение, в умелых руках позволяющее снимать действительно качественные ролики. Из возможностей отмечу полностью ручное управление экспозицией, максимальную продолжительность ролика до 20 минут и съемку видео формата 1080p со скоростью до 30 кадров/с. Имеет вход для внешнего стереомикрофона. В сложных условиях хорошим подспорьем будет и поворотный ЖК-дисплей.
Canon EOS 60D (30 000 рублей)
Еще одно доступное решение. Камера оснащена поворотным экраном, позволяет записывать видео в формате 1080p со скоростью до 30 кадров/с. При более низком разрешении (720p) фреймрейт увеличивается вдвое – до 60 кадров/с, что позволяет создавать эффект «замедленной» съемки при монтаже.
Pentax K-7 (40 000 рублей)
Надежный аппарат в защищенном корпусе может с успехом применяться для съемки видео в экстремальных условиях. Позволяет записывать ролики в формате 720p со скоростью 30 кадров/с без лимита на время фрагмента. В режиме видеосъемки продолжает работать электронный стабилизатор. Встроенный микрофон пишет неплохой звук, а результат можно сразу вывести на HD-телевизор по HDMI.
Какие нужны дополнительные аксессуары
Плечевой упор для камеры RAYLAB KINO SHS-01 (6000 рублей)
Компактный, легкий и сравнительно недорогой аксессуар представляет собой платформу с упором и двумя ручками, на которую устанавливается камера. За счет большого рычага, плавное ведение камеры не составит каких-либо проблем. Для оптимальной балансировки во время продолжительных съемок можно доукомплектовать упор противовесом и ремнем.
Регулятор фокуса RAYLAB Follow Focus KINO FF-04 (10 000 рублей)
В большинстве объективов плавное изменение фокусного расстояния во время съемки вызывает затруднения. Данное устройство позволяет не только справиться с этой проблемой, добившись идеально плавной фокусировки, но и ограничить диапазон фокусных расстояний (механическим путем). Работу приставки можно сделать еще более точной, установив дополнительный гибкий удлинитель.
Цифровой рекордер ZOOM H4n (11 500 рублей)
Позволяет записывать некомпрессированный стереозвук на карту памяти. Микрофоны, расположенные под углом 90 или 120 градусов друг к другу, встроенный тюнер и большое количество эффектов помогут без особых проблем записать к видео аудиодорожку уровня, близкого к студийному, и наложить ее на готовый видеоряд при монтаже.
Выводы
Зеркальные фотокамеры в умелых руках могут стать вполне серьезным инструментом для съемки видео. Помимо высокого качества роликов, их преимущество еще и в том, что можно начать с минимальными затратами, докупив по ходу дела то, в чем возникнет необходимость – солидный объектив, плечевой упор или модуль для качественной записи звуковых дорожек.
Опубликовано 27.01.2013