Зеркалка как видеокамера

Логотип компании
Зеркалка как видеокамера
Даже простая зеркалка в умелых руках способна на большее, чем любительская видеокамера – хотя бы в силу огромного выбора сменных объективов.

В чем преимущества и недостатки съемки видео на зеркалку

На что снимать

Какие нужны дополнительные аксессуары

 

Ушли в прошлое те времена, когда фраза «мой фотоаппарат классно снимает видео» вызывала у профи, да и просто у продвинутых любителей снисходительную улыбку. Возможности видеосъемки современных зеркалок и качество конечного продукта оставили позади любительские видеокамеры, а у многих моделей вплотную приблизились к профессиональному оборудованию для видеосъемки.

В чем преимущества и недостатки съемки видео на зеркалку

Конечно же, съемка видео зеркальной фотокамерой имеет как преимущества, так и недостатки. Рассмотрю основные из них и, забегая вперед, отмечу, что значительная часть минусов «лечится» с помощью дополнительных аксессуаров либо правильным выбором камеры.

Преимущества

1. Сменная оптика

Даже самая простая зеркалка в умелых руках способна на большее, чем старшие модели любительских видеокамер – хотя бы в силу огромного выбора сменных объективов. Объектив видеокамеры, даже если на нем красуется надпись “40× Optical Zoom”, наверняка будет невыносимо мылить картинку на этих самых 40×, а в широкоугольном режиме – совсем уж неприлично искажать объект съемки. Действительно, качественных зумов с большим диапазоном фокусных расстояний не бывает.

Обладателю же зеркальной камеры такие проблемы незнакомы. Поснимать шумное застолье в маленькой комнате с плохим освещением? Установите светосильный 20-мм «фикс», практически не искажающий пространство. Фотографировать природу? Спасет универсальный зум со средним диапазоном фокусных расстояний. Зафиксировать движение Луны по ночному небу? Чудо советской промышленности – зеркально-линзовый объектив-телескоп «Рубинар-500» – к вашим услугам!

2. Разрешение и скорость

Зеркальные фотокамеры позволяют снимать видео впечатляющей детализации с разрешением, недоступным любительским видеокамерам. В характеристиках написано, что та симпатичная видеокамера действительно снимает Full HD-видео с фантастической скоростью? Сравните стоп-кадр с аналогичным, снятым зеркалкой, – и почувствуйте разницу! Что касается скорости, больше 25 кадров/с требуется только в случае замедленной съемки. Сюжеты вроде капли, плавно падающей на лист, или неспешно пробивающей лампочку пули — зеркалкам действительно пока недоступны. Однако если нет необходимости изменять фреймрейт во время монтажа, глаз не почувствует разницу между 24 и 50 кадрами/с: не с проста ТВ-трансляции идут именно с первым параметром. А детализация кадра при этом будет неизменно выше.

Зеркалка как видеокамера. Рис. 1

3. Динамический диапазон и шумы

Даже если не брать в расчет полнокадровые модели, физический размер матрицы зеркалки начального уровня неизменно выше, чем у продвинутых любительских видеокамер. Как следствие – ниже уровень шумов и выше рабочая чувствительность (не путать с максимальной чувствительностью, заявленной в характеристиках маркетологами и не имеющей никакого отношения к технике). При видеосъемке зеркалкой впечатлит и динамический диапазон: прекрасно проработанные блики в солнечный день на текущей воде – сюжет, с которым справится большинство моделей и в то же время ни одна из видеокамер того же ценового диапазона.

Недостатки

1. Эргономика

Пожалуй, самый существенный. Корпус и управление видеокамеры оптимизированы под плавное перемещение, корпус фотоаппарата – под то, чтобы жестко и с комфортном удерживать его в руках в неподвижном состоянии. Однако выход из этой ситуации есть: достаточно приобрести недорогой плечевой упор (а то и вовсе изготовить его самостоятельно, что не так уж и сложно) и вы сможете без труда плавно вести камеру, как это делают профессиональные операторы.

2. Лимит на длину ролика

Данное ограничение связано как с нюансами работы матриц, так и с достаточно энергозатратным механизмом удерживания зеркала в поднятом положении. Но камнем преткновения это будет лишь в одном случае: непрерывная многочасовая запись мероприятия, когда камера устанавливается на штатив, а оператор подходит к ней лишь время от времени – чтобы заменить карту памяти, DV-кассету или сменить ракурс. Посмотрите любую профессиональную съемку: она состоит из коротких эпизодов продолжительностью от нескольких секунд до минуты. В этом случае даже 5-минутного ролика достаточно для монтажа. А многие из зеркалок снимают ролики до получаса.

3. Зум и фокусировка

Во многих моделях предусмотрена возможность плавной непрерывной фокусировки – именно для съемки видео. В остальном все зависит от правильного выбора объектива. Существуют специальные зум-объективы, оптимизированные для видеосъемки. Они отличаются плавным увеличенным ходом фокусировочного кольца и столь же плавным зуммированием. Не худшего результата позволит добиться и любой из неавтофокусных объективов: они как раз оптимизированы под то, что все делается руками. Единственное неудобство в этом случае – необходимость ручной установки диафрагмы. С другой стороны, ее можно менять по ходу съемки, добиваясь интересных эффектов.

Кстати, регулярное использование зума во время съемки – признак дурного тона не меньший, чем хаотичное мельтешение камерой. В идеале процесс съемки выглядит следующим образом: устанавливается нужный фикс-объектив (или требуемое положение трансфокатора), снимается эпизод, изменяется фокусное расстояние или ставится другой объектив – снимается следующий… Внимательно посмотрев снятое профессионалами видео, можно убедиться, что исключений из этого правила практически не бывает.

На что снимать

Nikon D5100/D5200 (около 25 000 рублей)

Достаточно бюджетное решение, в умелых руках позволяющее снимать действительно качественные ролики. Из возможностей отмечу полностью ручное управление экспозицией, максимальную продолжительность ролика до 20 минут и съемку видео формата 1080p со скоростью до 30 кадров/с. Имеет вход для внешнего стереомикрофона. В сложных условиях хорошим подспорьем будет и поворотный ЖК-дисплей.

Canon EOS 60D (30 000 рублей)

Еще одно доступное решение. Камера оснащена поворотным экраном, позволяет записывать видео в формате 1080p со скоростью до 30 кадров/с. При более низком разрешении (720p) фреймрейт увеличивается вдвое – до 60 кадров/с, что позволяет создавать эффект «замедленной» съемки при монтаже.

Pentax K-7 (40 000 рублей)

Надежный аппарат в защищенном корпусе может с успехом применяться для съемки видео в экстремальных условиях. Позволяет записывать ролики в формате 720p со скоростью 30 кадров/с без лимита на время фрагмента. В режиме видеосъемки продолжает работать электронный стабилизатор. Встроенный микрофон пишет неплохой звук, а результат можно сразу вывести на HD-телевизор по HDMI.

Какие нужны дополнительные аксессуары

Плечевой упор для камеры RAYLAB KINO SHS-01 (6000 рублей)

Компактный, легкий и сравнительно недорогой аксессуар представляет собой платформу с упором и двумя ручками, на которую устанавливается камера. За счет большого рычага, плавное ведение камеры не составит каких-либо проблем. Для оптимальной балансировки во время продолжительных съемок можно доукомплектовать упор противовесом и ремнем.

Зеркалка как видеокамера. Рис. 2

Регулятор фокуса RAYLAB Follow Focus KINO FF-04 (10 000 рублей)

В большинстве объективов плавное изменение фокусного расстояния во время съемки вызывает затруднения. Данное устройство позволяет не только справиться с этой проблемой, добившись идеально плавной фокусировки, но и ограничить диапазон фокусных расстояний (механическим путем). Работу приставки можно сделать еще более точной, установив дополнительный гибкий удлинитель.

Зеркалка как видеокамера. Рис. 3

Цифровой рекордер ZOOM H4n (11 500 рублей)

Позволяет записывать некомпрессированный стереозвук на карту памяти. Микрофоны, расположенные под углом 90 или 120 градусов друг к другу, встроенный тюнер и большое количество эффектов помогут без особых проблем записать к видео аудиодорожку уровня, близкого к студийному, и наложить ее на готовый видеоряд при монтаже.

Зеркалка как видеокамера. Рис. 4

Выводы

Зеркальные фотокамеры в умелых руках могут стать вполне серьезным инструментом для съемки видео. Помимо высокого качества роликов, их преимущество еще и в том, что можно начать с минимальными затратами, докупив по ходу дела то, в чем возникнет необходимость – солидный объектив, плечевой упор или модуль для качественной записи звуковых дорожек.

Опубликовано 27.01.2013

Похожие статьи