Без права на халтуру
Автор
Илья Медведовский
У технарей нет поклонения перед возрастом и былыми заслугами — всем все равно, кем ты был раньше.
Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время,
но нельзя обманывать весь народ все время.
Авраам Линкольн
Так вышло, что всю свою сознательную жизнь, а это уже без малого двадцать лет, я занимаюсь решением чисто технических проблем: постоянно ломаю что-то чужое и строю – с тем или иным успехом – что-то свое. При этом последние одиннадцать лет мне посчастливилось руководить ставшим сегодня достаточно большим коллективом талантливых хакеров и разработчиков. В связи с этим, с одной стороны, я испытал определенную степень профессиональной деформации, автоматически заставляющей рассматривать любой процесс как в бизнесе, так и в техническом хозяйстве под критическим углом зрения. А с другой стороны – выработались стойкие понятия, какими должны быть качественные продукты и услуги, как именно должен выглядеть высокотехнологичный, уж извините за это слово, бизнес. И в этой статье хотелось бы поделиться теми из них, которые, на мой взгляд, в наибольшей степени отражают внутреннюю механику работы ИТ-компании. Нет, у меня и в мыслях не было никого учить и уж тем более что-то навязывать. Просто подумалось, что наш опыт может быть интересен коллегам, а кто-то, возможно, найдет его полезным.
Нельзя производить и продавать некачественные продукты
Эта простая и очевидная истина для многих, к сожалению, является совершенно недоступной. Точнее, не столь абсолютной, как она должна быть. Все дело в том, что критерии качества для многих крайне субъективны и вкупе с желанием быстро выбросить «нечто» на рынок и попробовать быстро получить прибыль, а затем посмотреть, что из этого выйдет, часто побуждает топ-менеджеров компании забыть об этой базовой заповеди, которая для технаря звучит практически, как классическое «Не убий». Ничего так не демотивирует коллектив технарей-разработчиков, как выпуск некачественного продукта. И демотивирует в кубе, если в основе данного продукта лежат устаревшие технологии или тривиальные алгоритмы, низводящие его на уровень простой бесплатной утилиты, продавать которую помогает только хороший сейл, помноженный на маркетинг с пиаром и безграмотность пользователей.
Можно условно разделить компании на два типа. В компаниях первого типа тон задают сейлы; в компаниях второго — технари. Так вот, описанная выше ситуация в принципе невозможна для компаний второго типа и регулярно встречается в компаниях первого.
>Помним, что ни что так не демотивирует технарей, как выпуск некачественного или псевдопродукта.
Новый продукт должен обладать инновационностью: чем больше — тем лучше
Где каждый в душе Сид Вишес, а на деле Иосиф Кобзон.
Костя Кинчев, группа «Алиса»
В последнее время складывается такая тенденция, что скоро за слово «инновационный» будут сразу бить чем и куда попало и приличному технарю уже стыдно прилюдно сказать, будто он сделал нечто инновационное — в него сразу автоматом летят тухлые помидоры. Почему? Потому что лжеинноваторов и стартаперов развелось буквально на каждом углу — это стало модно в определенной, особенно близкой к Интернету среде технарей. Разработал непонятно что, завернул его в красивую броскую обертку, включил правильный маркетинг с «пЕаром», умноженный на сейл, — и вот готова красивая бизнес-история для продажи инвестору. Знакомая картина? Будни. И это еще далеко на самый худший вариант современного «стартапера-инноватора».
Однако в настоящих реалиях любая новая разработка должна быть в той или иной степени инновационной. Эта «степень инновационности» нового продукта чрезвычайно важна для команды технарей.
И здесь буквально сами собой в памяти всплывают слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль».
Почему это важно? Потому что технари ненавидят создавать клоны. Хотя с продуктами такое происходит сплошь и рядом, в частности, с клонами-«локализациями» западных аналогов на российском рынке. Это правда. Но не стоит забывать, что с технической точки зрения даже «простое» копирование Facebook (первые версии «ВКонтакте») представляло огромный вызов именно для технарей. Да, это было совершенно неинтересно для бизнесменов — им не пришлось ничего придумывать. Многим из них было все равно — у них иные представления, и копирование им никоим образом не мешает, не снижает их мотивацию и не добавляет минусов в карму.
>Помним, что ни что так не демотивирует технарей, как бездумное повторение чужих технологий и клонирование чужих идей.
Нужно иметь собственную сильную команду технарей
Это зуб уже не твой, и не мой — он ихний.
Из кинофильма «Не бойся, я с тобой!»
Это азбучная истина как для любого стартапа, так и для крупной компании. Запуская в производство любой серьезный технологический продукт, необходимо обладать собственной сильной командой технарей, которая его создает и поддерживает. Своей. Не чужой или чужими, нанятыми на субподряд. Аутсорсинг здесь не пройдет, потому что нельзя построить серьезный технологический продукт, который затем нужно продавать и поддерживать — это очевидно и, наверное, нет смысла объяснять в XXI веке. Это если речь идет о серьезном продукте, а не о простых утилитах или сомнительных «инновациях», описанных выше. Риски такого «аутсорсинга» просто огромны. Потому что аутсорсить, как известно, можно только второстепенный для себя бизнес. Аутсорсить же весь свой основной бизнес на стороне — совершеннейший нонсенс. Кроме того, есть еще чисто технический момент: технари любят работать в сильной команде, что позволяет им постоянно самосовершенствоваться, подстегивая друг друга, и тем самым постоянно развивать качество продукта или услуги.
>Помним, что ни что так не демотивирует технарей, как отсутствие сильной и сплоченной проектной команды.
Уважение не купишь — его надо заслужить и постоянно поддерживать
— Старших надо пропускать!
— В трамвае — пожалуйста, в бою — никогда.
Из кинофильма «В бой идут одни «старики»
В среде технарей действуют достаточно специфичные правила. В истинно технической среде очень сложно, если не невозможно, быть глупым начальником, который с течением времени просто дослужился до этой должности. Не получится — сметут и не посмотрят на прошлые достижения. У технарей нет поклонения перед возрастом и былыми заслугами — всем все равно, кем ты был раньше. Важно, кем ты являешься сейчас. Скрыть свою некомпетентность в технической среде практически невозможно. Это как в «Формуле-1»: результаты прошлого сезона никого не интересуют сразу после его окончания.
>Помним, что ни что так не демотивирует технарей, как технически отсталый начальник.
Быть специалистом
Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя.
Козьма Прутков
Каждый знает эту пословицу, но каждый может сделать из нее свой вывод, в том числе и отрицательный, что узкий специалист — это плохо, потому его и сравнивают с флюсом. Вывод технаря в данном случае прямо противоположный и лингвистически данную поговорку можно трактовать именно так: настоящий специалист обычно односторонен и специализируется в одной или нескольких определенных областях. В противном случае он не специалист, а публицист или журналист. Или гений, что тоже бывает, правда, очень-очень редко. Технари обычно достаточно негативно относятся к нетехническим статьям, а именно к «околотехнической» публицистике. Особенно если она не имеет под собой серьезного технического бэкграунда. Лицемерные маркетинговые новостные фантазии или псевдотехнические статьи, коими, к сожалению, пестрит сегодня пресса и Интернет, если они затрагивают их направление — вызывают у технарей не более чем кривую ухмылку. Технари не верят в публицистику и особенно в экспертов широкого профиля, способных за два часа сделать презентацию на любую тему. Ведь истинному технарю обычно требуется масса времени для подготовки качественного исследования.
>Помним, что ни что так не демотивирует технаря, как необходимость опубликовать неготовое и слабое исследование в той области, где он считает себя специалистом.
***
Понимание вышеизложенных нюансов обычно очень здорово помогает наладить взаимопонимание с технарями. Для того чтобы работать в команде — нужно понимать специфику и мотивацию людей, с которыми работаешь или которыми пытаешься руководить. Ключ к успеху любого проекта находится именно в команде технарей, создающих продукт. Поэтому знать, понимать и уважать технических специалистов будет, как минимум, не лишним для всех.
Опубликовано 29.01.2014