Электронное правительство перешло на бег
Реализация федеральной программы «Электронное правительство», которая должна была завершиться еще в прошлом году, плавно перетекла на год текущий. Однако руководство страны всячески пытается ускорить неторопливый ход данного проекта. И, судя по последним событиям и достижениям, представленным в ходе выставки «Связь-Экспокомм-2012», ему это удается.
Цифровизация госуслуг и перевод госорганов на электронное взаимодействие друг с другом и с гражданами – одна из самых многострадальных инициатив нашего государства – переживает уже вторую реинкарнацию. Первая попытка вылилась в принятие федеральной целевой программы «Электронная Россия» в 2002 году. В течение последующих восьми лет на ее воплощение в жизнь ушли десятки миллиардов рублей, но желаемые результаты, увы, так и не были достигнуты. Владимир Путин, тогда еще премьер-министр, признал «Электронную Россию» провальным проектом, а вложения в нее – неэффективными и потребовал навести порядок. С 2011 года на смену одной программе пришла другая, получившая название «Информационное общество». Министерство связи и массовых коммуникаций, курирующее реализацию этой госпрограммы, назначило оператора связи «Ростелеком» единственным исполнителем ее мероприятий в части создания IT-инфраструктуры, пообещав, что все ведомства перейдут на электронное взаимодействие еще до конца 2011 года.
Вынужденная отсрочка
В течение 2011 года власти всех уровней анонсировали наступление новой эпохи в отношениях между государством и его гражданами: ведь согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (№ 210-ФЗ от 27.07.2010) с 1 июля 2011 года все россияне должны были избавиться от необходимости собирать справки в одних государственных структурах для их предоставления в другие благодаря запуску системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных и муниципальных органов власти. Но вместо этого в заветную дату Госдума РФ приняла поправки к данному закону, отложив срок запуска СМЭВ на три месяца (до октября), а дату начала предоставления госуслуг полностью в электронном виде – на год, до 1 июля 2012 года. Причиной вынужденной отсрочки названа неготовность госорганов полностью перейти на электронное межведомственное взаимодействие в предусмотренные сроки.
Тем не менее, несмотря на проволочки, кое-что в части «электронизации» правительства в течение прошлого года сделать все же удалось. Во-первых, с января 2011 года вся информация о госзакупках переведена в электронный вид и собрана на единственном официальном ресурсе – www.zakupki.gov.ru. Во-вторых, с 8 апреля 2011 года вступила в силу новая версия закона «Об электронной подписи», а россияне получили возможность приобрести носитель с ЭЦП в специальных удостоверяющих центрах, создаваемых на базе пунктов обслуживания абонентов «Ростелекома». Без ЭЦП, неотъемлемой составляющей концепции «Информационного общества», реализация большинства госуслуг в электронном виде попросту невозможна. В-третьих, весной «Ростелеком» запустил модернизированную версию единого портала государственных услуг – epgu.gosuslugi.ru, пользоваться которой должно быть одинаково удобно не только с помощью стационарного компьютера, но и посредством мобильных устройств. Наконец, в-четвертых, злополучная СМЭВ все-таки была запущена на федеральном уровне с 1 октября и охватила пять крупнейших ведомств, включая Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральную миграционную службу и Пенсионный фонд.
Год электронных надежд
На фоне проведенной государством работы статистика, связанная с реализацией электронного правительства в России, выглядит довольно противоречиво. С одной стороны, к концу 2011 года, то есть за два года работы портала электронных госуслуг (запущен под занавес 2009 года), на нем, по официальным данным, зарегистрировалось около 1,3 млн пользователей – в масштабах 143-миллионного населения страны цифра смехотворно малая, даже если учитывать только охваченных интернет-доступом граждан (уровень его проникновения по итогам 2011 года, по различным оценкам, составил от 38 до 48%). С другой стороны, предпринятые государством усилия в части реализации концепции электронного правительства уже по достоинству оценены мировым сообществом. Так, согласно исследованию ООН “E-Government Survey 2012: E-Government for the People”, Россия по итогам прошлого года поднялась с 59-го на 27-е место в мировом рейтинге уровня развития электронного правительства, лидируя по этому показателю среди стран Восточной Европы и БРИК.
После подключения к СМЭВ всех федеральных и региональных ведомств эта статистика может значительно улучшиться, так как у жителей всех регионов в теории должна появиться возможность получать любые государственные услуги в электронном виде, что, в свою очередь, может способствовать росту аудитории портала госуслуг. А срок перехода всех ведомств на СМЭВ пока остается неизменным – 1 июля 2012 года, и, по уверениям чиновников Минкомсвязи, эта дата переноситься более не будет.
Еще одной приманкой для пользователей должна стать готовящаяся к запуску государственная электронная почта, предназначенная для общения с органами власти по вопросам предоставления государственных сервисов. Правда, изначально предполагалось, что для этой цели будет создана специальная социальная сеть, но впоследствии задумка сузилась до электронных ящиков, привязанных к зарегистрированным аккаунтам портала госуслуг. В перспективе с их помощью можно будет переписываться не только с государством, но и с другими гражданами.
Облачно с прояснениями
Ежегодная московская международная выставка «Связь-Экспокомм», состоявшаяся в этом году с 14 по 17 мая, принесла еще несколько горячих новостей, имеющих непосредственное отношение к реализации госпрограммы «Информационное общество». Главной из них стал запуск так называемой «национальной облачной платформы» (www.o7.com) или, для краткости, просто O7. Речь идет о детище «Ростелекома», представляющем собой комплекс интегрированных информационных систем для предоставления электронных сервисов на основе модели облачных вычислений органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и даже физическим лицам. У этой платформы сразу несколько насущных задач: для государства и граждан она должна обеспечить информатизацию основных социальных сфер (включая здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и безопасность), а для коммерческих и бюджетных учреждений – автоматизацию бизнес-процессов и снижение затрат на содержание собственной IT-инфраструктуры.
Выступая на презентации национальной облачной платформы, вице-президент «Ростелекома» по инновационному развитию Алексей Нащекин сообщил, что название «O7» выбрано для этого проекта неслучайно. Во-первых, число 7 счастливое, во-вторых, у этой платформы семь ключевых достоинств (сокращение издержек, экономия времени, простота внедрения и запуска, доступность, всегда новейшее ПО, круглосуточная техподдержка и концентрация ресурсов), а в-третьих, в качестве инфраструктуры под нее задействовано семь data-центров. Кроме того, оказалось, что ресурс размещен в домене .com сознательно, так как якобы имеет большой экспортный потенциал. «Облачные технологии пришли в Россию, и “Ростелеком” намерен быть в авангарде этого движения. Наше настоящее и будущее как глобального сервис-провайдера связано с облачными вычислениями, и именно в этом направлении мы будем развиваться в ближайшие годы», – подчеркнул Алексей Нащекин.
Алексей Нащекин,
вице-президент по инновационному развитию ОАО «Ростелеком»:
«Для «Ростелекома» облачные вычисления – не дань моде, а повседневная работа. Благодаря этой технологии мы можем осуществить прорыв по всем основным направлениям информатизации нашей страны»
В создании сервисов для новоиспеченной платформы могут принять участие любые компании-разработчики, готовые к сотрудничеству с «Ростелекомом». Пионерами этого проекта стали Microsoft и «1C», подписавшие соответствующее соглашение с «Ростелекомом» еще в сентябре 2011 года на экономическом форуме в Сочи. На «Связь-Экспокомме-2012» партнеры представили первую облачную услугу платформы для предприятий СМБ, получившую название «O7.Бизнес». С ее помощью можно автоматизировать бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистику и коммуникации, а также получить в свое распоряжение набор инструментов для работы с офисными документами и управления коммуникациями. Впрочем, национальная платформа послужит не только бизнесу, но и государству: в частности, проект «Системы 112», призванной обеспечивать гражданам возможность вызова любых оперативных служб через единый телефонный номер «112», также реализуется на базе этой платформы и ее инфраструктуры.
Новые горизонты
По оценке Николая Прянишникова, президента корпорации Microsoft в России, национальная облачная платформа – один из самых масштабных российских облачных проектов, и ее роль в развитии и популяризации облачных сервисов в нашей стране очень велика. Выступая на презентации, он заверил, что Microsoft намерена развивать сотрудничество с «Ростелекомом», делиться международным опытом корпорации для разработки новых сервисов для физических лиц, компаний и госорганов. В свою очередь, директор фирмы «1C» Борис Нуралиев отметил рост интереса со стороны российских предприятий к облачным моделям автоматизации бизнеса. По его словам, «1C» учитывает это в своей стратегии и интенсивно развивает и адаптирует платформу «1C:Предприятие 8» под новую, облачную реальность. В сотрудничестве с «Ростелекомом» фирма намерена предоставить отечественным госучреждениям и компаниям все свои популярные решения на базе национальной облачной платформы.
Николай Прянишников,
президент корпорации Microsoft в России:
«Мы намерены развивать сотрудничество с «Ростелекомом» и уверены, что наш международный опыт по разработке облачных технологий поможет создавать новые сервисы, отвечающие требованиям госорганов и бизнеса».
Борис Нуралиев,
директор фирмы «1С»:
«Мы чувствуем существенный рост интереса российских предприятий и организаций к переходу на облачную модель автоматизации и учитываем это в своей стратегии развития. Сотрудничество с «Ростелекомом» позволит нам предоставить российским госучреждениям и коммерческим предприятиям наши решения на базе национальной облачной платформы».
Дальнейшая судьба этого и многих других госпроектов, а также их роль в федеральной программе «Информационное общество», реализация которой запланирована на период с 2011-го аж по 2020-е годы, во многом зависит от главного отраслевого регулятора и куратора этой программы – Министерства связи и массовых коммуникаций. Сразу после выставки «Связь-Экспокомм-2012» стало известно, что ведомство сохранило прежнее название и зоны ответственности. При этом его руководителем вместо Игоря Щёголева (он стал одним из пяти помощников Владимира Путина) назначен Николай Никифоров, ранее занимавший пост министра информатизации и связи Татарстана. Он участвовал в формировании электронного правительства в этой республике, и его успешный опыт должен ускорить реализацию инициатив в данной области уже в масштабе государства.
Источник: IT News №9 (май 2012)
Автор: Алексей Комов
Источник: IT News №9 (май 2012)
Опубликовано 29.05.2012