История отечественных ИКТ: 80 лет высокочастотному транспорту Георгия Бабата, одного из изобретателей мобильного телефона

Логотип компании
История отечественных ИКТ: 80 лет высокочастотному транспорту Георгия Бабата, одного из изобретателей мобильного телефона
Этим летом исполняется 80 лет (1943) с момента начала испытаний инженером-электротехником Георгием Ильичем Бабатом (1911 – 1960) экспериментальной установки высокочастотного транспорта. Бабату удалось привести в движение электрический автомобиль, передавая ему энергию без проводов (бесконтактным способом).

Это было сделано с помощью высокочастотного тока. На машине был установлен приемник — виток провода, в котором индуцировался электрический ток, питавший автомобильный электромотор. Явление электромагнитной индукции известно уже давно, но для питания энергией транспорта без проводов это явление было использовано впервые. Новый вид транспорта, предложенный Бабатом, так и назвали высокочастотным транспортом или сокращенно ВЧТ.


История отечественных ИКТ: 80 лет высокочастотному транспорту Георгия Бабата, одного из изобретателей мобильного телефона. Рис. 1

Георгий Ильич Баба́т — советский инженер-электротехник, специалист в области радиотехники и энергетики, изобретатель, доктор технических наук (1941), профессор (1947), лауреат Сталинской премии (1943) и премии Английского института инженеров–электриков (1940).

Родился 13 января 1911 года в Житомире в семье помощника присяжного поверенного. В 1932 году окончил радиотехнический факультет Киевского политехнического института. В 1932 – 1942 годах работал инженером, затем заведующим лабораторией на электровакуумном заводе «Светлана» в Ленинграде, по совместительству преподавал в Ленинградском политехническом институте.

С 1942 года работал на оборонных предприятиях Москвы, сначала на Московском электрозаводе, где в годы войны выпускались снаряды для «Катюш», затем с мая 1942 по сентябрь 1943 гг. – в Государственном Союзном НИИ-заводе № 627 Наркомата электропромышленности и, наконец, на Московском станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе.

В 1943 году Г.И. Бабат переходит на работу в систему Академии наук СССР. В 1943 – 1946 годах – научный сотрудник Энергетического института АН СССР (ЭНИН) имени Г.М. Кржижановского, в 1946 – 1949 годах Бабат был заведующим экспериментальной исследовательской лабораторией высокочастотной техники (электромобилей), затем был главным конструктором в Научном автомоторном институте (НАМИ).

Одновременно в 1945 – 1948 гг. он читал курс «Индукционный нагрев» в Московском энергетическом институте (МЭИ), с 1947 года стал профессором кафедры электротехники и электрооборудования Всесоюзного заочного инженерно-строительного института (ВЗИСИ).

На счету Г.И. Бабата – более 100 изобретений, несколько монографий и новаторских идей. В 1934 году он изобрел точечную конденсаторную электросварку, которая применяется в вакуумной технике. В 1936 – 1939 гг. разработал метод индукционного нагрева металла (высокочастотная закалка). В 1950-х годах Бабат разработал первые в мире высокочастотные печи для плавки стекла, которые применялись для получения чистейшего оптического стекла.

Возвращаясь к электромобилям ВЧТ, следует отметить, что уже в конце того же 1943 года на Станкозаводе им. Орджоникидзе началась постройка опытного участка ВЧТ с подземной бесконтактной сетью. А весной 1944 года многочисленные посетители уже катались на двухтонной грузовой тележке ВЧТ. Тележка ездила по асфальтированной дорожке, под которой были заложены тонкие медные трубки, проводившие высокочастотный ток. Частота генератора составляла 50 кГц.

“Мощность мотора тележки на первой дороге ВЧТ была менее 2 кВт, а для того, чтобы питать дорогу длиною в 50 метров и шириной в 1 метр, требовалась мощность в 50 кВт. Ужасные цифры! – пишет Бабат. – Меньше 4% энергии расходовалось с пользой, а 96% составляли потери”. 

Начатые на Станкозаводе эксперименты были продолжены в НАМИ. КПД новых систем ВЧТ удалось поднять до 15%, но выйти на промышленные образцы транспорта новаторам в те годы так и не удалось.

Также в 1943 году Георгий Бабат предложил идею мобильного телефона, который он назвал «монофоном». Это был автоматический радиотелефон, работающий в сантиметровом диапазоне 1000 – 2000 МГц (например, для стандарта GSM и в наши дни используются частоты 850, 900, 1800 и 1900 МГц), номер которого кодируется в самом телефоне, снабжен буквенной клавиатурой и имеет также функции диктофона и автоответчика.

Благодаря этому он считается одним из «отцов» современных мобильных телефонов. Конечно, в годы Великой Отечественной войны СССР было совсем не до гражданской подвижной связи, так что эта идея явно опередила своё время. И, действительно, такая связь пришла в нашу страну через 50 лет, правда, в иностранной упаковке.

Подробнее с материалами об отечественных разработчиках сферы ИКТ можно познакомиться на сайте Виртуального компьютерного музея.

Читайте также
Что думает вице-президент Рикор Сергей Куприянов об ожиданиях заказчиков, о том, когда мы сможем купить ноутбук на отечественном процессоре и о перспективах выхода на мировой рынок?

Опубликовано 30.05.2023

Похожие статьи