Бизнес и космос
В пятницу, 27 марта, компания «Яндекс» предложила журналистам собраться на 29 этаже гостиницы «Свиссотель Красные Холмы», чтобы поговорить о сотрудничестве российского поисковика с организацией Mozilla. Естественно, при участии руководителей самой Mozilla.
Доверчивые представители прессы послушно приехали в гостиницу и приготовились услышать какую-то новость, относительно изменения взаимоотношений российской и американской компаний, гадая, что же еще такого важного между ними могло произойти, после того, как в прошлом году Mozilla дала «Яндексу» права на дистрибуцию своего браузера, а позже решила выпускать локализованные версии браузера с «Яндексом» на верхней строчке в списке доступных поисковых программ.
Генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож не мог не понимать, что от «Яндекса» ждут какого-то информационного повода и поспешил его озвучить. Всех собрали по причине того, что в Москве проездом из Байконура оказались две американские женщины: Эстер Дайсон и Митчелл Бэйкер. Последняя является председателем Mozilla Foundation. Первая не имеет к Mozilla прямого отношения. Более ничего серьезного в отношениях между «Яндексом» и Mozilla не произошло.
Г-жи Дайсон и Бейкер на Байконуре следили за тем, как в космос отправились два американца: турист Чарльз Симонии и астронавт Майкл Баррат. Вместе с ними улетел и российский космонавт Геннадий Падалка, но о нем 27 числа на «Красных Холмах» не говорили. И это естественно, ведь г-н Падалка не может пригласить на церемонию отлета своих друзей, а г-н Симонии - может. И на это есть серьезная причина - билет Чарльза Симонии стоит около 35 млн $, а Геннадий Падалка за билет не платит и летит за зарплату. Чтобы драгоценный туристический билет, не дай бог, не пропал, вместе с Чарльзом Симонии готовилась к полетам и Эстер Дайсон. В случае проблем со здоровьем у г-на Симонии именно ей суждено было бы получить космическое удовольствие от полета.
Аркадий Волож предложил собравшимся попытаться с помощью наводящих вопросов разузнать что-то интересное у представителей Mozilla и «Яндекса». Вопросов, по мнению г-на Воложа должно было быть много.
Вопросов было задано действительно немало. Смысл большинства из них сводился к одному - насколько сложнее стало жить компании Mozilla, после того, как фирма Google выпустила свой собственный браузер и перестала использовать поисковик FireFox. Этот вопрос задавали и так и эдак, пытаясь получить хоть какой-то ответ, но - увы. Митчелл Бэйкер - единственный человек, который мог дать ответ, - иногда лаконично отвечала «я не знаю». Иногда более подробно «честно, не знаю». Между этими ответами она вставляла реплики, где объясняла, что Mozilla - некоммерческая организация и не стремится заработать каждый цент, а наоборот - хочет принести как можно больше пользы обществу.
Отсутствие у проекта Mozilla и его руководителей коммерческой или иной корыстной составляющей косвенно подтверждал сам внешний вид г-жи Бэйкер: крашеные в яркий цвет волосы, нестандартная стрижка, блузка из мятого шелка. Все это сложно отнести к стилю традиционной бизнес-леди. Спутница Митчелл Бэйкер Эстер Дайсон, женщина в общем-то немолодая, также не добавляла «бизнеса» в атмосферу встречи с прессой, никакими коммерческими тайнами не делилась и, вообще, разгуливала по московскому отелю с рюкзаком, за которым болтался купальник. Увидев этот, не самый необходимый на пресс-бриффинге, предмет туалета я сначала удивился, а потом подумал, что возможно, такая предусмотрительность приходит после прохождения полугодового курса выживания в космических условиях, который г-жа Дайсон прошла на Байконуре.
После официальной части я спросил у г-жи Бэйкер, почему она называет себя одним из двух лидеров в организации Mozilla и при этом совершенно не интересуется тем, как идет бизнес проекта, не знает о доходах от «Яндекса» и прочем. Очевидно же, что второй лидер - технический директор Брендан Айк, отвечает, скорее всего, за технические вопросы и коммерция - это явно не его конек.
Митчелл Бэйкер ответила, что если говорить о тех доходах, которые компания получает от российских пользователей и от «Яндекса», то это в любом случае - мизер. Здесь ей даже комментировать нечего. Мировой же бизнес проекта Mozilla российскую прессу, по мнению г-жи Бэйкер, не должен слишком уж сильно волновать.
В этом г-жа Бэйкер абсолютно права.
Да и вообще, как можно говорить о бизнесе с человеком, который на днях, можно сказать, потерял прямую связь с космосом?
Опубликовано 30.03.2009