В России мелкие ДТП будут оформляться с помощью приложения «Помощник ОСАГО»
Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций, ЦБ РФ, Российский союз автостраховщиков (РСА), Минфин РФ и МВД РФ подготовили проект документа, подразумевающего внедрение электронного европротокола (ЕП). В рамках европротокола оформление мелких ДТП, прошедших без пострадавших, будет производиться в электронном виде с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Участниками одного из самых масштабных пилотных проектов в области обязательного страхования автогражданской ответственности станут водители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижегородской области и Республики Татарстан.
Новое ПО под названием «Помощник ОСАГО», которое водителям будет предложено установить на своих смартфонах, избавит участников ДТП от необходимости заполнять любые бумажные документы. Водителям, попавшим в мелкую дорожную аварию, нужно просто сфотографировать все обстоятельства произошедшего - общий план аварии, следы торможения, обе машины крупным планом с номерами и так далее - и запустить мобильное приложение на своих смарфонах. Частично необходимые данные заполнятся автоматически, сведения для них будут скачиваться из Единой системы идентификации и аутентификации портала госуслуг (ЕСИА). Координаты ДТП будут фиксироваться в привязке к ближайшему адресу.
Все недостающие сведения, включая обстоятельства ДТП и номера полиса ОСАГО, водителю придется заполнить самостоятельно. При этом актуальность страхового полиса будет проверяться в режиме онлайн через информационную систему АИС ОСАГО.
После этого автомобилистам, следуя определенному алгоритму, нужно будет сверить свои данные. Правда, сам алгоритм сверки пока еще не разработан.
Согласие водителей с обстоятельствами ДТП будет подтверждаться и фиксироваться с помощью простой электронной подписи. Ее функцию сможет выполнять к примеру, учетная запись на портале госуслуг.
По завершении всех этих процедур электронное извещение о ДТП поступит в АИС ОСАГО, а на смартфоны водителей будет направлен определенный идентификатор аварии. Извещение в электронной форме, как предполагается, будет доступно в личном кабинете на портале госуслуг.
Таким образом, внедрение электронного протокола значительно упростит, сократит по времени и сделает более удобной процедуру оформления ДТП и передачи данных страховым компаниям. Однако водителям, собирающимся оформить аварию в электронном виде, необходимо будет соблюсти несколько обязательных условий. Во-первых, участниками аварии должны быть не больше двух автомобилей, а ущерб машине не должен превышать 100 тыс. рублей. Пострадавших быть не должно. Оба водителя должны иметь регистрацию в ЕСИА. А самое главное – у сторон ДТП не должно быть разногласий по поводу обстоятельств аварии.
Сегодня проект готовят к запуску эксперты сразу нескольких ведомств – Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Российский союз автостраховщиков и Банк России. Рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон, разрабатывает нормативную базу, регулирующую работу новых механизмов в рамках договора ОСАГО.
На самой первой стадии пилотный проект европротокола решено обкатать на автоводителях Москвы в течение 2018-2019 гг. Ее итоги позволят экспертам решить, в какие сроки проект будет тиражирован на все регионы России, и составить для Кабмина РФ предложения по дальнейшему развитию системы.
Эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА) уже сообщили СМИ, что считают недостаточным подтверждение согласия водителя с обстоятельствами ДТП посредством простой электронной подписи. По их мнению, приложение «Помощник ОСАГО» должно быть доступно исключительно пользователям госуслуг и аналогичных сервисов, использующих цифровую идентификацию, а авторизацию в приложении необходимо проводить только через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Кроме того, для выплаты ущерба по европротоколу необходимо будет придать «юридическую значимость» электронному извещению о ДТП. В настоящее время юридически значимым документом, служащим основанием для выплаты компенсации, является исключительно бумажная версия извещения, оформленная на бланке страховой компании.