Как осуществляется бесконтакт
Яндекс.Деньги и Департамент информационных технологий Москвы в октябре провели телефонный опрос более тысячи москвичей на предмет использования ими безналичных платежей. Так же в исследовании использовались данные о платежах через городские ресурсы, сервис, пластиковые и виртуальные карты «Яндекс.Деньги».
Сегодня в крупных городах России внедряются элементы концепции «Умный город», в числе прочего включающую в себя различные технологии безналичных платежей.
Последние развиваются очень быстро благодаря своим высоким потребительским свойствам - простоте, скорости проведении транзакций и удобству использования. Последний фактор отмечают 75% москвичей. 40% горожан платят безналично, потому что получают на карту пенсию либо стипендию или просто не хотят снимать деньги в банкомате. 36% не хотят носить с собой наличные
Еще один из важных факторов выбора безналичной оплаты — выгода: 26% респондентов платят картой, электронными деньгами или другими способами, потому что получают кэшбэк, 17% — скидки.
Как отметил Иван Глазачев, генеральный директор Яндекс.Деньги, несмотря на достаточно развитую инфраструктуру, только 34% москвичей пользуются исключительно безналичной формой оплаты товаров и услуг и лишь 55% комбинируют наличку с безналичкой. При этом еще 11% остаются приверженцами исключительно наличных платежей. Большую долю последних составляют пожилые граждане, которые предпочитают иметь в кармане обычные деньги как в силу привычки, так и из-за слабого знакомства с современными технологиями оплаты.
Наиболее активными является часть горожан в возрасте 18-30 лет и 31-50 лет (50% и 39% респондентов соответственно). Жители более старшего возраста, начиная с 51 года, платят безналично реже — лишь несколько раз в неделю (33%).
Если говорить о частотности безналичных платежей без привязки к возрасту, то ими пользуются ежедневно 60% москвичей, 34% - постоянно, много раз в день, 27% - 1-2 раза в день, 25% - один или несколько раз в неделю и 14% - несколько раз в месяц.
При этом прослеживается изменение модели поведения — постепенно доля оплаты безналичными возрастает. Это в большой мере объясняется развитостью инфраструктуры города.
По словам Ивана Бутурлина, руководителя аналитического управления ДИТ г. Москвы, практически все, кто платит безналично, делают это банковскими картами - 94%, 40% — с помощью мобильного банка, 32% — через интернет-банк, 16% — электронными деньгами, примерно каждый десятый платит смартфоном с мобильного счета и через сервисы бесконтактной оплаты.
Популярность оплаты банковскими картами объясняется в числе прочего тем, что они часто используются в качестве зарплатных и пенсионных.
При этом каждый второй москвич в возрасте до 30 лет пользуется картами c технологиями PayPass, PayWave, а, вот, среди граждан в возрасте старше 50 лет только 2 из 10 поменяли свои карты на бесконтактные.
Так же растет число пользователей, использующих в качестве инструмента платежа свои смартфоны. Их доля будет возрастать с внедрением надежных средств идентификации на базе биометрии.
Но несмотря на положительные стороны безналичной оплаты москвичи отмечают и ряд проблем - только 70% из них никогда не сталкивались с трудностями при совершении онлайн операций.
Самая популярная причина отказа от безналичной оплаты — печальный опыт:
16% пользователей сталкивались с длительным временем недоступности сервиса, а еще
6% - с длительными сроками поступления платежей, у 1% платежи поступили не по назначению, 3% сталкивались с мошенниками либо блокировками карт, которые обычно являются следствием атак преступников.
По данным ЦБ 90% всех случаев хищения информации приходится на две категории — социальную инжнирия, когда злоумышленники входят в доверие к гражданам и вирусы на ПК и телефонах. Так же на 1,6% в год растет число фишинговых сайтов, являющихся фальшивыми дубликатами официальных интернет-страниц.
Второй по важности фактор отказа от безналичной оплаты — нежелание платить комиссию: против этого высказались 22% приверженцев наличных. Но сейчас платежные сервисы сводят комиссию к минимуму, стараясь наоборот, предлагать пользователям какие-либо бонусы.