Внедрение Единой национальной системы маркировки товаров: итоги круглого стола
Данная программа стартовала в 2016 году с маркировки изделий из меха и к 2025 году она должна охватить все жизненно важные отрасли промышленности. Чтобы выяснить сегодняшнее отношение общества к вопросам маркировки товаров компания АТОЛ совместно с агентством НАФИ провело исследование, в ходе которого было опрошено 1600 покупателей и представителей малого и микробизнеса, как наименее защищенных категорий производителей. Среди последних - поставщики уже вводящие маркировку (обувь, легкая промышленность, парфюмерия и шины), а так же представители молочной промышленности, которая только «запускается».
Директор центра компетенций по цифровой экономике и GR АТОЛ Юлия Русинова отметила, что, по данным исследования, 40% российских потребителей за последние два года так или иначе пострадали от нелегальной продукции. При этом 63% из них хотят видеть на прилавках магазина только подлинные товары и лишь 18% покупателей критична подлинность конкретных категорий товаров. Последним очень важна подлинность лекарств — это отметили 98% потребителей, на втором месте молочная продукция — 86% и на третьем - минеральная и питьевая вода с 74%.
Заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ Олег Тухватуллин отметил, что проект по внедрению маркировки на сегодняшний день является одним из самых динамично развивающихся среди всех инициатив, связанных с цифровизацией российской экономики.
За 5 лет реализации проекта в систему маркировки вошли уже 10 товарных групп, а всего в ней зарегистрировано более полумиллиона участников и 30 млрд промаркированных товаров. При этом перечень маркированной продукции продолжает расширяться.
Как результат — упала доля нелегальных товаров и вырос сбор налогов. Так, по оценкам отраслевых экспертов, уровень незаконного оборота табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке, начал снижаться впервые за шесть лет.
Так же наблюдается положительная динамика и с такой социально значимой категорией товаров, как лекарства. Маркировка позволяет пресекать их незаконную реализацию, а так же перепродажу на вторичном рынке медицинских средств, направляемых в больницы и льготные аптеки и т.п.
Пользователи в свою очередь благодаря маркировке получают возможность просканировать информацию о товаре прямо в магазине. В частности, сделать это можно с помощью специального приложения «Честный ЗНАК», устанавливаемого на смартфон.
По словам заместителя генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваза Юсупова к настоящему времени его уже скачало почти 5 млн человек, которые проверили около 60 млн различных товаров.
По данным ЦРПТ, чаще всего потребители проверяют подлинность обуви – 24,7 млн, одежды - 5,4 млн, по 3,5 млн сигарет и лекарств и более 2 млн — автомобильных шин.
Одновременно с вводом в систему новых видов товаров увеличивается количество проверок и в категории молочной продукции, в которой очень важен такой параметр, как срок годности.
С ростом числа проверок товаров растет соответственно и количество жалоб покупателей.
Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов считает, что система маркировки должна быть применяться и для других категорий товаров, среди которых уровень нарушений может достигать 30-60%. В числе прочего он отметил кондитерские изделия, сладкие и безалкогольные напитки, макаронные изделия, консервированные овощи и фрукты, рыбные и мясные консервы, чай, парфюмерию, моющие средства и машинные масла.
Но особую обеспокоенность у контролирующих органов вызывает низкое качество отдельных электроустановочных изделий и кабельной продукции, которые по данным МЧС являются причиной большинства пожаров и человеческих жертв.
Руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости Ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова считает, что внедрение маркировки товаров снизит административную нагрузку на добросовестных поставщиков, одновременно с этим она позволит им повысить цифровизацию своего бизнеса и, соответственно, его эффективность.
При этом необходимо следить, чтобы ко всем товарным группам осуществлялся единый подход по маркировке, ее внедрение не нарушало уже имеющиеся в компаниях процессы и не приводило к повышению стоимости производимой продукции.