Тренды BI-рынка 2021 (II часть)
(Продолжение. Начало в IT News №11/2021)
Российский сегмент
А каково положение дел в сегменте BI-решений, разработанных российскими компаниями? Какую долю рынка занимает отечественное ПО и как она изменилась за последние пару лет?
Генеральный директор BI Consult Сергей ГРОМОВ отмечает как рост количества отечественных разработчиков, так и зрелость создаваемых ими BI-платформ. Однако причины этих тенденций разные. Первая плотно связана со стратегией импортозамещения: видя перспективные бюджеты в госорганизациях и на предприятиях с госучастием, игроки рынка активизируются в данном сегменте. А вторая обусловлена необходимостью конкурировать за место под солнцем с глобальными платформами, что требует соответствия или хотя бы стремления соответствовать самым актуальным трендам, поясняет г-н Громов. Суммарно оба этих процесса привели к формированию отечественного рынка BI-разработок с уникальным и весьма неоднородным ландшафтом.
В исследовании «BI-круг Громова» приводится ряд компаний с большим количеством проектов в портфолио и достаточно зрелой платформой, а также довольно большая группа нишевых решений, заточенных под нужды той или иной отрасли (например, в сфере недвижимости) или тесно связанных с основным решением вендора (как в случае с «1С:Аналитика»). Особо стоит отметить интерес к рынку таких крупных игроков, как «Яндекс». В связи с этим г-н Громов убежден, что российский рынок ждут изменения не столько за счет приобретения крупными игроками более мелких, сколько благодаря вытеснению последних с рынка – и технологические, и маркетинговые ресурсы слишком отличаются. Безусловно, M&A-сделки останутся, но крупные компании будут делать ставку на развитие собственных экосистем, поэтому игроки, которые не смогут стать их частью, будут вынуждены уйти с рынка, прогнозирует г-н Громов.
Руководитель центра экспертизы решений компании «Форсайт» Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ отмечает, что рынок становится более зрелым: появляется больше новых продуктов, растет их качество и, если раньше очень многие решения были собраны из open-source-компонентов и затем особо не менялись, то в последнее время вендоры все чаще самостоятельно дорабатывают их, увеличивая возможности подобных платформ для решения различных кейсов заказчиков. В целом же доля внедрений отечественных BI-систем пока невелика, однако в новых проектах компаний с госучастием она приближается к 100% и новые лицензии здесь уже почти не закупают, поясняет г-н Выскребенцев.
Эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Светлана ВРОНСКАЯ в унисон коллегам отмечает, что нынешняя ситуация на рынке отечественных BI-систем обусловлена продолжающимся процессом импортозамещения. Настало время, когда от декларации возможностей использовать не западные IT-решения необходимо перейти к реализации проектов внедрения конкретных инструментов, поэтому интерес к российским BI, а также технологиям open source, которые также удовлетворяют требованиям импортозамещения, закономерен, заключает она.
Руководитель проектов отделения комплексного проектирования информационных систем компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Людмила ОСТРОВСКАЯ подчеркивает, что основными потребителями продуктов от российских разработчиков являются госсектор и компании с государственным участием. Именно они обеспечили спрос, существенно укрепивший позиции российских программных продуктов на фоне санкционной войны. «Но при этом отечественным разработчикам не стоит забывать, что конкурируют они не только друг с другом. Серьезной альтернативой их продуктам все еще остается свободное ПО, хотя возможности его, как и раньше, отстают от функциональности коммерческих BI-решений крупных вендоров. А кроме того, государственные НИИ и IT-компании – ведь у них гораздо шире возможности как по части финансирования разработок, так и на этапе их внедрения именно в госсекторе», – говорит г-жа Островская.
Директор департамента управленческого консалтинга и BI компании «НОРБИТ» (ГК «ЛАНИТ») Дмитрий СЫСОЕВ отмечает, что благодаря политике импортозамещения ряд известных российских вендоров, например «Форсайт» (бывший «Прогноз») и «Полиматика», уже заняли довольно большую нишу в государственном секторе.
Директор проектов «Т1 Консалтинг» Кирилл ЯКОВЛЕВ говорит, что, несмотря на относительную молодость, а также невысокую долю присутствия на мировом рынке, отечественные компании ежегодно анонсируют новые продукты. В госсекторе, малом и среднем бизнесе они продолжают находить своего потребителя и вытеснять лидеров Gartner Quadrant с отечественного рынка, подчеркивает он.
В контексте технологий
Благодаря стремительному развитию технологий машинного обучения и ИИ стоимость внедрения решений для углубленной бизнес-аналитики постепенно снижается. Какие изменения технологического ландшафта меняют спрос на BI-решения разных весовых категорий?
Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт») говорит, что спрос на платформы, позволяющие решать не только классические BI-задачи, постепенно растет. Да, пока их можно по пальцам пересчитать, тем не менее многие отечественные игроки стремятся выйти в этот сегмент и инвестиции в него будут расти опережающими темпами – ведь эффект от внедрения такого рода решений можно увидеть очень быстро, считает он.
Директор дивизиона продуктовых решений Factory5 Денис ЛИСИН напоминает, что BI-инструменты традиционно используются для статических отчетов о текущем или прошлом состоянии бизнеса, то есть это дескриптивный или описательный анализ. В свою очередь технологии машинного обучения и ИИ, наоборот, дают прогнозы на будущее – это прогностический анализ. И, хотя BI-системы и data-science-платформы предназначены для разных задач, они могут успешно дополнять друг друга. Например, BI-система может в удобном виде представить результаты анализа данных, которые поступают из платформы, поясняет г-н Лисин.
Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг») отмечает, что, как и в случае с любым технологическим новшеством, которое проходит свой жизненный цикл, BI перестал был платформой ‘nice to have’ в российских компаниях. Для тех из них, кто хочет в любых условиях иметь прозрачную картину своего бизнеса во всех разрезах и быть успешным на рынке, требуется регулярно обновляемая аналитическая отчетность, поэтому спрос постепенно растет на все виды BI-решений.
Сергей ГРОМОВ (BI Consult) утверждает, что именно разнообразие предложений позволяет клиентам выбирать решение в том числе за счет ценовой доступности. При этом нужно учитывать, что далеко не всем предприятиям необходима широкая аналитическая функциональность, поэтому они зачастую готовы отказаться от каких-то возможностей, чтобы снизить затраты, считает он.
Опубликовано 24.11.2021