63% самозанятых испытывает нехватку разрешенных видов деятельности

Логотип компании
24.11.2021
63% самозанятых испытывает нехватку разрешенных видов деятельности
Маркетплейсы являются самым распространенным каналом продаж для самозанятых.

AliExpress Россия, Ozon и Wildberries представили результаты совместного исследования ограничений и возможностей самозанятых в онлайн-торговле.

Эти маркетплейсы первыми в России разрешили продавать самозанятым, и сейчас через них работают более 90 тысяч самозанятых продавцов. Эксперты отмечают, что потенциал самозанятых реализован не более чем на половину.

Читайте также
Представьте компанию, которая всего за несколько лет из технологического стартапа превратилась в лидера отрасли. Как сегодня, когда всё постоянно меняется, не просто сохранять равновесие, но и стремительно развиваться? Какие технологии и стратегии помогают быть на шаг впереди конкурентов? Какую роль в этом играют люди? Ответы на эти и другие вопросы дала Ольга Юдина, генеральный директор компании «Цифровые Закупочные Сервисы» (поставщик решений Isource), в интервью журналу IT Manager.

Режим самозанятости был законодательно введен в 2019 году. С тех пор в России зарегистрировались 3,2 млн самозанятых (по данным ФНС на конец сентября 2021 года). По закону самозанятые могут оказывать различные услуги (например, через электронные торговые площадки) и продавать товары собственного производства, если они не относятся к категориям, подлежащим обязательной маркировке. Кроме того, оборот самозанятых ограничен 2,4 млн рублей в год.

Самозанятым не хватает видов деятельности


Результаты опроса показали, что большая часть самозанятых респондентов (63%) испытывает нехватку разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, а 83% — чтобы самозанятым разрешили производить и продавать товары, подлежащие маркировке и сертификации — сейчас такой возможности у них нет.

33% самозанятых сталкиваются с тем, что производимая продукция требует сертификации или декларации, которые нельзя получить в силу статуса самозанятого: например, это касается одежды и других категорий товаров, которые многие изготавливают на заказ, но не могут продавать на онлайн-платформах. А многие испытывают сложности даже с получением отказного письма (оно выдается сертифицирующими организациями в знак подтверждения, что продукция не подлежит обязательной сертификации): не все профильные организации готовы сотрудничать с самозанятыми и выдавать им такие письма.

Эксперты «Бизнес-платформы ОНФ» полагают, что потенциал института самозанятых далеко не исчерпан. «Из результатов опроса очевидно, что многие россияне готовы расширить свою сферу деятельности для получения дополнительного дохода. Глубокая интеграция института самозанятых в налоговую систему позволяет обеспечить прозрачность их деятельности, а добавление новых видов бизнеса для самозанятых повысит деловую активность и принесёт дополнительные доходы в бюджет», —  считает Пётр Самойленко, руководитель федеральных партнёрских программ «Бизнес-платформы ОНФ».

Самозанятым доступны не все бизнес-услуги


Самозанятые испытывают сложности не только с сертифицирующими органами. 50% опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. В частности, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приёмом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Также самозанятые сетуют на то, что не все маркетплейсы готовы с ними сотрудничать.

Работа с маркетплейсами


Маркетплейсы являются самым распространенным каналом продаж для самозанятых (так ответили 59% опрошенных). На втором месте — социальные сети (23%), далее в порядке убывания популярности идут офлайн-продажи (10%) и собственный интернет-магазин (9%). Единицы работают только со своей клиентской базой, на ярмарках или полагаются на сарафанное радио.

Будучи самозанятым, можно работать с маркетплейсом не только в качестве продавца или курьера. Например, самозанятые могут оказывать услуги по ведению магазина для других продавцов — закон этого не запрещает. И сейчас среди опрошенных самозанятых 11% занимаются исключительно оказанием услуг, 61% — только производством товаров, остальные совмещают.

Ограничения по обороту


Большинство самозанятых хотели бы увеличить лимит (71%) по оброту, но мало кто приблизился к границе существующего: 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 тысяч рублей. При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе (42%), или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн рублей (14%), 3,5 млн (21%) или 6 млн (23%).

Причины стать самозанятым


Желание работать с маркетплейсом и продавать свои товары онлайн — самая популярная причина для регистрации самозанятости среди тех, кто уже вышел на торговые платформы (ее указали 35% опрошенных). Каждый третий (29%) стал самозанятым, чтобы оптимизировать налогообложение. Лишь 9% столкнулись с требованием работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации самозанятости. Среди других причин стать самозанятым — стремление обелить существующий доход, в том числе дополнительный, найти новый источник дохода или поменять вид деятельности.

70% самозанятых зарегистрировали свой статус меньше года назад, а каждый четвертый сделал это уже в период пандемии (от года до двух лет назад). Меньшинство стало самозанятыми после ИП, остальные работали иначе: 64% — по найму, 21% официально не работали.

Исследование проводилось в октябре 2021 года методом онлайн-опроса самозанятых продавцов российских маркетплейсов. Анкета разработана при участии экспертов «Бизнес-платформы ОНФ». Выборка — 1 241 самозанятый.
Похожие статьи