Какой скорости не хватает «Сапсанам»

Логотип компании
24.10.2011
Какой скорости не хватает «Сапсанам»
Интернет должен быть везде – к этому нас приучили и годы строительства 3G, и плановое развитие проводных сетей. Почему бы ему не быть и в поезде? В ходе тестирования услуги мобильного доступа на двух основных железнодорожных магистралях страны выяснилось, что до равномерного покрытия даже им еще очень далеко.

Интернет должен быть везде – к этому нас приучили и годы строительства 3G, и плановое развитие проводных сетей. Почему бы ему не быть и в поезде? В ходе тестирования услуги мобильного доступа на двух основных железнодорожных магистралях страны выяснилось, что до равномерного покрытия даже им еще очень далеко.

Да, точки Wi-Fi расположены в общественных зонах буквально частоколом: в кафе и ресторанах, в кинотеатрах и торговых центрах, в аэропортах и на вокзалах. Пользователи настолько привыкли выходить в Сеть с телефона, смартфона, планшета везде, где бы ни были, что отсутствие покрытия вызывает недоумение – это как нарваться в приличном заведении на остывший кофе. «Тройка» вовсю запускает проекты по развертыванию Wi-Fi в общественном транспорте, мобильный Интернет работает в аэроэкспрессах, которые доставляют пассажиров в московские аэропорты, операторы рвутся в самолеты (достаточно вспомнить тестовый проект «МегаФона» и «Аэрофлота»). Поэтому вполне естественно стремление пассажира поработать и в поезде, да хотя бы почту с телефона проверить… Однако железная дорога – зона повышенного риска для мобильного интернет-соединения.

В начале октября эксперты агентства TelecomDaily провели замеры уровня и протяженности покрытия на двух основных железнодорожных магистралях страны: Октябрьской и Горьковской. В тестировании учитывались данные сетей «тройки»: «МегаФона», МТС и «Билайна». Эти ветки были выбраны отнюдь не случайно, так как маршруты Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, судя по плотности деловых поездок, еще более востребованы, чем перелеты на внутренних авиалиниях по тем же направлениям. Напомним, что здесь курсируют многочисленные скоростные поезда, в том числе и «Сапсаны», пассажиры которых, в силу привычки или в связи с необходимостью, зачастую пользуются в дороге мобильным Интернетом. Так, по данным TelecomDaily, более 20% пассажиров «Сапсана» выходят в Интернет посредством сотового телефона или USB-модема.

По итогам исследования были получены следующие показатели уровня покрытия. Октябрьская ЖД: «МегаФон» – около 80% протяженности дороги, МТС – 55%, «Билайн» – 30%. Горьковская ЖД: «МегаФон» – около 60%, МТС – около 33%, «Билайн» – около 20%. Как отмечают представители агентства, на протяжении следования количество обрывов во всех сетях было просто рекордным (до этого TelecomDaily «замеряло» мобильный Интернет в двух столицах и российских региональных центрах), а средняя скорость значительно не дотягивала даже до показателей EDGE (на практике демонстрирует 80–100 Кбит/с), не то что 3G (даже в перегруженных абонентами сетях, как правило, дает более 1,2-1,3 Мбит/с).

В уже упомянутых поездах «Сапсан» выход в Интернет дополнительно затрудняют помехи, не имеющие отношения к операторским сетям и связанные с конструкцией поезда. Дело в том, что сигнал экранируется окнами, покрытыми специальным материалом. В отличие от «Сапсана», в обычных поездах, следующих по этим же маршрутам, качество проникновения услуги выше в 1,4-1,5 раза, уточняют в TelecomDaily. Для решения этой проблемы в агентстве предлагают оборудовать все вагоны скоростного поезда специальными устройствами – репитерами. На реализацию такого проекта потребуется порядка 15-20 тыс. долларов на каждый состав с учетом стоимости оборудования и подключения. Кроме того, в проекте готовы поучаствовать и сами операторы связи, частично взяв затраты на себя. Впрочем, никаких договоренностей с РЖД до сих пор достигнуто не было, хотя вопрос с установкой репитеров муссируется более года.

Вагоны повышенной комфортности уже оборудованы Wi-Fi, но их количество в масштабах состава незначительно, а стоимость билета (и так существенная на скоростных маршрутах) увеличена в полтора-два раза по сравнению с «обычными» местами. Поэтому о доступном мобильном Интернете в «Сапсане» говорить пока нельзя. Правда, до пассажиров соседних с VIP вагонов сигнал периодически долетает. Тем, кто добирается «медлительными» поездами дальнего следования, с Интернетом почти повезло: на всем протяжении пути встречаются участки со стабильным приемом, когда скорости хватает для серфинга по популярным сайтам, а обрывов не происходит 30-40 минут подряд. 

Читайте также
О том, как живет и развивается проект «Умный город», чем он уникален и как вписывается в национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», порталу IT-World рассказывает Анатолий Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город».

Источник: IT News №17 (октябрь 2011 года)