Систему бронирования авиабилетов ждут в России тяжелые времена
Пользователи российского сегмента Всемирной паутины были ажиотированы новостями о том, что с начала 2020 г. авиарейсы внутри страны могут быть приостановлены на неизвестный период времени. Причиной этого может стать переход авиакомпаний на российские системы хранения данных по бронированию билетов, их продаже и регистрации на рейс, который предполагается с 1 января 2020 г. Такие перспективы не радуют и самих авиаперевозчиков, которым грозит длительная и затратная миграция на новые серверы, и авиапассажиров, опасающихся длительных сбоев в системах продажи и бронирования авиабилетов.
Сегодня практически все крупнейшие российские авиаперевозчики пользуются услугами глобальных дистрибьюторских систем (Global Distribution System, GDS), обеспечивающих услуги по бронированию и продаже билетов, а также регистрации на авиарейсы. Их серверы расположены за рубежом. Например, «Аэрофлот – российские авиалинии» пользуется сервисами Sabre (США), которая, по подсчетам ведущих российских СМИ, в 2017 году являлась крупнейшим провайдером в России с долей 38,5%. Лоукостер «Победа» использует Navitair (США), S7 Airlines (ПАО «Авиакомпания «Сибирь») – SITA (Швейцария), «Уральские авиалинии» - Amadeus (Испания).
Вступившие в силу в 2015 году поправки в закон «О защите персональных данных» изначально подразумевали, что под действие нового законодательства подпадут также и системы бронирования авиабилетов – подразумевалось, что на них также будет распространяться требование хранить данные на российских серверах. Но позже Минкомсвязи РФ отменило это требование. Решающую роль в этом сыграло предупреждение со стороны Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) о том, что новые требования к системам бронирования авиабилетов лишат россиян возможности пользоваться глобальными интернет-сервисами.
Очередной глобальный сбой в системе бронирования и продажи билетов на внутрироссийские авиарейсы ожидается теперь 1 января 2020 г. Именно с этой даты предполагается вступление в силу новых норм российского законодательства, подразумевающих, что серверы и базы данных систем, обеспечивающих бронирование и продажу внутрироссийских авиаперевозок, регистрацию пассажиров и взаиморасчеты, должны быть размещены в России. При этом провайдеры систем бронирования должны быть зарегистрированы в качестве российских юридических лиц. Проект постановления правительства под названием «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок» разработан Министерством транспорта РФ.
Против применения документа на практике протестуют российские авиаперевозчики. Так, в распоряжение представителей российских СМИ попало письмо генерального директора авиакомпании «Сибирь» (входит в S7 Group) Владимира Объедкова в адрес президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна. В нем он предупреждает о том, что внедрение новых норм закона может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний.
Так, например, Sabre и Amadeus занимают ведущие позиции не только на российском, но и на мировом рынке систем GDS – это глобальные лидеры с многомиллиардными оборотами. Чтобы выполнить новое требование, предполагаемое проектом нового постановления, иностранным провайдерам придется создавать полноценные вычислительные центры в России. Такие проекты потребуют сотен миллионов долларов инвестиций. Вероятность того, что эти компании захотят дублировать свои серверы в другой стране, очень мала – как считают эксперты, им проще отказаться от работы с российскими авиаперевозчиками.
Конечно, в России имеются и отечественные провайдеры. К примеру, услугами российской системы бронирования «Сирена-Трэвел», которая, по разным данным, занимает около 30% отечественного рынка, пользуется компания Utair, услугами «Национальной системы бронирования» (проект корпорации «Ростех» в партнерстве с аэропортом Внуково) - авиакомпании «Азимут» и Atlas Global. Новые законодательные нормы им, несомненно, выгодны – по предварительным подсчетам, объем российского рынка инвенторных систем (систем по управлению местами на рейсах авиаперевозчиков) составляет около 10 млрд рублей, и теперь на нем не будет конкурентов в виде глобальных мировых лидеров. Однако пока отечественные провайдеры не отвечают требованиям авиакомпаний. Например, они не имеют функционала, который мог бы обеспечить авиакомпаниям «Аэрофлот» и S7 работу в глобальных авиационных альянсах Sky Team и One World. Иностранные авиакомпании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7, по причине чего она потеряет не менее 5 млрд руб. годовой выручки.
Если же нормы разработанного постановления придется применять на практике, процесс миграции на другие системы бронирования будет очень длительным – от 2-х до 4-х лет, что обернется для российских авиакомпаний гигантскими финансовыми и репутационными потерями, а для отрасли в целом - разными сложнорешаемыми проблемами, которые могут полностью подорвать ее, предупреждает гендиректор «Сибири».
Правда, представитель Минтранса РФ заявил, что министерство сейчас ведет совместную с ведущими авиакомпаниями и АЭВТ работу, уточняя требования к системе оформления воздушных перевозок. При этом, как акцентировал представитель министерства, регулированию подлежит оформление исключительно внутренних перевозок, а международные перевозки будут, как и раньше, выполняться по установленным международным правилам.
По сведениям информированных источников, проект по локализации систем бронирований в России Минтранс РФ обсуждает больше года, привлекая к процессу представителей авиакомпаний и силовых структур. Как говорится в самом проекте постановления, оно разработано в том числе и для защиты суверенитета России. Система бронирования должна быть защищена от блокирования извне, причем даже самим владельцем ПО.
Опубликовано 25.10.2018