Как изменилась роль и положение ИТ-специалистов в компаниях за последний год

Логотип компании
Как изменилась роль и положение ИТ-специалистов в компаниях за последний год
2020 год был обусловлен ускоренной цифровой трансформацией бизнеса — пандемия стала мощным катализатором перехода даже небольших компаний на «цифровые рельсы».

Появление смешанных ИТ-инфраструктур

ИТ-специалисты были на передовой процесса внедрения и освоения инновационных технологий, которые помогли бизнесу выжить в кризисный период. Значимость ИТ-департаментов значительно выросла в сознании топ-менеджмента, что открыло возможность техническим командам реализовать свой потенциал и продемонстрировать собственную ценность для компаний. Отчет AppDynamics ( Agents of Transformation 2021: The Rise of Full-Stack Observability), в ходе которого было опрошено более 1000 ИТ-технологов со всего мира, показал, что 90% из них стремятся внести позитивный вклад в развитие бизнеса и интегрировать работающие инновации, а 75% считают, что пандемия — это решающий момент в их карьере и шанс проявить себя.

Внушительные масштабы диджитализации, обусловленные запуском новых приложений, обеспечением повышенной безопасности и расширением клиентской и корпоративной ИТ-системы, привели к формированию сложных смешанных инфраструктур. Это повлияло на стремительный рост потока данных, что, по мнению 78% опрошенных, существенно усложнило мониторинг, контроль и обслуживание многоуровневых систем.

Отсутствие важных инструментов

Новый набор приоритетов и растущее количество сбоев привели к огромному давлению на сотрудников ИТ-подразделений. Ситуацию осложнило не только отсутствие эффективных инструментов управления и мониторинга ИТ-систем, но и элементарная нехватка релевантных знаний. Большинство специалистов признают, что они тратят слишком много времени на устранение проблем, так как не могут быстро определить реальную причину сбоя.

Для того чтобы справиться с этим, ИТ-департаментам требуются технологии сквозного мониторинга всей ИТ-инфраструктуры в режиме реального времени для быстрой аналитики больших объемов данных и выявления зон риска. Также 91% ИТ-специалистов признают, что им не хватает более тесного взаимодействия с коллегами внутри компании для оперативного решения текущих проблем. В результате ИТ-департаменты тратят свои ресурсы не на стратегические задачи и развитие бизнес-процессов, а на постоянное «тушение пожаров».

Согласно отчету «Агенты трансформации — 2021», 91% ИТ-специалистов считают важным правильно расставлять приоритеты в своей деятельности для достижения бизнес-целей, вместо того чтобы постоянно заниматься антикризисными задачами. Отсутствие эффективных инструментов управления и мониторинга ИТ-систем серьезно мешают выделять ключевую информацию в нарастающем потоке данных. Руководителям бизнеса и ИТ-отделов стоит обратить внимание на этот фактор, иначе в будущем они рискуют потерять достигнутые показатели и инвестиции, сделанные в развитие цифровых сервисов.

Как изменилась роль и положение ИТ-специалистов в компаниях за последний год. Рис. 1

Эмоциональное выгорание

Отчет AppDynamics показал, что многие ИТ-специалисты чувствуют усталость, вплоть до выгорания, обрабатывая множество задач одновременно, и испытывают сильный стресс от вероятности допустить дорогостоящую ошибку. Несмотря на это, сотрудники обеспокоены, что их трудозатратный вклад в благополучие компании во время кризиса никак не отражается на возможностях для дальнейшего карьерного роста. Исследование выявило парадокс: пандемия повысила статус ИТ-специалистов в компаниях, но при этом существенно ограничила их карьерный рост.

Отчасти причина этого заключается в том, что топ-менеджеры по-прежнему слишком заняты ликвидацией последствий пандемии и реагированием на постоянные внештатные ситуации, которые приходится устранять «в ручном режиме». У руководителей зачастую не хватает времени и возможностей думать о дальнейшей стратегии развития бизнеса. Однако сейчас тот самый момент, когда нужно сделать все возможное, чтобы снизить давление на технических специалистов и обеспечить им максимальное содействие в столь непростое время.

Невозможность измерить свой вклад

Еще одна не менее важная причина ограничения карьерного роста ИТ-специалистов — отсутствие прямых доказательств влияния состояния ИТ-инфраструктуры на финансовые показатели компании. Для многих руководителей бизнеса это единственный фактор, который имеет значение при принятии решения. Исследование показало, что 66% сотрудников не имеют возможности для измерения влияния технологических решений на показатели бизнес-процессов.

Однако для определения приоритетов и разработки дальнейшей стратегии развития бизнеса критически важно связывать производительность инфраструктуры с бизнес-результатами. Иначе существует огромный риск, что отсутствие возможности точного измерения ценности своей работы перейдет у ИТ-специалистов в нарастающее напряжение и негативно повлияет на текучку кадров в компании.

Цель — упростить сложность

Сейчас очевидно, что процесс цифровой трансформации никогда не вернется в прежние рамки, с длительными циклами реализации, долгосрочными этапами планирования, постепенным распределением бюджетов и пошаговым развертыванием. Высокие темпы технологического развития и масштабирования бизнеса сохранятся и после пандемии. И в будущем обязательными условиями успеха станут непрерывное внедрение инноваций и преобразование нагруженных инфраструктур.

Пока у компаний еще есть возможность по максимуму реализовать свой потенциал и создать устойчивый подход к диджитализации. Чтобы успевать за быстро изменяющимися предпочтениями клиентов и не отставать от технологического прогресса, им придется научиться еще больше полагаться на своих ИТ-специалистов. Следовательно, бизнес должен выработать более активный подход к цифровому развитию и подготовиться к тому, что Accenture называет десятилетием Never Normal — новой эре, определяемой быстро меняющимися сдвигами в культурных нормах, социальных ценностях и поведении общества.

В таких условиях крайне важно, чтобы специалисты могли устранять аномалии прежде, чем они превратятся в серьезные проблемы, влияющие на клиентский опыт. Это означает наличие полной прозрачности ИТ-инфраструктуры и возможность соотносить производительность ее компонентов с результатами бизнеса в режиме реального времени.

Когда в 2011 году соучредителя Twitter и основателя Square Джека Дорси спросили, какие цели он ставит перед собой в будущем, он ответил: «Моя цель — упростить сложность». Спустя десятилетие эти слова стали актуальными для бизнеса как никогда раньше. И компании, которые следуют этому подходу, уделяя особое внимание тесной связи технологий и бизнеса, достигнут поставленной цели раньше остальных, получат лояльность потребителей и будут всегда на шаг впереди своих конкурентов.

Читайте также
Новая платформа для международных платежей, не зависящая от доллара и санкций США, очень нужна. Ее ждет почти половина мира. Разные варианты обсуждаются уже несколько лет. Прорывных решений в этой области ждали от саммита BRICS-2024. Работа ведется и в рамках ШОС - пока в неофициальном формате. В предполагаемых решениях разбирался IT-World.

Опубликовано 29.06.2021

Похожие статьи