Не только ИТ
На выставке, открывшейся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, представлены экспонаты из коллекции двух известных представителей российских IT-компаний – Георгия Генса и Бориса Фридмана.
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» открылась 25 апреля в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков и будет работать до 2 сентября. Два коллекционера представили оригинальные графические работы пятнадцати известных скульпторов из 22-х изданий жанра «livre d’artiste» (книга художника), выпущенных в период от начала до семидесятых годов прошлого века. Название «книга» условное, это отдельные большие листы, которые не переплетены – для удобства рассматривания. Обложка — самостоятельное произведение искусства, так же как и футляр, в который эти листы укладываются. Каждое такое издание представляет собой комплект графических работ одного автора, отпечатанных небольшим тиражом на специальной бумаге под контролем художника, иногда с его автографами, что придает им дополнительную ценность. К сожалению, корыстные торговцы нередко нарушали целостность «книг художника» и распродавали их по отдельным листам, что было выгоднее. В результате полных экземпляров сегодня остается очень мало, и коллекционеры комплектуют их зачастую постепенно, приобретая при случае по одному листу. Представленные на выставке издания их владельцы собирали около двадцати лет.
Музей дополнил экспозицию скульптурными произведениями некоторых из авторов представленных изданий, что позволяет сопоставить особенности стиля их скульптурных и графических работ.
На выставке можно увидеть работы как широко известных скульпторов Огюста Родена, Аристида Майоля, Генри Мура, так и других авангардистов, не столь знакомых российскому зрителю и порой трудных для восприятия. Об их художественной ценности будут говорить и спорить искусствоведы, тем более что в программе работы выставки предусмотрены лекции, встречи с искусствоведами, скульпторами, художниками и издателями, проведение круглых столов и просмотр фильмов. В этих мероприятиях будет принимать участие куратор выставки Борис Фридман, для которого это уже седьмая экспозиция, которую он вместе с Георгием Генсом организовал в музее имени Пушкина.
Директор музея Марина Лошак, выступая на открытии выставки, назвала Бориса Фридмана и Георгия Генса постоянными партнерами музея и выдающимися коллекционерами, собрания которых уникальны и известны далеко за пределами России. «Это очень красивый проект, - сказала она. – Он наполнен огромным количеством смыслов, и каждый из 15 представленных здесь авторов livre d’artiste заслуживает отдельного рассказа. Мы рассчитываем, что люди, интересующиеся искусством, смогут узнать на нашей выставке за время ее работы очень много интересного».
Борис Фридман провел для журналистов почти часовую экскурсию по выставке, продемонстрировав глубочайшее знание каждого экспоната, жизни и творчества их авторов, особенностей эпохи, когда они создавали свои творения. Он оказался замечательным гидом и сумел донести до слушателей скрытые смыслы даже самых непонятных авангардистских работ, таких как упакованный в полиэтилен номер газеты New York Times или залитая в полиэстер обожженная скрипка.
Я попросил Бориса Михайловича сказать несколько слов специально для айтишников. «Чем им это может помочь? - переспросил он. - Немножко отвлечься от каждодневной работы, прийти и получить удовольствие от созерцания висящих работ». – «А что вам как айтишнику дает ваше увлечение?» - «Как айтишника оно меня только отвлекает от работы», – с улыбкой ответил он.
Когда Георгия Генса спросили, какие из экспонатов относятся к его коллекции, а какие – к коллекции его коллеги, он ответил: «Мы с Борисом никогда об этом не говорим, это не имеет никакого значения. Здесь есть работы из моей коллекции, есть работы из его коллекции, и более того – некоторые из них имеются и у него, и у меня».
Эту небольшой материал о выставке приходится заканчивать на печальной ноте. Всего через несколько дней после открытия экспозиции пришло трагическое известие: Георгий Генс, отдыхавший на Камчатке, скоропостижно скончался во время лыжной прогулки из-за оторвавшегося тромба. Редакция приносит глубочайшие соболезнования его родным, сотрудникам, друзьям и лично Борису Фридману, потерявшему старого верного друга.