Жозе Дуартэ: "Состояние дежавю"
Этот человек занимается ERP-системами уже более десяти лет и успел поработать как на самых зрелых рынках - в США и Западной Европе, так и на более молодых, таких как Бразилия и Россия. Своими впечатлениями о ситуации в сегменте крупного корпоративного софта в разных странах г-н Дуартэ поделился с корреспондентом IT News.
Как бы вы охарактеризовали ERP-рынок и ERP-бизнес в разных регионах?
Если оценивать рынки с точки зрения разработчика систем автоматизации, то можно говорить о разном уровне адаптации. В некоторых странах рынок ERP-систем начал развиваться раньше других. Так, в США и Западной Европе их начали внедрять еще в начале 90-х годов. В Восточной Европе, Тихоокеанском регионе и в Азии эти процессы начались лет на восемь, а то и двенадцать позднее. Отсюда и разный уровень их клиентоориентированности. Если на Западе мы можем говорить о системах класса ERP 2.0, а также о довольно высоком уровне понимания возможностей функционала, причем как в среде разработчиков и поставщиков программного обеспечения, так и у самих заказчиков, то в Восточной Европе и других упомянутых мною регионах клиентам необходимо «дообразовываться» в этом плане. Естественно, процесс обучения у них идет гораздо более быстрыми темпами, чем в странах, которые могут считаться пионерами ERP-бизнеса. Тем не менее, когда я общаюсь с заказчиками из Латинской Америки, то порой испытываю дежавю: ощущение, что веду те же самые разговоры, что и десять лет назад во Франции.
Каким вам видится сосуществование глобальных IT-компаний и локальных разработчиков?
Рынок сейчас действительно проходит стадию глобализации. Но это не означает, что на нем останутся одни только крупные корпорации. В каждой стране были и будут локальные разработчики. Просто имена мировых брендов одни и те же в разных странах, а региональные разработчики - в каждом регионе свои. Если посмотреть, скажем, на российский рынок, то здесь присутствуют такие гиганты, как SAP, Oracle, IBM. Эти же компании работают и в Индии. А вот такой хорошо мне известный российский локальный разработчик, как фирма «1С», в Индии, например, практически никому не известен. Там есть своя, местная компания подобного профиля. То же самое и в Бразилии и в Европе. Компании конкурируют, у каждой есть свои аргументы в пользу собственных разработок. Глобальный разработчик может говорить об имплементации в свою систему огромного количества проверенных бизнес-процессов, которыми пользуются успешные компании во всем мире. Локальная же компания может привлекать клиентов тем, что лучше знает местный бизнес, законодательство. В мире никогда не будет монополии. Тем более что помимо конкуренции существует и сотрудничество. Во всяком случае, мы в SAP даже используем специальный термин для описания процессов взаимодействия с локальными разработчиками - coinnovation («совместные инновации». - Л. Ч.).
SAP известен как один из старейших разработчиков «закрытого» софта. Ваше отношение к стандартам?
Могу отметить, что SAP одной из первых среди разработчиков ERP-систем стала использовать операционную систему Linux в своих программных продуктах. На сегодняшний день эту платформу применяет уже довольно большое количество наших клиентов. Кроме того, мы пользуемся и системой управления базами данных ADABAS, которую в свое время приобрели, а затем отдали в сообщество open-source. Это говорит о нашей лояльности к Open Source Community. Более того, SAP может считаться одним из наиболее активных членов этого сообщества. Сейчас нельзя не обращать внимания на открытые стандарты. Но дело в том, что у многих клиентов нет стратегии использования этих самых стандартов. Общаясь с представителями госструктур Латинской Америки, я спрашивал, в чем суть их стратегии в отношении открытых стандартов? К сожалению, вместо четких ответов звучали довольно пространные рассуждения. Если же говорить о моем собственном отношении к открытым стандартам, то в принципе я симпатизирую этому направлению, но не рассматриваю его как единственно перспективный путь развития рынка ПО. Я уверен, рынок никогда не станет «одноцветным». Всегда найдется место и для открытых, и для «закрытых» стандартов.
Как SAP выстраивает свою стратегию работы в условиях развивающихся схем предоставления ПО как сервиса (SaaS)?
Software as a service - это одна из моделей потребления программных продуктов. Действительно, вначале на эту стратегию смотрели приблизительно так же, как на Интернет в эпоху раздувания «интернет-пузыря», памятную по девяностым годам. Тогда считалось, что, если бизнес-проект не связан напрямую с Интернетом, значит, он бесперспективен и не достоин внимания. Но лопнувший интернет-пузырь показал, что мир не так однозначен в плане выбора стратегии и моделей бизнеса. Аналогичная ситуация и с моделью SaaS: она хороша как одна из возможных. Главное - предоставить клиенту выбор. При этом, говоря о SaaS, нужно отметить, что для того, чтобы такая модель продвижения софта работала, необходимы и соответствующие технологии. Что касается отношения SAP к продвижению софта как сервиса, то мы уже работаем на сегменте SaаS, предоставляя, в частности, по такой схеме решения класса CRM. И у нас уже есть достаточно много клиентов, которые выбрали эту модель сотрудничества. То есть это успешное взаимодействие и хороший бизнес. Первым продуктом, который SAP начала продавать по схеме SaaS, может считаться Business by Design. В целом же можно сказать, что наша компания достаточно серьезно относится к указанной схеме и намерена серьезно инвестировать в данное направление, но всегда будет стремиться оставлять выбор за клиентом.
Пожалуйста, в двух словах о новых технологиях BI и покупке Business Objects.
SAP купила Business Objects в январе. Сделка уже закрыта. Мы считаем, что ее разработки будут хорошим дополнением к нашему портфелю решений. Один из принципов работы SAP - интеграция в системы максимально необходимого числа успешных бизнес-практик. То есть готовых бизнес-процессов, которые успешные компании используют для управления тем или иным направлением деятельности, теми или иными операциями. Если же говорить о Business Intelligence, то к этим технологиям в настоящее время прибегает все больше успешных компаний. Совершенно естественно, что SAP включила такие разработки в свои программные продукты, отобрав для этого лучшее, что было на рынке. Технологии компании Business Objects позволяют оценить, насколько успешно ведутся те или иные процессы. Соответственно заказчик имеет возможность быстро изменять тактику решения той или иной актуальной задачи и повысить эффективность бизнеса. В целом же можно сказать, что в решениях SAP работают три принципа: эффективность, адаптивность и внутренняя оценка. Два последних были усилены как раз за счет привлечения технологий Business Objects. Естественно, с покупкой компании мы получили и новых клиентов. Вы говорите о внедрении BI-технологий в решения SAP - а что делать заказчику, если ему требуется только система класса BI, например та, которую ранее на рынке предлагал приобретенный разработчик? Конечно же, SAP взяла на себя обязательства по поддержке решений Business Objects. То есть все клиенты, которые используют BI-технологии в связке с программными продуктами других компаний, будут полностью обеспечены необходимой поддержкой. И если клиент желает получить отдельные решения, мы их предоставим. Как правило, развивающийся рынок ассоциируется со страной с развивающейся экономикой. Но для SAP развивающаяся страна может быть зрелым рынком. Например, компания работает в России уже много лет, - не означает ли это, что рынок здесь для нее уже сформирован? Для начала я бы хотел отметить, что термину «развивающийся» я предпочитаю термин «быстрорастущий». Он применим ко многим странам, например России и Бразилии. Что же касается собственно ситуации на таких рынках, то она действительно имеет общие черты. Например, в этих странах довольно много компаний, которые не так давно начали использовать технологии автоматизации и находятся на ранней стадии адаптации подобных систем. И, будучи клиентами разработчиков тех же ERP-систем, тем не менее отличаются «глубиной проникновения» систем в бизнес. В той же Германии множество клиентов к настоящему времени успели приобрести не только ERP-систему, но и многие другие продукты, например, CRM, Supply Chain Management. Иначе говоря, бизнес в развитых странах строится на продаже дополнительного функционала, на развитии систем, в то время как на молодых рынках экономика строится с прицелом на привлечение новых клиентов. В этом плане Россия очень сильно напоминает Бразилию и арабские страны, в меньшей степени - Индию, которая в плане покупки систем автоматизации ближе к развитым рынкам. Понятно, что Германия и США - рынки с наиболее глубоким проникновением корпоративных систем. В то же время Китай еще более молодой рынок, чем Россия. А у молодых, как известно, всегда шире возможности для развития.
Опубликовано 07.10.2008