Россия в облаках
Какие изменения произошли на рынке облачных услуг в России за последний год и как можно было бы описать ситуацию в настоящее время?
Леонид АНИКИН,
руководитель направления облачной инфраструктуры ГК Softline:
Рынок находится в стадии активного роста. В сегменте IaaS произошел отрыв ведущих федеральных игроков от остальных. В большинстве тендеров встречались одни и те же пять-семь имен. При этом о выходе на рынок (или о планах по перезапуску сервиса) объявило множество крупных компаний, в том числе «Яндекс», Mail.ru, МТС и другие. На глобальном рынке очередную попытку выйти на IaaS сделала Google. В сегменте SaaS, как и в прошлые годы, безраздельно властвуют Microsoft и Google. Продажи российских SaaS-решений растут в госсекторе, но на фоне Google и Microsoft они пока незначительны.
Никита ДЕРГИЛЕВ,
директор по развитию сервиса «ТехносервCloud»:
Рынку облаков в России уже не один год, он растет и уже достиг солидного объема. Появляются новые команды, которым во многом проще развиваться, чем первопроходцам этого рынка, поскольку новые облачные услуги разрабатываются уже с учетом набитых конкурентами шишек.
Артур ПЯРН,
директор по развитию компании Huawei в России:
За последний год российский облачный рынок продолжил уверенно расти, в то время как рынок классических IT-решений только начал выходить из длительной рецессии и демонстрировать небольшой рост. Это привело к тому, что к облачным услугам как отдельному направлению бизнеса стали проявлять все большее внимание крупные игроки IT-рынка, обладающие серьезными финансовыми, техническими и клиентскими ресурсами, необходимыми для развития данного направления. С другой стороны, крупные корпоративные заказчики начали всерьез рассматривать перспективы размещения хотя бы части своих IT-решений в облачной среде.
Сергей ЗИНКЕВИЧ,
эксперт по гибридным облакам компании КРОК:
Все меньше IT-специалистов хотят управлять «железом», отдавая предпочтение облаку с его более удобными средствами управления и автоматизации, такими как API и Terraform. Они позволяют сделать облако максимально ориентированным на приоритетные бизнес-задачи компании, настроить функциональность и в результате получить управляемый сервис с высоким уровнем кастомизации. Например, публичное облако КРОК имеет свой API, на 85% совместимый с AmazonWebServices.
Олег КОНОВАЛОВ,
руководитель отдела облачных сервисов компании «Онланта» (ГК ЛАНИТ):
Появляются новые и модернизируются старые технологии, позволяющие предоставлять больше услуг по более низким ценам. От этого выигрывают и заказчики, и сервис-провайдеры. К примеру, произошел скачок в развитии SDS: программно определяемые хранилища были давно представлены на рынке, но в 2016 году уровень их надежности и удобства стал настолько высок, что они смогли составить конкуренцию классическим СХД. Этому поспособствовали также изменения в модели лицензирования. Много разработчиков вышли или собираются выходить на рынок SaaS.
Евгений ХРАПОВСКИЙ,
руководитель направления по развитию виртуального ЦОДа компании «Инфосистемы Джет»:
Ситуацию на рынке облачных услуг можно сейчас описать как стабильную. Спал прежний ажиотаж, облака уже не воспринимаются как модное веяние или панацея от всех существующих в ИТ проблем. Если раньше заказчики видели в облаке в основном инструмент для избавления от капитальных затрат, то теперь их прежде всего интересует эффективность cloud-сервисов в решении бизнес-задач. Это может быть, например, сокращение параметра time-to-market и снижение финансовых рисков при выводе новых продуктов или услуг. Также облачные мощности весьма востребованы при реализации временных проектов (обучение сотрудников работе с новой системой, разработка и тестирование клиентских сервисов и др.).
Дмитрий ПОПОВ,
заместитель генерального директора по продажам, компания ActiveCloud (ГК Softline):
Рынок облачных услуг в России стабильно растет в среднем на 15-20% ежегодно, оборот нашей компании в рублевом эквиваленте за 2016 год вырос на 30%. Провайдеры стараются опережать рынок и уже уходят от простого предоставления мощностей в аренду, стремясь предоставлять свои услуги в виде пакетов – бандлов. Фокус идет на реализацию конкретных задач заказчиков и очень часто это осуществляется за счет формирования индустриальных облачных решений. Не теряет актуальности и непосредственно связанная с облаками услуга IoT, которая является вариацией на тему промышленной автоматизации.
Артем НОСЕНКО,
ведущий архитектор по облачным сервисам, «IBM Россия и СНГ»:
Заказчики теперь активно используют облачную терминологию, улучшилось качество подготовки технических заданий. В стратегии целого ряда компаний появилась облачная составляющая, которая влияет на план развития и эволюции собственных IT-сервисов. Очень показательно отношение к облачным технологиям в финансовой отрасли. Если еще год-полтора назад заказчики довольно неохотно вступали в разговоры о роли внешних облачных сервисов в их стратегии, то сейчас темы, связанные с облачными технологиями, являются одними из основных в большинстве переговоров. Это свидетельствует о том, что заказчики активно ищут возможность использования преимуществ облачных технологий в своих бизнес-моделях.
Андрей ТАМБОВСКИЙ,
директор по технологиям компании «ФОРС Дистрибуция»:
Согласно прогнозу Gartner, в 2017 году мировой рынок облачных услуг вырастет на 18%. Что касается российского рынка, то сегодня мы видим его активное развитие, причем со стороны всех участников процесса. Растет интерес со стороны потенциальных заказчиков облачных сервисов. Увеличивается тип и качество предложений от поставщиков решений, системных интеграторов, консультантов. На качественно новый уровень выходят сервисы профессиональных ЦОДов, предлагающих свои ресурсы для размещения частных и публичных облаков, повышается качество интеграции российских ЦОДов с зарубежными площадками. Российский ИТ-рынок вступил в фазу накопления практического опыта внедрения и использования облачных технологий. В этой количественной «гонке» практически каждый профессиональный игрок пытается занять место в новой структуре. Качественные изменения неизбежны в ближайшем будущем, а возможность стать лидером рынка есть практически у всех, кто на него сегодня выходит.
Дмитрий НИКИТОВ,
директор департамента «Программное обеспечение» компании «Марвел-Дистрибуция»:
В последние годы рынок облачных решений и услуг в России показывает уверенный рост. Продолжается плавный переход от спекуляций о модных тенденциях облачных решений к планомерному началу их реального внедрения и использования. У заказчиков всё больше появляется вопросов к качеству, разнообразию и эффективности предоставляемых сервисов, в отличие от более ранних потребностей, связанных исключительно со средством избавления от капитальных затрат.
Что значимого произошло на рынке ЦОДов в России за 2016-2017 год? Что ожидается в ближайшие два-три года?
Сергей ЗИНКЕВИЧ (КРОК):
На рынке ЦОД сохраняется тренд на консолидацию и укрупнение площадок. Очевидно, сейчас строить собственный data-центр компаниям невыгодно – в силу инвестиционных рисков и нестабильной макроэкономической ситуации. Большая часть проектов на рынке, предложенных еще пять лет назад, сейчас заморожена. В плюсе окажутся лишь те игроки, кто успел достроить свой ЦОД до 2016 года. Сейчас они смогут заработать на проектах, стимулируемых действиями регуляторов и законодательными инициативами в сфере ИТ и телекоммуникаций.
Дмитрий ПОПОВ (ActiveCloud):
В рамках программы «Цифровая экономика России» планируется разработать генеральную схему размещения ЦОДов, а также создать консорциум ЦОДов. Это, я думаю, в значительной мере повлияет на развитие данного рынка в ближайшее время, тем более что задача поставлена масштабная – создание распределенной системы ЦОДов, обеспечивающей доступность услуг в каждом федеральном округе. В целом предлагаемые изменения будут в значительной степени интересны небольшим игрокам, а что касается крупных игроков – они уже достигли необходимого уровня оптимизации.
Андрей ТАМБОВСКИЙ («ФОРС Дистрибуция»):
Сложно выделить какие-либо знаковые события на рынке ЦОДов России за последние два года. Многие эксперты отмечали замедление его роста в 2016 году, оценивая ситуацию как временное затишье. Отсутствие плохих новостей, связанных с обслуживанием клиентов, само по себе говорит о том, что современные ЦОДы отлично справляются со своими задачами в рамках предоставления традиционных услуг. Стоит обратить внимание на то, что несколько российских ЦОДов, в том числе и тот, которым пользуется наша компания, предоставили возможность подключения к международной сети, объединяющей самые передовые ЦОДы мира каналами с очень высокой пропускной способностью. Это открывает новые возможности для российских компаний как по продвижению своих облачных сервисов на зарубежные рынки, так и по обслуживанию российских филиалов международных компаний. Из ожидаемых событий рынка ЦОД – построение аналога того, что есть за рубежом – облачной биржи. Создание сообщества ЦОДов, участники которого связаны друг с другом высокоскоростными каналами.
По данным IDC, доходы от IaaS и PaaS растут с более высокой скоростью, чем от SaaS, однако SaaS до сих пор приносит больше прибыли. Какие типы услуг наиболее востребованы вашими клиентами и какова динамика изменения их предпочтений?
Леонид АНИКИН (Softline):
Мы специализируемся на IaaS (наиболее востребованный сервис в России), постепенно начиная предлагать PaaS. В прошлом году это направление выросло у нас больше чем на 100%. Наш топовый продукт – объединенная облачная инфраструктура, состоящая из семи площадок по всей России. Российским клиентам сейчас доступен практически весь портфель наших сервисов, а нагрузка на общую сеть стала более сбалансированной. Наши собственные SaaS также выросли.
Никита ДЕРГИЛЕВ (Техносерв):
По нашему опыту, IaaS и PaaS пользуются большим спросом. Основная причина здесь в комфортном для заказчика распределении зон ответственности. Всю бизнес-часть, свои прикладные ИС, на которые завязан бизнес заказчика, он оставляет за собой. При этом всю рутинную деятельность передает провайдеру облачных услуг, персонал которого работает без простоев.
Артур ПЯРН (Huawei):
IaaS по-прежнему остается технологической основной для большого количества сервисов, переносимых в облако. Также IaaS становится основой для построения более интеллектуальных отраслевых решений в облаке, нацеленных на специализированные задачи, в том числе попадающие в категорию PaaS или SaaS. С точки зрения клиентских потребностей одних только виртуальных мощностей в облаке недостаточно – компания, предоставляющая облачные услуги, должна уметь строить, мигрировать и поддерживать комплексные решения в облачной среде и нести за них полную ответственность. Это по-прежнему оставляет огромные ниши для развития облачного бизнеса, поскольку нарастить компетенции гораздо сложнее, чем построить технологическую платформу.
Сергей ЗИНКЕВИЧ (КРОК):
Российский рынок облачных услуг в среднем растет на 35% в год. Это хороший темп, заказчики охотно передают на аутсорсинг все больше бизнес-процессов. Выручка КРОК по SaaS за 2016 год выросла на 45%, одновременно доходность от IaaS увеличилась на 43%, что говорит о стабильном спросе на аренду вычислительных ресурсов среди корпоративных заказчиков. Среди наиболее востребованных облачных сервисов также можно назвать управляемые услуги (managedservices). В их числе резервное копирование, катастрофоустойчивые платформы и другие сервисы, позволяющие адаптировать облако под корпоративные политики безопасности и непрерывности бизнеса.
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
Мне видится немного другая пропорция. SaaS – модель предоставления облачных услуг, к которой мы стремимся. Идеальная картина – когда заказчик получает весь пакет необходимых ИТ у сервис-провайдера, а сам занимается исключительно развитием своего бизнеса. У нас пока, к сожалению, большую долю занимает IaaS.
Сергей КОНЬКОВ,
менеджер по развитию бизнеса направления услуг Fujitsu:
В портфолио Fujitsu присутствуют услуги всех трех типов. Среди наших российских заказчиков и по абсолютным значениям, и по динамике с заметным отрывом лидирует IaaS. Что касается динамики изменения предпочтений заказчиков, то кратко ее можно охарактеризовать как сдвиг к максимальной гибкости. Внутренние процессы крупных заказчиков уже сильно заточены на использование облаков, особенно для задач тестирования. Возникает потребность быстро разворачивать и сворачивать большое число виртуальных машин в автоматическом режиме, сохраняя при этом возможность оплаты по факту потребления ресурсов. Проще говоря, заказчики хотят получить именно облако, а не фиксированное количество виртуальных машин за фиксированную плату.
Евгений ХРАПОВСКИЙ («Инфосистемы Джет»):
Клиентам нашего виртуального ЦОДа (ВЦОДа) все еще в большей степени интересны IaaS. В то же время мы наблюдаем заметный рост популярности модели SaaS и востребованность услуг PaaS. Увеличивается спрос и на такие услуги, как BackupaaS, в частности хранение «холодных» (архивных) данных, DisasterRecoveryaaS. Причем в случае с DR речь идет не о построении полноценной второй площадки, а о возможности в нужный момент развернуть критические системы с заданным SLA за согласованное время. То есть клиенту не нужно ежемесячно тратиться на весь стек ресурсов, он платит только за хранение резервных копий данных, и только в случае чрезвычайной ситуации – еще и за развернутую инфраструктуру.
Дмитрий ПОПОВ (ActiveCloud):
Соотношение в объеме наших продаж в 2016 году составило 86% IaaS и 14% SaaS в общей доле облачных услуг. Мы считаем облачную инфраструктуру основой развития ИТ в компании-клиенте, и, скорее всего, это и обусловило такое соотношение. Доля клиентов, пользующихся у нас только SaaS, очень мала, не более 6% от общего числа. Хотя при этом у нас представлен достаточно широкий спектр облачных сервисов для решения различных задач. Наши клиенты все чаще стараются вынести в облако не только тестовые площадки, но и достаточно важные бизнес-системы, а в малом и среднем бизнесе есть достаточно примеров, когда практически вся инфраструктура заказчика находится у нас в облаке. Все серьезные игроки на рынке стараются быть максимально клиентоориентированными: обеспечивать SLA на уровне 99,9 и выше, заключать договора NDA. Безопасность данных и финансовые гарантии их доступности – залог доверия клиентов к облачным сервисам. Среди сервисов в зоне активного развития сейчас преобладают решения, связанные с ИБ, копированием и резервированием данных. Также идет рост предоставления офисных приложений по модели SaaS или использования лицензий в аренду.
Олег ЖУКОВ,
региональный директор Oracle в России и СНГ:
Хотя именно сервисы SaaS стали движущей силой роста дохода и прибыли Oracle за четвертый квартал, мы ожидаем, что два других ключевых облачных направления – PaaS и IaaS – станут еще более мощными двигателями роста для корпорации, чем SaaS. Доходы Oracle от PaaS и IaaS в четвертом квартале выросли до $397 млн – на 40% по сравнению с четвертым кварталом предыдущего года, достигнув $1,4 млрд за весь 2017 финансовый год, который закончился 31 мая. Доход от SaaS вырос в четвертом квартале на 67%, до $964 млн, достигнув $3,2 млрд. за весь финансовый год, причем в значительной степени благодаря облачным пакетам приложений ERP, HCM и CRM.
Артем НОСЕНКО (IBM):
Заказчику проще всего использовать «коробочные» облачные решения, предоставляемые по модели SaaS. Такие решения, как облачные CRM, ERP, почта, MDM и т.п., относительно просты в использовании, так как рассчитаны на выполнение одной основной функции. Уже сейчас мы видим, что некоторые производители решений начинают получать б?льшие доходы от SaaS-версий решений, чем от лицензионного ПО. Однако не все задачи заказчиков могут быть решены SaaS-сервисами: они обычно практически не поддаются глубокой модификации, которая необходима в эпоху частых изменений бизнес-моделей. Особенно это важно в финансовом секторе. Многие заказчики в борьбе за скорый вывод новых решений на рынок пытаются оптимизировать и автоматизировать процессы разработки, активно внедряя подходы DevOps CI/CD, что приводит к росту интереса к решениям типа PaaS. Такие сервисы сами по себе не являются «коробочными», но позволяют ускорить создание уникальных, изначально предназначенных для облака решений. Причем интерес заказчиков направлен на использование PaaS-решений как в публичном, так и в частном облаке. Что касается IaaS-решений, то рост в этой области обусловлен общим ростом доверия корпоративных заказчиков к применению облачных технологий в своих системах, которые были созданы в дооблачную эпоху. Например, большую популярность приобрело использование облачных IaaS сред для задач разработки и тестирования. Это позволяет заказчикам оптимизировать свои затраты в этой области, не нарушая внутренних политик и требований регуляторов по работе с персональными данными и, например, банковской тайной.
Дмитрий НИКИТОВ («Марвел-Дистрибуция»):
Как дистрибутор мы видим гораздо более серьезный спрос на IaaS и PaaS. Это понятно, продажа SaaS требует дополнительной кастомизации решений, которую могут предоставить системные интеграторы. На текущий момент мы видим большой спрос IaaS/PaaS для использования в задачах разработки и тестирования. Это позволяет заказчикам оптимизировать затраты на разворачивание тестовых сред. Также это актуально и для компаний-разработчиков ПО (ISV). Другой популярный сценарий использования облачных сервисов – резервное хранение данных (back up).
Как вы оцениваете влияние правительственных инициатив, направленных на внедрение облачных технологий в госсекторе?
Леонид АНИКИН (Softline):
У российского госсектора нет возможности не внедрять облачные технологии, так как это логичный следующий этап развития IT-инфраструктуры. Любые программы стимулирования – очень хорошая новость. С фактической стороны, и у Softline, и у большинства наших конкурентов (не считая Ростелеком) госклиенты – подавляющее меньшинство.
Артур ПЯРН (Huawei):
Мы видим, что правительственные инициативы по всему миру безусловно оказывают сильное влияние на развитие облачных технологий, причем как прямо, так и косвенно. С одной стороны, ужесточение регуляции по хранению и обработке персональных данных создает спрос на локальные облака. В качестве примера того, что эта история не сугубо российская, а международная, можно привести облако OpenTelekomCloud в Германии. Целью этого проекта было создание национального немецкого облака и перенос данных национальных компаний, ранее пользовавшихся услугами Amazon, в немецкие ЦОДы. С другой стороны, государство напрямую начинает поддерживать и стимулировать развитие облачных технологий, выдвигает технологические инициативы, которые приводят к трансформациям государственных компаний и учреждений. Облачные технологии включаются в повестку дня на уровне первых лиц государства. В Китае, к примеру, Huawei совместно с крупными операторами связи создала локальные государственные облачные платформы для предоставления ряда государственных услуг в электронной форме в некоторых провинциях.
Сергей ЗИНКЕВИЧ (КРОК):
Поддержка облачных технологий на государственном уровне – это стимул для рынка. Например, проект по созданию гособлака и системы федеральных ЦОДов может стать серьезным импульсом для российской IT-отрасли. Реализация проекта одним оператором гособлака станет фактором, сдерживающим доступ коммерческих провайдеров облачных услуг и КЦОД к проектам для госсектора. Законодательные инициативы в области импортозамещения также способствуют росту интереса заказчиков к облаку. Миграция бизнес-систем в облака для многих заказчиков стала альтернативным сценарием импортозамещения, позволяющим получить доступ к вычислительным ресурсам без приобретения оборудования «санкционных» производителей.
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
Правительственные инициативы стимулируют рост спроса на новые облачные услуги, поскольку именно эти услуги наиболее подходят в условиях периодического изменения подзаконных актов и других регулирующих документов. Я говорю, например, о 242, 152, 54-ФЗ и других.
Дмитрий ПОПОВ (ActiveCloud):
Влияние я могу оценить как неоднозначное. Учитывая текущую политическую ситуацию и движение в сторону импортозамещения, в большинстве случаев использование облачных решений в госсекторе затруднено либо вообще недопустимо. Хотя, конечно, есть и исключения, но в таких случаях обязательна сертификация предлагаемого проекта в соответствии с ФЗ-152. В то же время вопрос импортозамещения можно обойти, предоставляя западный продукт из российского ЦОДа, получая таким образом вроде как отечественный сервис. Это существенно расширяет рынок, главное – грамотно донести эту идею до заказчика.
Согласно исследованиям, доверие к облакам у российских компаний продолжает расти, однако много и тех, кто не верит в достаточную безопасность предлагаемых решений. Что вы предпринимаете для убеждения потенциальных клиентов в необходимости использования облачных услуг?
Леонид АНИКИН (Softline):
Риск разрыва каналов, аспект безопасности и неуверенность в финансировании в следующем году – классические три возражения при переходе в облако. Облачные провайдеры обречены вечно обсуждать эти темы. Мы к этому готовы.
Никита ДЕРГИЛЕВ («Техносерв»):
Мы способствуем развитию этого интереса в первую очередь своими образовательными активностями. Мы также понимаем, что современному пользователю от провайдера нужны более ощутимые гарантии работоспособности облачного ресурса, так как в конечном итоге за него отвечать IT-службе. Поэтому большую часть усилий мы направляем на поддержание и повышение уровня нашего сервиса, обеспечения в SLA гарантий финансовой ответственности со своей стороны, чтобы наши клиенты видели, что мы в равной степени с ними заинтересованы в исполнении всех договоренностей. И наконец, мы с самого начала своей работы прошли аттестацию и сертификацию на соответствие всем законодательным актам и нормам, чтобы заказчики (и государственные в том числе) могли уверенно чувствовать себя в нашем облаке. Помимо предоставления в аренду аттестованной виртуальной инфраструктуры, мы также помогаем заказчикам пройти аттестацию их ИС. Наличие аттестатов у нас исключает этап аттестации IT-инфраструктуры заказчика, тем самым до 50% снижает объем временны?х трудозатрат, значительно снижает размер инвестиций и облегчает процесс аттестации ИС. Кроме того, после подключения услуги непрерывная организация хранения персональных данных в облаке по требованиям законодательства становится задачей наших экспертов.
Артур ПЯРН (Huawei):
В 2016 году Huawei вложила более $9 млрд в исследования и разработку новых продуктов, обойдя по этому показателю Apple. Мы уделяем огромное внимание развитию облачных решений, делая акцент на их безопасности и надежности. Также мы сертифицируем наши IT-решения на соответствие требованиям российских регуляторов, в том числе и тем, которые касаются ИБ.
Сергей ЗИНКЕВИЧ (КРОК):
В России уровень осведомленности корпоративных заказчиков в облачных технологиях за последние два года вырос в разы, аналитики Forrester оценили его более чем в 90%. IT-аутсорсинг и облачные услуги с понятными терминами для CEO, CFO и CSO стали универсальным языком общения между провайдерами и заказчиками. Предоставляемый заказчикам уровень безопасности объединяет два компонента: административный и технические средства защиты. На административном уровне мы обеспечиваем соответствие арендуемой инфраструктуры требованиям регламентов по безопасности, принятым у заказчика. С помощью технических средств защиты, соответствующих стандарту PCI DSS, обеспечивается безопасность критической инфраструктуры заказчиков, чей бизнес связан с процессингом.
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
Лучше практики ничто не может убедить заказчика в безопасности и надежности предлагаемых облачных решений. Мы размещаем и поддерживаем в своем облаке бизнес-критичные системы заказчиков, в том числе «тяжелые» системы класса ERP. На профильных мероприятиях выступаем с докладами об этих проектах, даем комментарии в СМИ по темам безопасности облачных технологий, готовим экспертные статьи.
Сергей КОНЬКОВ (Fujitsu):
Выгоды облачной модели использования ресурсов на сегодняшний день очевидны подавляющему большинству компаний, с которыми мы работаем. Недоверие в первую очередь возникает из-за неуверенности в возможностях и качестве процессов конкретных провайдеров облачных услуг. Для того чтобы убедить заказчиков в нашей надежности, мы обычно рассказываем об успешном опыте компании в предоставлении облачных услуг и имеющихся ресурсах. Для особо сомневающихся всегда можем провести демонстрацию и консультацию с участием экспертов Fujitsu.
Евгений ХРАПОВСКИЙ («Инфосистемы Джет»):
Доверие к cloud-сервисам начинает расти, и это заметно. Своим клиентам мы открыто рассказываем, как и из каких компонентов построено наше облако, какие меры безопасности мы применяем и что делаем для минимизации ИБ-рисков, а также какие риски мы, как партнер, несем вместе с заказчиком. Наши аргументы просты и понятны. ВЦОД базируется на решениях известных вендоров: Cisco, NetApp, HPE, Huawei и др. Инструменты обеспечения ИБ продуманны и реализованы на уровне архитектуры. Это комплекс сертифицированных средств защиты, в том числе средства шифрования каналов по ГОСТ, защиты от несанкционированного доступа, защиты виртуальной инфраструктуры и пр. Кроме того, мы предприняли ряд организационно-технических мер для разграничения прав доступа собственного персонала к ресурсам ВЦОДа и разграничения ресурсов data-центра между компаниями-клиентами. Таким образом, ВЦОД не только полностью соответствует требованиям ФЗ № 152, но и позволяет обеспечить реальную защиту данных заказчика.
Дмитрий ПОПОВ (ActiveCloud):
Вопрос о безопасности не теряет актуальности, и мы даем все возможные гарантии, в том числе и строим облако, защищенное по ФЗ-152. Зачастую на территорию серверных многих заказчиков проникнуть не так уж и сложно. Все зависит от того, как именно защищена инфраструктура и насколько серьезно заказчик подошел к вопросу. Мы гарантируем надежность наших услуг, а в случае необходимости можем помочь заказчикам в настройке их инфраструктуры, вплоть до полноценного аутсорсинга. Что касается убеждения в необходимости использования облака, то основная идея заключается в том, что, помимо оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру, облако оптимизирует и бизнес заказчика в целом. IT-отдел в компании остается, но вместо «тушения пожаров» начинает заниматься тем, чем он должен заниматься постоянно, – развитием бизнеса: оптимизацией бизнес-процессов, внедрением ERP- и CRM-систем и других решений.
Артем НОСЕНКО (IBM):
Как и ожидалось, наибольшее недоверие к облакам наблюдается в банковском секторе, но ситуация меняется к лучшему. Наши облачные продукты предоставляют клиентам возможности по контролю за местом расположения данных, самими системами (до уровня консоли) и сетевыми портами. ЦОДы компании IBM отвечают международным требованиям по безопасности, таким как ISO 27001, ISO 27018, PCI DSS и т. д.
Андрей ТАМБОВСКИЙ («ФОРС Дистрибуция»):
Наша практика показывает, что вопрос безопасности в облаке сегодня уже далеко не на первом месте. Многие поняли, что задача имеет несколько решений, в зависимости от требований заказчика. Если это небольшая компания, ИТ-системы которой обслуживает сторонний администратор, то безопасность в офисе ничем не отличается от безопасности в облаке. И наоборот, есть компании, которые уже сегодня используют в своих ЦОДах сервисы, предоставляемые лучшими на сегодняшний день поставщиками облачных услуг. В таких случаях не имеет значения, где находятся информационные ресурсы компании – в собственном ЦОДе заказчика или в облаке – в обоих случаях можно использовать одни и те же сервисы по защите информации. Интересен пример европейского ИТ-рынка, который опережает развитие российского. Принимаемые на правительственном уровне законы в области ИБ таковы, что заказчикам проще и спокойнее заказать сервисы у облачного провайдера, чем привести собственную ИТ-инфраструктуру в соответствие с законодательными требованиями. Поскольку провайдер уже имеет аттестацию, то все, кто переносит свои системы в его облако, автоматически распространяют аккредитацию провайдера на свои информационные ресурсы.
Дмитрий НИКИТОВ («Марвел-Дистрибуция»):
Для некоторых компаний необходимость выбора поставщика услуг, имеющего ЦОД, физически размещенный на территории России, существенно сокращает количество провайдеров, с которыми они могли бы работать. Однако некоторые производители уже нашли выход из этой ситуации, который позволяет и соблюсти закон, и не строить свой ЦОД. Так, например, у Oracle недавно появилась технология Cloud Machine, разработанная для России и некоторых стран Азии и Восточной Европы. Оборудование, необходимое для развертывания облака, устанавливается на стороне заказчика в собственный или арендуемый ЦОД. На этом оборудовании и будут работать все облачные решения конкретного заказчика, причем он точно также не платит за «железо», а только за сам облачный сервис – у клиента не возникает капитальных затрат, только операционные, как и в случае с «классическими» облаками. Это, конечно, не дешевое решение, так как контракт подписывается сразу на несколько лет, но зато клиенту полностью обеспечена техническая поддержка специалистов вендора и все данные физически находятся в пределах Российской Федерации.
Клиенты из каких отраслей наиболее активно пользуются вашими услугами?
Леонид АНИКИН (Softline):
Тех, где есть наибольшая конкуренция, что толкает к сокращению издержек на ИТ. В России это торговля, финансы и производство.
Никита ДЕРГИЛЕВ («Техносерв»):
В большинстве случаев нашими клиентами становятся представители частного бизнеса. Размер или отрасль деятельности компании существенного влияния не оказывают. Облака покупают те, кто ценит время (ведь ИС можно развернуть за считаные минуты) и надежность, так как уровень резервирования и защиты данных несопоставим с решениями on-premise.
Артур ПЯРН (Huawei):
На текущий момент Huawei не предоставляет публичных облачных сервисов в России, помогая создавать облачные решения для своих корпоративных заказчиков. Мы видим большой интерес к облачным решениям со стороны финансового сектора, телекома, ретейла и медиа.
Сергей ЗИНКЕВИЧ (КРОК):
Наше облако подходит в первую очередь тем, кому нужна гибкость. Это компании с большим количеством клиентов, которым облако позволяет быстро реагировать на любые изменения. Ретейл, интернет-сервисы, логистические операторы, дистрибьюторы занимают наибольшую долю среди заказчиков КРОК, арендующих виртуальную инфраструктуру. Помимо этого, в связи с ростом числа разработчиков, вовлеченных в бизнес-процессы, облако все более востребовано при создании тестовых сред.
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
Ретейлеры наиболее гибки в бизнесе, поскольку работают на высококонкурентном рынке. А гибкость облаков позволяет им не упускать новые тренды в ИТ и развивать конкурентные преимущества.
Сергей КОНЬКОВ (Fujitsu):
В России из заказчиков Fujitsu наибольшую активность по использованию IaaS проявляют представители розничной торговли, выводящие в облака некритичные сервисы. Также большой интерес проявляют банки, но по понятным причинам преимущественно под задачи тестирования.
Евгений ХРАПОВСКИЙ («Инфосистемы Джет»):
Наиболее активно услугами нашего ВЦОДа пользуются ретейлеры и медиакомпании. Также наметилась положительная тенденция в банковском секторе. Кредитно-финансовые организации постепенно приходят к тому, что есть задачи, которые куда эффективнее решать совместно с партнером по облачным сервисам.
Дмитрий ПОПОВ (ActiveCloud):
Среди клиентов ActiveCloud есть крупные производственные предприятия, банки, медиасервисы, финансовые структуры, онлайн-сервисы и даже заказчики из таких консервативных сфер, как авиационная промышленность и медицина. В 2016 году мы проводили исследование среди наших клиентов и получили такую картину разделения по сферам деятельности:
Торговля | 35% |
Промышленность и ТЭК | 30% |
Финансовые организации | 16% |
Строительство | 7% |
Транспорт | 4% |
Услуги (без финансовых и телекоммуникационных) | 3% |
Телеком | 2% |
Госуправление | 2% |
Сельское хозяйство | 1% |
Из клиентов, пришедших в этом финансовом году, можно выделить CarPrice, Bonduelle, BookingGroup, Ак Барс Регион, Техно-Град, «Национальная Медицинская Сеть» (НМС).
Олег ЖУКОВ (Oracle):
Спрос на облачные сервисы отмечается во всех отраслях в России, но прежде всего со стороны компаний, занятых в ретейле, телекоме, финансовом секторе, промышленности. Интерес к облакам проявляют нефтегазовые компании. Более того, есть и совсем небольшие компании, даже стартапы.
Артем НОСЕНКО (IBM):
Наиболее часто встречаются заказчики облачных сервисов среди медиа, ретейла, разработчиков собственных платформ и IT-сервисов, а также финтех-организаций.
Прошу рассказать о самом крупном Вашем облачном проекте.
Никита ДЕРГИЛЕВ («Техносерв»):
Один из наших крупных проектов – внедрение облачной централизованной системы управления ИТ и оказания IT-услуг (решение ITSM) для одного из крупнейших агрохолдингов России. Заказчик нуждался в поддержке работы большого числа IT-систем и оборудования в центральном и региональном офисах. Система позволила решить критически важные задачи по обеспечению поддержки единых для холдинга сервисов автоматизации бизнес-процессов – уже используемых (таких как ERP, СЭД и др.), и только внедряемых. IT-служба заказчика создала на базе системы единые центры управления закупками и услугами и по сути, получили универсальную платформу, которая позволила решить как основную задачу по централизации управления ИТ, так и множество задач малой автоматизации. В то же время, проведя аналитическую работу, коллеги из агрохолдинга сделали целенаправленный выбор в пользу облачного варианта использования своей системы по модели SaaS. Это позволило им избежать дополнительных вложений в собственную инфраструктуру.
Сергей ЗИНКЕВИЧ (КРОК):
Недавно мы завершили проект по миграции данных с зарубежных серверов популярного сервиса для организации совместных поездок. Благодаря этому сервис доступен пользователям 24/7 и соблюдаются требования законодательства по хранению данных персональных пользователей в надежном ЦОД на территории России.
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
Здесь стоит говорить не о количестве стоек или виртуальных машин, а об уровне ответственности провайдера и бизнес-критичности тех ИС, которые размещаются в облаке. Таких проектов у нас много. Например, InventiveRetailGroup мы предоставляем SAP forRetail из облака, которым пользуются офисы компании по всей России, для них же организован сервис ExchangeSaaS, а также DRP с минимальным временем переключения на резервную облачную площадку.Телерадиокомпании «Мир» мы оказываем услугу по обработке и хранению в нашем облаке видеоконтента, необходимого для оперативной подготовки к эфиру новостных материалов. Есть проекты, где нам доверили всю инфраструктуру компании, в том числе и VDI.
Сергей КОНЬКОВ (Fujitsu):
Один из самых масштабных проектов - это перенос внутренних систем Fujitsu в собственное облако K5, построенное на платформе OpenStack. В настоящее время выполняется рассчитанный на несколько лет проект по переносу в K5 более 640 своих бизнес-систем, которые работают на 13 тысячах серверов, установленных в data-центрах корпорации на разных континентах. Сокращение затрат в результате составит более $300 млн за 5 лет. В этом проекте большую роль сыграли сотрудники глобальных центров по предоставлению услуг (GDC) Fujitsu, один из которых расположен в Казани. Именно специалисты этого GDC обеспечивают предоставление IaaS-услуг в России.
Дмитрий ПОПОВ (ActiveCloud):
Хотелось бы рассказать о построении гибридной инфраструктуры для крупной российской производственной компании. Имени заказчика, из-за подписанных документов о конфиденциальности, мы раскрыть не можем. Необычность проекта заключалась в размещении основной инфраструктуры в европейском ЦОД с выносом на сервера главных IT-систем и необходимых сервисов управления бизнес-процессами. Физически выделенный пул серверов был замкнут контуром безопасности. Выделенные каналы (основной и резервный) предоставляют доступ в режиме 24/7 и дают возможность репликации и копирования на резервный ЦОД, который располагается в Москве. Таким образом, построенное частное облако было дополнительно связано как с собственной инфраструктурой - серверами, находящимися в офисе заказчика, так и с резервными серверами. Был разработан протокол безопасности, обуславливающий возможность наиболее скоростного восстановления всех критичных систем. Миграция данных на европейские сервера прошла незаметно для около 1000 пользователей компании в режиме даунтайм. Заказчик получил не только доступную и безопасную инфраструктуру, но и возможность разгрузить свой бюджет, оплачивая только ежемесячные платежи. Из известных крупных клиентов, чьи имена мы можем называть, я могу выделить: Деловая среда от Сбербанка, Sanofi, YvesRocher, Московский Ювелирный завод, Delloite, ABI PRODUCT, KonicaMinolta, SPAR и другие.
Олег ЖУКОВ (Oracle):
Крупный игрок на российском рынке прямых продаж, компания Faberlic выбрала облачные сервисы OracleCloud для тестирования и разработки основной информационной учетной системы. Компания растет очень быстро: когда запустили первую коллекцию одежды, каждую секунду продавалось одно платье. А 80% коллекции школьной формы разошлось за первые 3 дня продаж. Поэтому перевод части нагрузок в облачную базу данных стал необходим, чтобы повысить производительность ИС.
Артем НОСЕНКО (IBM):
Один из наших заказчиков использует IBM Cloud для предоставления облачных услуг по поддержке проектной деятельности конечным клиентам по модели SaaS за пределами России и стран СНГ. Использование решений IBM Cloud позволило без капитальных затрат на ЦОДы обеспечить компании выход на западных клиентов при соблюдении локальных требований по защите данных конечных клиентов в каждой географической локации.
Андрей ТАМБОВСКИЙ («ФОРС Дистрибуция»):
Одно из направлений, по которому идет развитие облачного рынка – предоставление в качестве услуги таких технологий, которые недоступны или трудно реализуемы в традиционном формате. Наш пример - сервисы мониторинга и последующего анализа машинных логов. Нам нужен был сервис, который позволил бы, во-первых, самим контролировать работу аппаратной части ИТ-инфраструктуры и ПО, оперативно реагировать на любые изменения и не допускать нарушения SLA. Во-вторых, обеспечить независимость решения от нашего ландшафта. Чтобы, с одной стороны, в случае неполадок, мы могли бы использовать сохраненные логи для анализа произошедшего, а с другой – предоставить пользователям своего рода беспристрастного арбитра, который объективно показывает, по каким причинам произошла авария или снизилось качество сервиса. Для решения этой задачи мы выбрали сервисы Oracle Management Cloud – Application Performance Monitoring и Log Analytics. Эти облачные сервисы построены с использованием технологий Internet of Things, Big Data и Machine Learning. Использование этих сервисов уже неоднократно позволило нам решить сложные проблемы. Например, разобраться в ситуации, когда система абсолютно нормально работает, но при этом часть запросов не обрабатывается, при том, что все запросы однотипные, ничем друг от друга не отличающиеся. Или традиционную проблему переноса приложений из контура разработки в промышленный контур, когда у разработчиков все работает нормально, а в промышленном контуре возникают сложности. Мы смогли существенно сократить время решения подобных задач от нескольких дней до нескольких минут, в режиме реального времени.
Опубликовано 24.07.2017