Роуминг «Билайн»
Перед новогодними праздниками и зимним туристическим сезоном проблема рванувших вверх доллара и евро касается не только стоимости перелета, проживания и сувениров. Дороже стал и международный роуминг. Как изменилась в последние недели ситуация в этой области, рассказывает руководитель департамента мобильных услуг для массового рынка компании «Билайн» Роман Степанов.
Насколько возросла нагрузка на компанию, связанную с обеспечением роуминга?
Возросла весьма существенно. Все контракты с иностранными операторами у нас заключены в долларах или евро, и заключены они на довольно продолжительные сроки. Рост нагрузки пропорционален росту курса валют, поскольку наши цены формируются в рублях. Мы, как и другие игроки рынка, вынуждены были реагировать на меняющуюся ситуацию, несколько увеличив цены на голосовые услуги в роуминге. Если раньше в Европе, странах СНГ и на основных популярных туристических направлениях стоимость минуты входящего вызова составляла 9 рублей, а исходящего – 19, то теперь 15 и 25 рублей соответственно. При этом мы сохранили на прежнем уровне цены на мобильный Интернет в роуминге. Он, как и раньше, обходится на территории 75 стран в 5 рублей за мегабайт трафика.
C одной стороны, подорожали ваши услуги. С другой стороны, в пересчете на рубли будут обходиться дороже «туристические» SIM-карты местных операторов. Насколько изменился баланс стоимости роуминга и контрактов иностранных операторов?
Признаться, мы не думаем, что этот баланс поменяется радикально. До сих пор не более 5% абонентов предпочитали покупку SIM-карт местных операторов – для большинства гораздо важнее сохранить свой номер, чтобы принимать звонки. При этом в Новый год, когда все поздравляют друг друга, это особенно актуально. Мы предполагаем, что сегодня за границу поедут главным образом клиенты с высоким доходом, а для них принципиально важно оставаться на связи со своим номером. Кроме того, на традиционных массовых направлениях, таких как Египет или Таиланд, у нас стоимость Интернета в роуминге одна из самых выгодных – все те же 5 рублей за мегабайт. И поскольку, мобильный Интернет в путешествиях сегодня крайне недорогая и удобная вещь, временнóго перетока абонентов в пользу иностранных операторов мы не ожидаем.
За счет чего удается компенсировать курсовую разницу и держать цены на мобильный Интернет в роуминге на прежнем уровне?
У нас есть для этого хороший рычаг в виде группы компаний Vimpelcom Ltd, в которую входит много стран и которая помогает нам в работе с партнерами. В рамках сделок с другими операторами мы консолидируем весь объем трафика и можем получать более выгодные условия на обслуживание наших клиентов. При работе с партнерами у Vimpelcom Ltd одна из задач - это снижение себестоимости. Во многом благодаря такой работе мы планомерно снижали цены на роуминг весь 2014 год.
Как изменилась частота использования услуг роуминга за последние недели и месяцы?
Пока принципиальных изменений не наблюдается. Правда, здесь большое значение имеет сезонность – в ноябре роумингом пользуются в основном корпоративные клиенты, которые находятся в командировках. Показательными будут результаты января. В целом до предпоследней недели декабря, когда произошли значительные изменения курсов валют, мы наблюдали рост. Объем потребления услуги мобильного Интернета в роуминге за 11 месяцев год к году вырос в 6 раз. Что касается голосовой связи, то по ряду стран прирост составил до 20%. Это не удивительно: снижение тарифов и упрощение услуг всегда ведут к росту потребления.
Как обстоит ситуация с роумингом в Крыму, где вашей сети нет?
На территории Крыма наши клиенты могут пользоваться услугами оператора «К-Телеком» (WinMobile), с которым мы сотрудничаем. Для них там действуют те же условия на звонки, что и при поездках в остальные регионы России.
Есть ли у компании сценарии, рассчитанные на дальнейшие изменения на валютном рынке?
Наш основной сценарий – не паниковать и продолжать работать. В этом году мы заложили серьезный фундамент лидерства в области роуминга – это одно из приоритетных наших направлений. И мы сделаем все возможное, чтобы удерживать преимущество в этой области.