Госкомпании обязали мигрировать на отечественное ПО

Логотип компании
Госкомпании обязали мигрировать на отечественное ПО
Кабмин РФ обязал крупнейшие компании с государственным участием в акционерном капитале закупать отечественное ПО в обязательном порядке. Уже через четыре года все эти компании должны заменить более половины всех своих программных продуктов софтом отечественного производства.

Кабмин РФ обязал крупнейшие компании с государственным участием в акционерном капитале закупать отечественное ПО в обязательном порядке. Уже через четыре года все эти компании должны заменить более половины всех своих программных продуктов софтом отечественного производства.

Под новую директиву российского Кабинета министров, утвержденную Первым вице-премьером — министром финансов РФ Антоном Силуановым и согласованную с куратором по вопросам цифровой экономики Максимом Акимовым, попадают все компании с государственным участием, упомянутые в Распоряжении Правительства РФ от 23.01.2003 №91-р. Официальный текст этого распоряжения размещен на официальном сайте Законов, кодексов и нормативно-правовых актов России. В числе крупнейших из таких компаний – авиаперевозчик «Аэрофлот – Российские авиалинии», международный аэропорт «Шереметьево», энергетические компании «Газпром» и «Роснефть», крупнейший транспортный оператор «Российские железные дороги», СМИ «Первый канал», финансовая группа ВТБ и ряд других.

После получения этой директивы компаниям дается 10 дней на то, чтобы провести заседания Советов директоров или Наблюдательных советов, в обязательном порядке обсудив на них вопрос об импортозамещении своего программного обеспечения. В течение еще двух следующих месяцев госкомпаниям предстоит разработать и утвердить планы мероприятий по миграции на отечественное ПО на период с конца 2018 и до конца 2021 годов, указав в них сроки предстоящих в рамках миграции работ и ключевые показателей эффективности, объемы финансирования, его источники, а также ответственных за этот проект лиц.

Эти планы представителям компаний предстоит согласовать с Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, внести в долгосрочную программу развития. Минкомсвязи РФ, в свою очередь, предстоит ежеквартально получать отчеты об исполнении этих работ.

Как заявил в беседе с представителями российских СМИ директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух, к 2022 году больше половины всего программного обеспечения в компаниях с участием государства должно иметь российское происхождение. Речь идет о любом софте - операционных системах, серверах приложений, офисном программном обеспечении, антивирусных программах и так далее. Какую именно его часть переводить на программные продукты отечественных производителей, будут решать сами компании. Но, уточнил чиновник, в любом случае она должна составлять не менее 50%.

Напомним, что запрет на закупки импортного ПО для обеспечения государственных и муниципальных нужд действует в России был введен в действие Постановлением Правительства РФ №1236 с 1 января 2016 г. Этим же законодательным актом были определены и правила формирования Единого реестра российского ПО для ЭВМ и БД», который ведет Минкомсвязи РФ. К настоящему времени в реестр уже внесено порядка 5 тыс. наименований программных продуктов, официально признанных происходящими из РФ.

Положения национальной программы «Цифровая экономика» предусматривают доведение доли отечественного ПО в госкомпаниях до 70% уже к 2014 году. Для органов власти этот показатель составляет 90%. Однако до настоящего времени процесс миграции на отечественные программные разработки шел недостаточно быстрыми темпами, поскольку госкомпании, а порой и госведомства, теми или иными способами обходили запреты на приобретение импортного ПО. Теперь же, считают эксперты, занимать пассивную позицию в этом вопросе госкомпаниям больше не удастся, и процесс миграции пойдет более активно.

Читайте также
Вне всяких сомнений, 2022 год изменил мир. Но тогда уместен вопрос: как он повлиял на приоритеты кибербезопасности? Этот вопрос я не перестаю задавать собеседникам и крайне редко получаю убедительные, содержательные ответы. Как правило, это ответ из популярного словаря полумаркетолога, а они так же скучны, как вода в канализации: «Мы будем повышать качество наших продуктов и услуг». Гм... а до этого вы их понижали?
Для того чтобы понять о каких переменах идет речь, попробуем сфокусироваться на событиях после 2022 года и их масштабах с точки зрения кибербезопасности.

Похожие статьи