Аутсорсинг в законе

Логотип компании
О развитии ИТ-аутсорсинга в  России рассказали Сергей Шуршалин и Александр Кузнецов...

Сергей Шуршалин:

История

В России тема аутсорсинга на рынке ИТ впервые прозвучала сразу после кризиса 1998 г. Однако, его локализация исключительно в рамках границ РФ и стран СНГ, привела к тому, что конъюнктура развития российского ИТ-рынка сфокусировалась на теме аутсорсинга разработки ПО или «оффшорного программирования». Дальнейшее развитие данной тематики в области аутсорсинга инфраструктурных решений, определенная стандартизация предложения, успешные известные кейсы аутсорсинговых контрактов середины 2000-х годов сыграли свою позитивную роль в повышении интереса российских заказчиков к использованию этого аутсорсинга в целях повышения эффективности работы предприятий и их стабильности, а в ряде случаев к снижению расходов на ИТ.

Кризис

Нынешний кризис, начавшийся для России осенью 2008 г., существенно отличается от кризиса 1998 г., в первую очередь тем, что сегодня он носит глобальный характер. В состоянии рецессии находятся все крупнейшие экономики мира, включая США, страны Западной Европы, Японии и др. В этой связи именно использование аутсорсинга позволит многим российским предприятиям снизить расходы, поднять уровень обслуживания персонала и клиентов, а многим поставщикам услуг не потерять, а напротив, существенно расширить долю рынка. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что развитие инновационных пока для Росиии методов будет способствовать оптимизации управления в послекризисных условиях. .

Перспективы

Несмотря на мировой экономический кризис, рынок аутсорсинга продолжает активно развиваться. Объем рынка ИТ аутсорсинга в 2008 году по данным проведенного исследования составил порядка USD 775 млн. В 2010 г. по данным Forrester Research мировой рынок ИТ-услуг и аутсорсинга достигнет почти USD 500 млрд. Динамика его роста хотя и снижается на фоне общего снижения расходов на ИТ, однако продолжает превосходить темпы роста рынка ИТ в целом, а также сектора ИТ-услуг, в частности. По оценкам и ожиданиям участников и экспертов рынка в ближайшей перспективе сектор ИТ-аутсорсинга продолжит рост с динамикой порядка 30% в год и более и достигнет объемов более 1000 млн USD в 2010 г. благодаря активному консолидированному продвижению предложений участников рынка, подтверждению эффективности аутсорсинговых контрактов, а также оживлению российской экономики во второй половине 2009 г.

Общее снижение расходов предприятий на ИТ, связанное с замедлением экономического роста и экономией затрат на новые проекты, компенсируется существенным ростом востребованности услуг ИТ-аутсорсинга. Продолжает расти доля ИТ-услуг и аутсорсинга в общем объеме российского ИТ-рынка, которая в 2010 г. составит порядка 28%, что достаточно близко к показателям развитых рынков США и Западной Европы. С нарастающей динамикой продолжит объективный рост доля услуг ИТ-аутсорсинга в общем объеме рынка ИТ-услуг в России. по оценкам экспертов, доля аутсорсинговых контрактов в общем объеме преоставления ИТ-услуг составит в России в 2010 г более 30%, то есть, более трети. По оценкам экспертов рынка при позитивном сценарии развития объем российского рынка ИТ-аутсорсинга может увеличиться в разы уже в среднесрочной перспективе 3-5 лет.

Заказчики

Крупнейшие заказчики услуг ИТ-аутсорсинга – это госучреждения и организации (60% контрактов), торговые сети, предприятия промышленности и строительства финансово-кредитные учреждения (банки и страхование) (60% контрактов), поставщики связи и телекоммуникаций, а также нефтегазовые и энергетические компании.

Востребованные услуги

Наиболее востребованные услуги - аутсорсинг управления приложениями, аутсорсинг услуг ЦОД в разрезе ряда услуг, таких как collocation, резервирование инфраструктуры, аутсорсинг обслуживания инфрастуктурыИТ, все больше набирает популярность аутсорсинг ПО по схеме. Большинство (более ¾) поставщиков предоставляют услугу аутсорсинга поддержки ИТ-инфраструктуры. Поставщики услуг используют концепцию организации «единой точки входа для Заказчиков», гарантируя качество работы привлекаемых субподрядчиков. Почти 40% активно развивают партнерские сети для оказания услуг, более 35% - формируют собственные филиалы в регионах РФ, еще 20% - организуют «вахтовую» работу персонала на территории заказчика.

Причины популяризации аутсорсинга

Ключевым фактором, содействующ развитию ИТ-аутсорсинга, явился, как ни избита эта тема, экономический кризис, потребовавший сокращения расходов на неосновные бизнес-функции и при условиях экономии обеспечения надлежащего качества исполнения работ как минимум «не хуже» чем было до кризиса. Общее снижение расходов предприятий на ИТ, связанное с замедлением экономического роста в 2008-2009 гг., скомпенсировалось существенным ростом востребованности услуг ИТ-аутсорсинга по базовым стандартным сервисам в первую очередь в целях снижения расходов на ИТ. Аутсорсинг все чаще используется в качестве инструмента или технологии управления предприятием в целом.

Сложности

По мнению экспертов и участников рынка, доля ИТ-услуг в общем объеме российского ИТ рынка будет продолжать расти приближаясь к показателям развитых рынков США и Западной Европы. Тем не менее, в России пока не завершился процесс формирования нормативной базы, недостаток свободных средств на развитие и поддержку ИТ. Что касается резервирования инфраструктуры, то на Западе уже от нормативно-обязательной фазы, когда коммерческие орагнизации, а тем более финансовый сектор, обязывали резервировать данные, инфраструктуру и так далее, рынок перешел уже к фазе «культуры поведения», когда невозможно представить уважающую себя финансовую организацию, не резервирующую свою информацию и готовую к тому, что эта информация, критическая для многих клиентов компании, может быть навсегда уничтожена в случае того или иного негативного воздействия. В России, конечно, такой уровня зрелости еще не достигнут, но уже намечаются положительные тенденции, западные финансовые организации в России очень серьезно относятся к данному вопросу, в российских банках такая услуга также становится востребованной.

Среди прочих негативных факторов, отрицательно влияющих на развитие аутсорсинга, можно отметить низкий уровень зрелости российского рынка, наличие психологических барьеров у заказчиков к использованию аутсорсинга, недостаток финансирования, мифы о возможности получить качественную услугу совсем дешево на фоне кризиса и рост количества компаний-однодневок, предлагающих «аналогичные» услуги..

Александр Кузнецов:

Перспективные направления аутсорсинга

Одним из наиболее перспективных направлений ИТ-аутсорсинга для России является рынок ЦОД (центров обработки данных). Так, уже сегодня можно говорить, что достаточно развит традиционный Colocation, а также услуги мониторинга – использование активов подрядчика, системное обслуживание ЦОДов заказчика, набирает обороты услуга резервирования инфраструктуры. Что касается хостинга с приложений, схема предоставления этих услуг еще очень новая, наиболее отработана она у компаний, предоставляющих услуги по схеме Microsoft S+S, однако очень многие вендоры и их партнеры уже активно развивают подобные продукты, в частности, поставщики решений Service Desk, причем у них хостинг приложений SD часто предлагается совместно с услугой аутсорсинга 1-ой линии технической поддержки..

Сложности с законом

Для оптимизации бизнеса имеющиеся перспективы необходимо развивать, наращивая объемы сотрудничества с компаниями, предоставляющими услуги по предоставлению и обслуживанию ЦОД, резервированию данных, но для этого нужно действовать в соответствии с тенденциями текущего законодательства. Решениями Базельского комитета (на мировом уровне) и Положением № 242-П ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (на российском уровне) остро поставлен вопрос о резервировании данных в целях обеспечения безопасности и непрерывности бизнеса. К сожалению, как законодательство, так и инструкции Price Waterhouse Coopers не являются на сегодняшний день универсальными и не решают всех возможных ситуаций и юридических коллизий, связанных с использованием и обслуживанием ЦОД. Положение 242-П не дает четких инструкций, требования в нем весьма размытые, механизмы действия в тех или иных критических ситуациях в результате остаются нерешенными. Законопроект об обязательном создании резервной (дублирующей) инфраструктуры для кредитных учреждений, внесенный в Государственную Думу, все еще находится на рассмотрении. Инструкции Microsoft и Price Waterhouse Coopers, созданные для классификации форс-мажорных обстоятельств, влекущих за собой порчу оборудрвания и последующее подключение резервного офиса, сводятся либо к перечню природных факторов (землетрясение, наводнение), полностью исключая социальный фактор (такой как, например, беспорядки в стране, влекущие за собой умышленное механическое повреждение оборудования, либо отключение питания в связи с финансово-бюрократическими факторами), либо привязаны лишь к локальным географическим особенностям (поломка из-за торнадо, которого не бывает в нашей широте). Поэтому резервные ЦОД необходимо создавать, исходя из факторного анализа, соответствующего страновым и географическим рискам, что должно быть подкреплено как законодательно, так и на уровне универсальных инструкций.

Выводы (Леонид Чуриков):

Термин облачные технологии, под которые можно подогнать практически что угодно, имеет все шансы вытеснить слово аутсорсинг. Но произойдет это, скорее всего, после того, как закончится период переноса «железа» от клиента к владельцу ЦОДа, и последующий отказ заказчика от собственных «железных» активов.

Читайте также
Прошлый год стал для Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга временем активного внедрения цифровых решений. Город расширил электронные услуги, продвинулся в клиентоцентричности и подтвердил свои позиции на федеральном уровне. О том, как цифровые технологии делают жизнь в Санкт-Петербурге удобнее и безопаснее, рассказала председатель Комитета Юлия Смирнова.

Опубликовано 08.05.2010