При продаже софта принцип Парето срабатывает не всегда…
Группа компаний Softline, которой в августе этого года исполнится 19 лет, объявила итоги 2011 финансового года (закончился 31 марта 2012 г.).
Общий итог таков: объем продаж группы растет вдвое быстрее, чем российский IT-рынок (по оценкам IDC, в 2011 году российский он увеличился на 14,6%) . Впрочем, на то и лидеры, чтобы расти быстрее рынка, а кто растет медленнее, тот динамику продаж обычно не афиширует.
Цифры выглядят так: в 2011 финансовом году объем продаж группы Softline составил $600 млн, что на 32% выше аналогичного показателя предыдущего года ($456 млн) и более чем вдвое превышает показатель 2009 года ($290 млн). А если копнуть еще глубже, то выяснится, что за шесть лет оборот ГК вырос в шесть раз.
Но меня особенно интересовало вот что: срабатывает ли при продаже софта принцип Парето? То есть обеспечивают ли 80% продаж 20% вендоров Softline и приходится ли 80% продаж группы на 20% ее клиентов? Как выяснилось – нет.
По словам председателя совета директоров группы компаний Softline Игоря Боровикова, примерно 40% продаж приходится на ПО Microsoft и примерно столько же на 14 других вендоров. То есть 15 поставщиков обеспечивают группе 80% продаж. Всего же у группы свыше 3000 поставщиков софта. Как видим, до принципа Парето здесь очень и очень далеко.
Что же касается клиентов ГК Softline (их общее количество оценивается в 60 тыс.), то здесь принцип Парето также не просматривается: по словамгенерального директора компании Softline Руслана Белоусова, вклад самого крупного клиента составляет лишь около 1% от общего объема продаж группы.
Пример ГК Softline весьма показателен: она формирует продажи почти треть российского рынка ПО, который, по некоторым оценкам, превышает $2 млрд (впрочем, смотря как его считать и куда относить продажи OEM-версий). Иными словами, можно предположить, что не подчиняется принципу Парето (80:20) и российский рынок софта в целом. Возможно, он подчиняется какому-либо другому принципу? К примеру, 95:5?
В то же время следы принципа Парето в софтверном бизнесе найти все же удалось. В частном разговоре Руслан Белоусов сообщил мне, что если рассматривать только продажи софта (по всем более чем 3000 поставщиков), то в Softline 80% дохода от них обеспечивают «персональные» продукты («настольные» и «мобильные»), а 20% – серверные.
Небольшое уточнение к вышесказанному. Softline осуществляет продажи софта (software), IT-услуг (service) и «облаков» (cloud) не только в России. Группа представлена в 65 городах (23 страны ближнего и дальнего зарубежья). Так что можно предположить, что бизнес-пропорции предлагаемого ею софта имеют не только общероссийский, но и общемировой характер.
Источник: IT News №7 (апрель 2012)