SAP предложила лекарство от кризиса

Логотип компании
Принимать - во время перекура…

В среду, 12 ноября, компания SAP AG провела в своем московском офисе круглый стол на тему «BI и экономическая нестабильность». Идея организаторов заключалась не в том, чтобы поставить знак равенства между BI-системами и нестабильностью в экономике – вот, дескать, до чего довело экономику доверие к компьютерным прогнозам. Напротив, SAP попыталась предложить в качестве наиболее эффективного лекарства от кризиса аналитические системы вообще и решения, разработанные фирмой Business Objects, в частности. Напомним, SAP инициировала процесс покупки Business Objects в прошлом году (еще до того, как все заговорили о надвигающемся кризисе) и завершила сделку в текущем году. Покупка была мотивирована, в числе прочего, стратегическими планами SAP AG насчет увеличения клиентской базы в два раза.

Судя по всему, процесс увеличения клиентской базы SAP идет довольно успешно и не в последнюю очередь за счет продаж разработок Business Objects. По словам управляющего директора SAP AG в СНГ Йована Марьяновича, 50% всех переговоров последних двух месяцев, которыми занимаются менеджеры SAP AG, касаются продаж аналитических систем. «Все клиенты хотят быстрого получения аналитических результатов», - заявил г-н Марьянович. Насколько же быстро смогут получить результаты клиенты, пожелавшие приобрести систему Business Objects?

По утверждению Юлии Кудрявцевой, курирующей направление Business Objects в российском представительстве SAP AG, консультанты, специализирующиеся на внедрении подобных систем, образно говоря, «предлагают клиентам выйти покурить, а когда те возвращаются – система уже внедрена». Правда, IT-руководитель одного из крупных российских банков, который также присутствовал на круглом столе, высказал мнение, что система все-таки внедряется в течение нескольких дней и то в том случае, если у заказчика есть корпоративное хранилище данных. Если же хранилище отсутствует, то на его создание могут уйти годы.

Еще одним преимуществом бизнес-аналитики является относительно низкая цена, во всяком случае, в сравнении с ERP-системами. Г-жа Кудрявцева даже посетовала, что низкая стоимость внедрения не дает возможности заниматься подобными проектами консультантам из консалтингового подразделения SAP. Рабочий день консультанта по Business Objects обходится заказчику приблизительно в 500 $, а услуги сотрудника SAP Consult, как правило, стоят намного дороже.

В чем же проблема заказчиков, уже использующих аналитические инструменты и ERP-системы? Почему они не могут задействовать уже приобретенные инструменты для эффективного анализа данных в нынешнее время?
Как считает Йован Марьянович, уже много лет во всем мире и в России, в частности, подрядчики автоматизировали «рост». Даже несмотря на то, что в России несколько последних десятилетий нельзя назвать абсолютно стабильными (рынок постоянно менялся), – на рынке наблюдались устойчивые позитивные изменения.

Сейчас же, когда на определенных сегментах рынка негативные тенденции уже проявились, а компании, еще не столкнувшиеся с уменьшением темпов роста (есть и такие), тем не менее ждут наступления неблагоприятных времен, наступает понимание того, что, во-первых, системы не настроены для работы в такой ситуации, а во-вторых, менеджеры, в том числе руководители разного уровня, разучились «честно работать». В том смысле, что все научились писать «красивые квартальные отчеты», годные для того, чтобы получать хорошие бонусы в конце года. В нынешней ситуации эта практика малопригодна.

По мнению директора по бизнес-решениям российского представительства SAP AG Ильи Соловьева, практика написания «правильных» отчетов постепенно сменяется другой, по которой каждый из топ-менеджеров стремится сконцентрировать на своем рабочем месте максимум информации, чтобы в случае чего оказаться незаменимым и не попасть под увольнение. Поскольку для концентрации данных на одном пользовательском месте наиболее удобной является система Excel, то в компаниях плодится чудовищное количество Excel-отчетов. Которые плохо стыкуются друг с другом и не позволяют руководству проанализировать реальную ситуацию.

«Данных всегда переизбыток», - считает г-н Соловьев. Причем раньше какая-нибудь среднестатистическая более или менее успешная компания спокойно могла себе позволить медленно выстраивать наиболее наглядный интерфейс для отчетов, где, как правило, объединялись данные, характеризующие фирму исключительно с положительной стороны. Все это требовалось для привлечения «длинных кредитов» от зарубежных инвесторов. Сейчас же руководству нужно разобраться с тем, что есть на самом деле. Причем максимально быстро. «Для этого не нужно сотен показателей», - комментирует Илья Соловьев.

Возможно, поэтому SAP и Business Objects выпустили восемь индустриальных «пакетов» для бизнес-аналитики. Эти пакеты (для ритейла, госсектора и т. п.), по словам Юлии Кудрявцевой, вышли буквально на днях. В ближайшее время сотрудникам российского представительства предстоит разобраться с тем, насколько «пакеты» готовы к немедленному внедрению в нашей стране.

Тем не менее не все IT-менеджеры рассматривают именно аналитику как единственную вакцину от кризиса.

Директор департамента информационных технологий «Аэрофлота» Сергей Кирюшин полагает, что для кого-то автоматизация аналитики, возможно, и является приоритетной задачей. А для других компаний полезным лекарством вполне может оказаться автоматизация логистики или складских операций. «Внедрение двух упомянутых модулей, как правило, дает наиболее быстрый экономический эффект», - считает г-н Кирюшин. Длинные же IT-проекты компании, скорее всего, будут проводить с осторожностью. Но в большинстве случаев не заморозят те работы, которые были инициированы еще до кризиса и остановка которых экономически нецелесообразна вследствие большой инерции.

Читайте также
IT-world рассказывает об основных недостатках и ограничениях data driven похода, а также логике его внедрения.

Опубликовано 12.11.2008